консультация для воспитателей
консультация
Предварительный просмотр:
Методический комплекс по организации работы в ДОУ с целью создания благоприятной психологической атмосферы Воспитатель: Еременко Е.А., ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга» (г. Жигулёвск, Самарская область) Для создания благоприятной психологической атмосферы в группе дошкольников, необходимой для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка, целесообразно оптимизировать отношения по всем направлениям (между воспитателем и детьми, между самими детьми, между воспитателями, между воспитателями и родителями, а также детско – родительские). Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Необходимо помнить, что дети с ОВЗ – это дети «с особыми образовательными потребностями», которым требуется повышенное внимание, терпение и понимание со стороны взрослого. Ознакомившись с теоретическими и практическими разработками психологов, педагогов и других специалистов, можно прийти к выводу о необходимости обобщения имеющегося опыта работы и подбора диагностического инструментария для воспитателей (и др.педагогов) по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка., а также разработки комплекса методических рекомендаций по организации различных форм работы с детьми и их родителями, по оптимизации среды и др. Цель: разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по созданию благоприятной психологической атмосферы в группах, где воспитываются дети с ОВЗ. Задачи: 1. Подобрать диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка. 2. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме необходимости оптимизации психологической атмосферы в группе с детьми с ОВЗ и создании психологически комфортной среды для детей. 3. Познакомить воспитателей и родителей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 4. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком, основанное на признании ценности каждого ребенка и его безусловном принятии. Ожидаемые результаты: ¬ агрессивные дети владеют различными способами выражения гнева в приемлемой форме; ¬ дети умеют владеть собой в различных ситуациях, применяя приемы саморегуляции; ¬ повышена самооценка тревожных, неуверенных в себе детей; ¬ дети владеют навыками сотрудничества и могут выполнять согласованные действия в команде, ¬ дети могут помогать друг другу, сопереживать, стали более толерантны к непохожести людей (детей и взрослых) ¬ в группе создан положительный эмоциональный фон, атмосфера доброжелательности и защищенности ¬ повышена психологическая культура педагогов и родителей, благодаря эффектному применению согласованных образовательных и воспитательных действий организовано личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком (в ДОУ и дома), основанное на признании ценности каждого ребенка и его безусловном принятии. Методические рекомендации адресованы: воспитателям ДОУ и их помощникам, логопедам, а также родителям для использования в домашних условиях. И могут реализовываться в следующих видах деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой, художественно – эстетической; в специально – организованных условиях и в режимные моменты. Первым этапом традиционно является анализ имеющейся литературы по данной проблематике (в литературе, различных интернет – ресурсах, статьях и публикациях и др.), из чего вытекает необходимость и актуальность подбора диагностического (методического) инструментария для воспитателей (и других педагогов ДОУ) по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы осознать, проанализировать групповую ситуацию, для чего предлагаются следующие методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада (перечень используемых методик – батарея методик – конкретизируется сообразно определенным условиям) 1. Цветовая диагностика «Домики» (А.Эткинд), цель методики - определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению, в ходе проведения индивидуальной диагностики заполняется схема наблюдения 2. Тест на эмоциональное отношение - выявляется отношение ребенка к различным видам деятельности ребенка в ДОУ, режимным моментам, взаимодействию со сверстниками и/взрослыми 3. Анализ - схема для педагогов «Атмосфера в моей группе» - позволяет проанализировать групповую ситуацию по следующим направлениям: ⎫ - Обстановка в группе. ⎫ - Взаимоотношения между воспитателем и ребенком. ⎫ - Взаимоотношения между детьми. 4. Методика “Секрет” (”Подарок”) - разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой. Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия 5. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада (детям предлагается выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада») - позволяет понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе 6. Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной), определяющая ведущую форму общения ребенка со взрослым. 7. Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптированный результат)/ребенка с окружающими людьми 8. Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т.Дорофеевой) 9. Методика исследования внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»)//п.6-9 – [«Азбука общения»] Таким образом, после ознакомления с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, становится ясно, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. На следующем этапе работы, в случае выявления недостаточного уровня психологического комфорта ребенка, неблагоприятной психологической атмосферы в группе с детьми с ОВЗ, предполагается разработка (подбор, комплектация в соответствии с конкретными условиями) комплекса мероприятий по коррекции данного состояния. Далее следует выполнение разработанного комплекса мер (по всем направлениям – работа с педагогами, детьми – индивидуально и в групповой форме, с родителями), контроль и коррекция намеченного плана в случае необходимости. Работа с педагогами (воспитатели, учителя – логопеды, педагоги – психологи, учителя – дефектологи, помощники воспитателей). Полученные педагогами результаты диагностики представляют собой вместе с тем и оценку их профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий. Для оптимизации психо – эмоционального состояния педагогов могут проводиться: - Различные семинары – практикумы по созданию психологического комфорта в группах детского сада, круглые столы и тренинги общения; где предполагается использование специальные упражнения , в том числе для снятия эмоционального напряжения, цель которых является снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к своей профессиональной деятельности. - Консультации (по данной тематике, например, «Использование психологических речевых настроек», «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду») - Выступления на педсоветах; - Участие в мастер-классах, семинарах – практикумах и т.п. Взаимодействие педагогов с детьми в группе строится с учетом составляющих психологически комфортной среды для детей. ¬ - организация зоны для психологической разгрузки; ¬ - обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; ¬ - обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; ¬ - обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр; ¬ - повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; ¬ - обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде ¬ использование психологических речевых настроек ¬ развитие толерантности у детей, терпимости друг к другу (в соответствии с программой «Азбука общения» - раздел 5 - «Как мы видим друг друга», и раздел 6 – «Фантазия характеров»; индивидуальная и подгрупповая работа предполагает: дидактические игры, этюды и игровые упражнения, направленные на развитие умения различать индивидуальные особенности друг друга, понятия о непохожести людей, о дружбе и взаимопомощи, на формирование положительных взаимоотношений между детьми и др., способствующие улучшению эмоционального фона, оптимизации психологической атмосферы группе. Работа с родителями: ⎫ консультации родителей (индивидуально и по подгруппам) ⎫ родительские собрания по темам: - «Создание благоприятной психологической атмосферы в группе с детьми ОВЗ как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольника»; - «Формирование активной позиции родителей в отношении решения учебновоспитательных задач по развитию коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста» и др. ⎫ Создание буклетов и размещение материалов на информационных стендах: Памятка «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду и дома» и т.п. ⎫ Открытые занятия (родители в роли наблюдателей) ⎫ Совместные занятия (активно участвуют в различных игровых упражнениях, направленных на улучшение психологической атмосферы в группе, на оптимизацию отношений детей со сверстниками и со взрослыми, улучшение детско-родительских отношений) Педагоги и родители, заинтересованные в создании благоприятной атмосферы в группе, стремящиеся создать для каждого ребенка наиболее оптимальные условия для эмоционального благополучия и психического здоровья, могут воспользоваться данным материалом. Применение данного методического комплекса, включающего в себя диагностические, коррекционно – развивающие, профилактические и просветительские приемы, формы и методы работы, будет способствовать формированию психологически комфортной среды для детей с ОВЗ. Используемая литература и другие источники: ⎫ Каше Г.В. подготовка к школе детей с недостатками речи. М. ⎫ Корнеева Н.Н., Программа "Хочу все знать!" для детей с ограниченными возможностями здоровья ⎫ Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993г. ⎫ Писарева Е., методические материалы «Психологический тренинг общения», общественная организация матерей и детей-инвалидов «Примавера», г. Боровичи, Новгородская область ⎫ Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М., 1997г. ⎫ Пучинская С.Ф., статья «Пути и средства создания психоэмоционального комфорта для детей в дошкольном учреждении» (Работа психолога в детском саду - Конференции по психологии) ⎫ Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка ребенка со сверстниками и взрослыми. – Л., 1991г. ⎫ Создание психологического комфорта в Группах детского сада (семинар –практикум) ⎫ Филичева Т.Б., Туманова Т.В. дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М. 2011г. ⎫ Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С Пб., 2008г. ⎫ Шипицына Л.М. и др.. Азбука общения: развитие личности риебенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 2002г. ⎫ Чиркина Г.В., Филичева Т.Б.. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2010г. ⎫ Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М. – Воронеж, 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...