«Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей в здоровьесберегающей деятельности».
проект по теме
В данном материале отображена деятельность педагога для решения самой главной задачи - сохранения и укрепления здоровья дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_metody.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы
На ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»
Номинация
«Инновации в содержании, формах, методах и средствах дошкольного образования; здоровьесберегающая деятельность».
( Срок до 15.02.2012)
Тема проекта: «Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей в здоровьесберегающей деятельности».
Подготовила:
Мельникова
Вероника Алексеевна,
Воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 68 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников «Ладушки»
г. Норильск
Красноярского Края
Норильск
2012
Проект «Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей в здоровье сберегающей деятельности».
В современной России медики констатируют отрицательную ситуацию по демографической картине как социальной катастрофе, и по состоянию здоровья родившегося поколения. В связи с этим проблема здоровья подрастающего поколения становится национальной.
Поэтому особенно в условиях проживания на Крайнем Севере становится актуальна разработка проекта сохранения и здоровьесбережения воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Проект разрабатывался для группы «Ромашка» (средний возраст) ДОУ № 68 г.Норильска.
Особое внимание в разработке проекта «Здоровье» уделяется инновационным методам и формам взаимодействия с семьей; формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья. Поэтому целевое назначение проекта – создание системы привлечения родителей к освоению форм и методов работы по вопросам здоровьесбережения.
Задачи проекта:
1.Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях воспитанников, на основе комплексной диагностики.
2.Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления детей учитывая их особенности психофизического развития, при активном участии родителей.
3. Разработка и реализация плана мероприятий по сотрудничеству с родителями воспитанников, как приоритетный аспект в педагогическом процессе здоровьесбережения воспитанников.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОЕКТА.
1.Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях воспитанников, на основе комплексной диагностики.
В сентябре месяце было проведено анкетирование родителей, направленное на выявление отношения к здоровому образу жизни. Результаты таковы:
- родители, ведущие здоровый образ жизни (не курят, занимаются спортом) – 35%;
- родители, периодически занимающиеся спортом – 15%;
- родители, ведущие малоподвижный образ жизни, (курят в семье оба родителя или один) 50%.
Для формирования базы данных о здоровье детей, кроме результатов анкетирования, использовались в работе показатели по среднемесячным заболеванием детей средней группы «Ромашка».
Кроме того, разработана комплексная диагностика, которая включает в перечень мероприятий:
- осмотр детей специалистами детской поликлиники (осанка, плоскостопие);
регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ. Определение группы здоровья;
- диагностика развития детей, в том числе сформирование речевого и неречевого дыхания логопедом ДОУ;
- выявление нарушений двигательной активности, координации движений и т.д. в беседах с родителями и педагогами воспитателем ДОУ.
- диагностирование общей физ. подготовленности детей в начале и конце учебного года физ. инструктором;
Определение соответствия физкультурно-развивающей среды средней группы «Ромашка» ДОУ требованиям образовательной программы, реализуемой в ДОУ. На основе этот:
-создание условий (современное оборудование физкультурного зала, приобретение атрибутов и пособий, наличие физуголков в группе);
- изучение новейшей литературы и написание перспективных планов с использованием оздоравливающих технологий;
- составление карт индивидуальных нагрузок для каждого ребенка группы с учетом всех данных по результатам диагностирования здоровья и общей физподготовленности.
2. Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления детей в ДОУ, учитывая их особенности психофизического развития, при активном участии родителей.
2.1. Валеологическое образование детей.
В соответствии с программой Истоки, опираясь на образовательные задачи для каждого возраста, разрабатываются темы для познавательных занятий, бесед, индивидуальной работы.
Младшая группа:
развитие представлений о своем внешнем облике, знакомство со схематическим изображением тела;
знакомство со схематическим изображением лица;
развитие умения понимать эмоции других людей, ориентируясь на мимику и пантомимику;
развитие способности к сопереживанию, умению проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через переживания;
-развитие способности к пониманию символических обозначений различных эмоциональных состояний;
-развитие представлений о группе, принадлежности к ней; освоение правил поведения в детском саду, доброжелательного отношения к другим детям;
-развитие положительного отношения к себе и к своему имени;
-развитие представлений детей о принадлежности к женскому или мужскому полу, особенностях поведения мальчиков и девочек.
Средняя группа:
развитие представлений о своем теле:
а) опорно-двигательная система, знакомство с условным изображением строения человеческого тела;
б) кожа и кровеносная система;
в) дыхательная и пищеварительная система;
г) нервная система и органы чувств;
Старшая и подготовительная группа:
-закрепление пройденных тем, как часть других занятий и свободной деятельности.
Все группы:
на занятиях по физической культуре и ритмике, кружковая работа, беседы и индивидуальная работа, направленная на здоровьесбережение.
2.2. Физкультурно-оздоровительная работа
Занятия по физкультуре всех типов:
-традиционные;
-тренировочные;
-занятия-соревнования;
-занятия-зачеты;
-самостоятельные;
-интегрированные с другими видами деятельности;
-праздники и развлечения.
Занятия ритмикой и хореографией по перспективному плану.
2.3 Комплекс психогигиенических мероприятий
-элементы аутотренинга и релаксации;
-психогимнастика;
-элементы арттерапии;
-элементы музыкотерапии;
-элементы сказкотерапии, смехотерапии;
-индивидуальные и подгрупповые занятия в кабинете психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
-фитодизайн;
- обеспечение благоприятного психологического климата в группе.
2.4 Система закаливающих процедур:
-воздушное закаливание;
-хождение по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
- хождение босиком;
-полоскание горла и рта.
2.5 Активизация двигательного режима воспитанников:
-обеспечение двигательного режима детей атрибутами и пособиями;
-создание необходимой развивающей среды;
-проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок;
-строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
-проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
-хождение босиком на занятиях физкультурой, ритмикой, хореографией.
2.6. Использование оздоравливающих технологий на занятиях:
-точечный массаж по Уманской;
-пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ
-дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой;
-подвижные игры по Страковской и др.;
-психогимнастика по методике Чистяковой;
-специальные и коррекционные упражнения, рекомендованные для использования в ДОУ;
-хождение по «дорожке здоровья», использование массажеров.
2.7. Профилактическая работа:
-постоянный контроль осанки; контроль дыхания на занятиях с повышенной двигательной нагрузкой;
-подбор мебели в соответствии с ростом детей;
-профилактический прием дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;
-витаминотерапия;
-кварцевание;
-сбалансированное питание;
-вакцинация против гриппа;
-закаливание;
-употребление свежего чеснока и лука;
-употребление соков и фруктов (второй завтрак).
-реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей.
-профилактическая работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения заболевания дыхательных путей.
-профилактическая работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения осанки.
-профилактическая работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой.
- индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
-фитотерапия.
3. Разработка и реализация плана мероприятий по сотрудничеству с родителями воспитанников, как приоритетный аспект в педагогическом процессе здоровьесбережения воспитанников.
3.1. С педагогами :
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
- открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий.
3.2 Работа с родителями, включающая инновационные формы и методы.
Важным условием успешной работы с семьей стало повышение уровня педагогической культуры родителей, принятием новой модели культуры здорового образа жизни. Родители воспитанников приглашаются на педагогические конференции, где происходит обобщение и распространение педагогического опыта. Если подходить с инновационной позиций, в ходе конференций педагоги и родители в занимательной форме смогут моделировать и проигрывать жизненные ситуации. Это не только даст возможность родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания, но и будет способствовать установлению доверительных отношений и с педагогами, и со специалистами. А также формирование положительной мотивации здорового образа жизни.
Анкетирование родителей (получение информации о составе семьи, об особенностях семейного воспитания, о положительном опыте семейного воспитания или о трудностях и ошибках), что помогает наметить индивидуальные пути оздоровления ребенка в детском саду и семье.
Для повышения эффективности опросного метода анкету составляют воспитатели, за достоверность информации будет отвечать родители. Обрабатывать информацию может родительский комитет; это позволит получать более достоверные данные. В работе с родителями применяются индивидуальные беседы, консультации по оздоровлению.
Создана «Энциклопедия Здоровья», в которой родители могут получить разные ответы на вопросы, касающиеся укрепления здоровья. Энциклопедия включает в себя не просто ряд статей врачей и учителей, психологов.
В инновационном аспекте к консультациям привлекаются сами родители в соответствии с их компетенцией. В ДОУ создан консультативный пункт для родителей воспитанников, посещающих детский сад. Где представлена подборка педагогической (методической) литературы. В рамках инновационного подхода родителям представлена возможность самим предлагать литературу, то есть делиться опытом воспитания с другими родителями.
Для того что бы родители приобрели практические навыки по вопросам здоровьесебережения, в группе «Ромашка» проводятся практические занятия. Тематика их разнообразна: «Профилактика плоскостопия», «Правильная осанка», «Закаливание».
В инновационном плане родители имеют возможность сами предлагать более актуальную тему на их взгляд для проведения практического занятия. В группе проводятся дни открытых дверей, во время которых родители могут посетить и принять активное участие в работе дошкольного учреждения. Воспитатели привлекают родителей к совместным экскурсиям, прогулкам, досугам и развлечениям. Продуктивность работы также можно повысить с позиций компетентностного подхода (наблюдение родителей за работой воспитателя, поведением ребенка, играми ребенка, ознакомление с бытовыми условиями группы).
При проведении родительских собраний используется показ слайдов и видеороликов физкультурно-оздоровительного характера, что позволило задуматься многим семьям о совместном досуге с детьми. На родительском собрании представляется информация о мероприятиях всего ДОУ.
Инновационным моментом в данном процессе активизируется роль родителей с внедрением следующих технологий: элементов тренинга, мастер-классов, семинаров -практикумов, семинаров, видеотренингов, видеопрезентаций, показа видеозаписей сделанных на занятии. Работая по такой схеме, за короткое время можно добиться от родителей поразительных результатов, основанных на их активности, заинтересованности.
Для взаимодействия с родителями помогает организация круглого стола; групповая дискуссия повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, совместные действия, основанные на совместном выполнении родителем и педагогом действий, заданий, обсуждение разных точек зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, вербальная дискуссия , обучающая культуре диалога в семье, обществе.
Родители воспитанников выступают на родительском собрании, непосредственно как участниками, так и критиками и экспертами.
В группах выпускается газету «Здоровый образ жизни», где печатаются интервью с родителями, о влиянии дошкольного учреждения на ребенка и семью. Открыта рубрика: «Консультация узких специалистов», где даются родителям советы врача. Родители воспитанников могут предлагать материалы для профилактики простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказать свое мнение о прививках, о работе персонала той или иной поликлинике.
Современные инновационные формы работы с семьей включают совместные спортивные мероприятия, занятия-практикумы; которые состоят из теоретической и практической части. В теоретической части родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врач, психолог, логопед, медицинская сестра, инструктор по физической культуре) по определенной теме. В практической части участвуют родители и дети – они выполняют какой-либо комплекс лечебно-профилактических упражнений. В конце родителям выдаются памятки и методическая литература, даются рекомендации.
Таким образом, благодаря разработанной системе с применением инновационных форм и методов взаимодействия с родителями, снизится заболеваемость детей, повысится их иммунитет. Данные мероприятия не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки у детей. Создается микроклимат уважения к личности, доверительные отношения родитель – ребенок - педагог. Повысится компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения. Мы приложим все совместные усилия, чтобы детство юных норильчан прошло здоровым, счастливым и радостным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии...
Доклад с элементами мастер-класса "Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ"
Как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В перв...
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий
В статье рассматриваются цели и задачи ритмопластики, а также описываются преимущества данного вида здоровьесберегающих технологий. Ниже приведены некоторые примеры упражнений с элементами ритмопласти...
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий...
"Ритмопластика - как инновационный метод работы с дошкольниками в рамках здоровьесберегающих технологий"
Выступление на районном семинаре по теме: "Ритмопластика - как инновационный методработы с дошкольниками в рамках здоровьесберегающих технологий"...
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологийПояснительная запискаВоспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний де...
«Ритмическая гимнастика, как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий».
Данный проект рассчитан для детей младшей группы.Он способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей детей.Формированию у них правильной осанки, развитию силы, выносливости, увелич...