«Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи дошкольников» (с текстами песен и нотами)
картотека по коррекционной педагогике
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОО города Смоленска
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию музыкально-речевых игр и упражнений для развития и коррекции речи в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
Ø раскрыть значение использования в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей музыкально-речевых игр и упражнений для развития и коррекции речи;
Ø активизировать педагогов в практическом применении музыкально-речевых игр и упражнений для развития и коррекции речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_dlya_pedagogov_muz.igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_i_korrektsii_rechi_doshkolnikov.docx | 120.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи дошкольников»
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОО города Смоленска
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию музыкально-речевых игр и упражнений для развития и коррекции речи в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
Ø раскрыть значение использования в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей музыкально-речевых игр и упражнений для развития и коррекции речи;
Ø активизировать педагогов в практическом применении музыкально-речевых игр и упражнений для развития и коррекции речи.
Структура мастер-класса:
I. Теоретическая часть: значение музыкально-речевых игр и упражнений для развития и коррекции речи во всестороннем развитии дошкольника.
II. Практическая часть: знакомство с различными музыкально-речевыми играми и упражнениями для развития и коррекции речи.
III. Рефлексия – итог мастер-класса
I. Теоретическая часть
Основная цель использования музыкально-речевых игр и упражнений для развития и коррекции речи - развитие фонематического и музыкального слуха дошкольников.
Коррекция речевых нарушений через музыку имеет большое значение:
Ø с помощью музыки у детей можно вызвать определенное эмоциональное состояние: бодрое, задорное, спокойное, доброжелательное;
Ø в процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
Ø речевые упражнения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие;
Ø музыкально-речевые упражнения развивают у детей координацию движения, возможность переключаться с одного движения на другое, планировать движения в пространстве, устанавливать связи между длительностью звучания и интенсивностью движения.
Музыкально-речевые игры и упражнения для развития и коррекции речи объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Можно выделить следующие виды музыкально-речевых игр и упражнений для развития и коррекции речи:
Ø музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, которые можно использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов.
Цель музыкально-игровых упражнений по слушанию музыки:
· развитие у детей слухового внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку;
· развитие звуковысотного, тембрового и динамического слухового восприятия.
Ø музыкально-речевые игры – это адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды.
Цель музыкально-речевых игр:
· усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями;
· развитие у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.
Ø музыкально-ритмические игры –используются для коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей.
Цель музыкально-ритмических игр:
· формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения.
Ø игры с использованием детских музыкальных инструментов – используются для развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов.
Ø музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность.
С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.
II. Практическая часть
Рассмотрим для примера методику проведения нескольких упражнений и игр.
Музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки
«Кто пищит?» сл. и муз. Е. Макшанцевой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; • активизация слухового внимания. • развитие способности к звукоподражанию; • активизация слухового внимания; • побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте слов. • развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания; • разучивание движений согласно тексту; • подпевание знакомых слов в тексте; • закрепление представлений детей о понятиях тихо, громко. | 1.Кто под стульчиком сидит? Пик-пик-пик! Пик-пик-пик! Кто под стульчиком пищит? Пик-пик-пик! Пик-пик-пик!
Припев: Нет, нет не пищит, Он тихонечко сидит.
2.Тихо, тихо, надо ждать. Да, да, да! Да, да, да! Может запищит опять. Да, да, да! Да, да, да! | Дети слушают музыкальный вопрос, который пропевает музыкальный руководитель. Подпевают повторяющиеся звукосочетания. * дети слушают; ** дети подпевают повторяющиеся слова; *** дети поют вместе с педагогом. По окончании песни, педагог игрушкой издает писк, и игра повторяется снова. В конце игры педагог зовет детей к себе и, показывая игрушку, предлагает поиграть. |
«Семь прыжков» датская народная мелодия
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
• развитие слухового внимания; • обучение музыкально-ритмическим движениям совместно со взрослым; • коррекция мелкой моторики рук. • развитие слухового внимания; • активизация слухового сосредоточения; • обучение движениям (стоя); • коррекция координации движений и мелкой моторики рук. • развитие слухового внимания; • активизация сосредоточения на звуковой сигнал до окончания звучания; • обучение движениям в паре; • коррекция мелкой моторики рук. | 1-4 такты 5 такт 6 такт 7 такт 8 такт первый аккорд
повтор 1-8 тактов первый аккорд...
второй аккорд...
повтор 1-8 тактов | Хлопки по коленям. Три хлопка в ладоши. Вращение кистями рук. Три хлопка в ладоши. Вращение кистями рук. Дотрагиваются до части тела, например, до носа и называют его. Повтор движений. Дотрагиваются до носа, называют его. Дотрагиваются до новой части тела (уши). Повтор движений. После повторения 1-8 тактов, повторить все предыдущие движения и добавить новое (новый аккорд). Музыкально-ритмические движения выполняются: * сидя по показу и с помощью взрослого; ** стоя в кругу по показу и с помощью взрослого; *** стоя в паре. |
Музыкально-речевые игры
«На бабушкином дворе» сл. и муз. О.Девочкиной
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
* • побуждение детей к интонированию. ** • развитие певческого интонирования; • побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний, подпеванию окончаний фраз. *** • развитие певческого интонирования; • обучение пению согласованно друг с другом, правильному дыханию. | Гуси кричат: «Га-га-га!» Утки кричат: «Кря-кря-кря!» Козлик кричит: «Ме-ме-ме!» Коровка мычит: «Му-му-му!» Киска поет: «Мяу-мяу-мяу!» Барашек зовет: «Бе-бе-бе!» Цыплята пищат: «Пи-пи-пи!» Лошадки кричат: «И-го-го!» Курочки кудахчут: « Куд ах- тах- тах!» Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» А собачка лает: «Гав-гав-гав!» Дом наш охраняет: «Гав-гав-гав!» | * дети слушают голос взрослого, интонируют на слог «ля»; ** дети слушают музыкальный вопрос и пропевают звукоподражания; *** дети поют всю песню. Придумывают характерные движения. |
«Что у кого внутри?» текст О.Ватиетис, движения О.Клезович
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
•* • знакомство детей с различными звукосочетаниями. ** • развитие слухового внимания, способности к звукоподражанию; • обучение детей ритмичному проговариванию звукосочетаний. *** • развитие слухового внимания, воображения, способности к звукоподражанию; • обучение детей придумыванию движений, ритмичному проговариванию слов. | У одуванчиков — взлеталка: «Фу-у-у-у!» У мотоцикла — рычалка: «Трр-трр!» У часов — смешилка: «Ха-ха-ха!» У мышки — пищалка: «Пи-пи-пи». У лошажки — ржалка: «И-го-го». У ветра — задувалка: «У-у-у-у». У каблуков — стучалка: «Тук-тук». У носа — сопелка: «Ф-ф-ф». У ежика — пыхтел ка: « П ых- пых- пых». У телефона — звонилка: « Д иль-диль-диль». А у солнца — светилка: «А-а-а-а». | * дети наблюдают за музыкальным руководителем и слушают; ** дети, подражая, повторяют звукосочетания; *** дети рассказывают стихотворение полностью с помощью взрослого и придумывают движения, соответствующие звукосочетаниям. |
Музыкально-ритмические игры
«Пляска с платочками»
сл. А.Ануфриевой, муз. немецкая народная, движения Т.Сауко
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; • обучение детей правильному положению платочка в руке и движению с ним под музыку; • коррекция координации движений и мелкой моторики рук. • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; • обучение движения с платочком; • коррекция координации и мелкой моторики рук. • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; • закрепление движений с платочком; • коррекция координации и мелкой моторики рук. | 1. У кого в руках платочек, тот ко мне пойдет в кружочек. И платочек всем покажет, Весело помашет. Припев: Вот так, вот платок какой, Покружись над головой. 2. Мы возьмем за уголочки наши яркие платочки. И поднимем выше, выше. И поднимем выше, выше. 3. Сядем тихо мы в кружочек, спрячемся за свой платочек. А потом, а потом всех ребяток мы найдем. 4. Как похожи на цветочки наши яркие платочки. И ребятки наши тоже на цветочки все похожи. | Идут друг за другом.
Кружатся.
Поднимают платочки, держа за уголки.
Присаживаются на корточки, прячутся за платочки, которые поддерживают обеими руками. Кладут платочки на голову. Рекомендуется провести с детьми беседу о платочке, его форме, цвете. Дети берут платочки и выполняют музыкально-ритмические движения: * совместно со взрослым; ** по образцу; ***самостоятельно. |
«Медвежата» текст О.Громовой, муз. Т.Прокопенко
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
• развитие эмоциональной отзывчивости; • обучение ритмическим движениям по показу; • коррекция координации движений, слухового внимания и сосредоточения. • развитие тембрового слуха, подражания, эмоциональной отзывчивости на ритм; • обучение ритмическим движениям по показу; • побуждение к декламированию вместе со взрослым. • развитие тембрового слуха, подражания, эмоциональной отзывчивости на ритм; • закрепление ритмических движений по показу, согласно тексту песни. | Медвежата в чаще жили, Головой они крутили. Вот так, вот так-так, Головой они крутили.
Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так-так, Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так, вот так-так, Вперевалочку ходили.
А потом они плясали, Выше лапы поднимали. Вот так, вот так-так, Выше лапы поднимали. | Дети изображают медведя: широко расставляют ноги, носками внутрь, ссутуливаются, сгибают в локтях руки, отводя локти от туловища. Выполняют повороты головой вправо-влево. Выставив одну ногу вперед, вытягивают вперед и руки, выполняют наклоны туловища.
Топчутся на месте, переступая с ноги на ногу, как медведи. Кружатся, как медвежата. * дети выполняют движения с помощью взрослого; ** дети выполняют движения и подпевают; *** детям дается возможность проявить творческую активность и самим показать, как выполняют движения медведи. |
Инструментальные игры
«Пение птиц»
Польская детская песня, обработка Т.Боровик
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания; • обучение звукоподражанию. • развитие слухового внимания; • побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний и прохлопыванию их ритмического рисунка. • развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания, ритмического чувства; • обучение вышеуказанным движениям, подпевание знакомых слов в тексте, повторющихся звукосочетаний; • коррекция мелкой моторики рук, автоматизация звуков «ж», «к», «р», «ч», «ц», «х» в словах и звукосочетаниях. | 1. Лишь заря на дворе, Утка в дудочку играет, А утята подпевают: «Кря-кря-кря». 2. Прилетел пестрый чиж, Он запел нежней свирели, И ребята присмирели Тишь-тишь-тишь. 3. Соловей лучше всех Разливается, хлопочет, Словно ночью спать не хочет: «Цех-цех-цех». 4. В небе крылья раскрыв, Звонкий жаворонок вьется. Над полями раздается: «Жив-жив-жив». 5. Воробей-озорник На рассвете все летает, Малым детям спать мешает: «Чик-чирик, чик-чирик». | Деревянная коробочка.
Маракас.
Треугольник.
Свистулька.
Бубен. * предполагает звукоподражание; ** дети подпевают и прохлопывают ритмический рисунок; *** пропевают и проигрывают ритмический рисунок, играют на музыкальных инструментах. |
«Путешествие в лес» разработка Л.Меркуловой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
* • развитие слухового внимания, • способности к звукоподражанию; • обучение ритмичному (усложнение ритма по усмотрению музыкального руководителя с каждым уровнем) отстукиванию и проговаривариванию знакомых слов в тексте; • разучивание разных ритмических рисунков; • коррекция мелкой моторики рук. Оснащение: искусственные елки, березки, дятел, заяц, деревянные палочки, металлофон. | 1.Пойдем по дорожке прямой. Вы, дети, идите за мной. Слышите, дятел стучит о сучок: Тук-тук, тук-тук, И мы повторим этот звук. 2.Сейчас по тропинке свернули направо, Увидели зайца — он прыгнул в канаву. А ножки стучат: Туки-туки-туки-тук. Повторим, дети, этот звук. 3. Вот вышли из леса кругом тишина, Только стучат два веселых бобра: Тук-тук да тук, тук-тук да тук. Повторим, дети, этот звук. 4. Вот и выбрались мы из леса. А теперь я с вами прощаюсь, меня ждут в лесу. | Дети приглашаются в зал — они гуляют по лесу. Воспитатель говорит, что они заблудились. Все кричат: «Ау!». Появляется волшебница и обещает вывести детей из леса. Идут, размеренно ударяя ногами об пол.
Игра на палочках.
Игра на ложках.
Игра на палочках. |
Музыкально-коммуникативные игры
«Санки» сл. и муз. Т Сауко
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
• формирование навыков совместной деятельности; • обучение детей выполнению движений согласованно, движению по залу; • обучение музыкально-ритмическим движениям: приседания под музыку, качание головой; • закрепление представления детей о зиме, зимних играх. • формирование навыков совместной деятельности, коммуникативных способностей; • обучение движениям, умению подпевать знакомые слова в тексте; • коррекция ориентации в пространстве. • формирование навыков совместной деятельности; • обучение согласованному выполнению движений в паре; • закрепление движений, умения подпевать знакомые слова в тексте; • закрепление представлений детей |
1. Наши дети в санки сели, Звонко песенку запели: Ли-ли-ли-ли-ли-ле, Ли-ли-ли-ли-ли-ле. 2. За веревочку взялись И помчались с горки вниз. Вдруг салазки на бок хлоп — Все попадали в сугроб. Ай-яй-яй-яй-ай-яй-яй, Все попадали в сугроб. 3. Ну, вставай, вставай, дружок, И отряхивай снежок. Снова в саночки садись, С горки весело катись. | Встают парами. Один — спиной и протягивает руки назад, другой сзади берет его за руки. Парами бегут по залу. Держась за руки, стоя на месте выполняют приседания. Приседают, садятся на пол. Качают головой. Встают, «отряхивают» снежок и меняются ролями. Дети выполняют музыкально-ритмические движения: * по одному, стоя в кругу; ** в паре со взрослым; *** в паре со сверстником. |
«Хей, привет»
американский фольклор, русский вариант текста Т.Боровик
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
• развитие доброжелательного отношения друг к другу; • активизация тактильной чувствительности; • обучение музыкально-ритмическим движениям по показу; • формирование навыков совместной деятельности; • коррекция мелкой моторики рук. • развитие слухового внимания; • обучение движениям в паре со взрослым, побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний; • формирование навыков совместной согласованной деятельности; • коррекция координации движений. • развитие координации движений, чувства ритма; • обучение выполнению движений в паре со сверстниками; • побуждение к пению знакомых слов в тексте, повторяющихся звукосочетаний; • формирование навыков общения. | Хей, хей — привет тебе! Хей, хей — привет тебе! Припев: Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп... Ушкам твоим привет, И твоим привет, привет. Припев: Топ, топ, топ, топ... Щечкам твоим привет, И твоим привет, привет. Припев: Кач, кач, качи, кач... | Дети здороваются, подавая руку партнеру (по очереди).
Исполняют движения по тексту. Дети прикасаются к ушкам друг друга.
Исполняют движения по тексту. Дети прикасаются к щекам друг друга.
* дети выполняют музыкально-ритмические движения, стоя в кругу или по залу; ** дети стоят в парах со взрослыми (педагогами или родителями); *** дети выполняют музыкально-ритмические движения, стоя в паре со сверстниками. |
III. Рефлексия – итог мастер-класса
В заключении хотелось бы посоветовать всем побольше играть с детьми и дарить друг другу только положительные эмоции. Я надеюсь, что представленные сегодня игры помогут вам в развитии творческих способностей ваших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей"
Буклет в помощь педагогу "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей" (сборник материалов для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей)...
"Музыкальные игры и упражнения для развития чувства лада у дошкольников"
Консультация для родителей....
Музыкальные игры и упражнения для развития речи
Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происх...
"Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей"
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей предназначены для музыкальных руководителей, воспитателей, дефектологов....
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи.
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи для совместной деятельности с родителями....
Мастер-класс для воспитателей «Музыкальная радуга звуков» об эффективных музыкальных играх и упражнениях, способствующих развитию речи.
Цель: Знакомство участников мастер-класса с приёмами и методами использования музыкальных игр и упражнений, способствующих развитию речи....