Отчёт воспитателя
материал (младшая группа)
Отчёт воспитателя
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности: формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_sensorike.doc | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ремонтненский детский сад «Родничок»
Отчёт воспитателя
по самообразованию на тему
«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».
2018-2019г.
Я работаю в группе раннего возраста по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
При изучении программы, я пришла к выводу, что ранний возраст -самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Данная тема мне показалось очень интересной, не имеющая границ и кажется её всегда можно открывать для себя заново. Перед собой я поставила следующие цели и задачи:
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности: формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.)
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
Задачи:
Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление).
Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).
Учить способам обследования предметов.
Познакомить детей с дидактическими играми.
Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
Сплотить детский коллектив.
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
-произвольное внимание;
-логическое мышление;
-зрительное и слуховое восприятие;
-память;
-речь детей.
Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей
План самообразования состоит из 3 этапов:
1. Информационно-аналитический и методическая работа.
В течении года изучала методическую литературу:
1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина,Н. Б. Венгер, «Воспитание сенсорной культуры ребенка,-М. ,ПРОСВЕЩЕНИЕ, ,1988г и др. которая представлена в плане по самоообразованию.
Работы автора известных игр и обучающих средств Вячеслав Вадимович Воскобовича .
Что же такое сенсорное развитие ребенка?
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста является одним из главных направлений их психического развития в целом.
Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Одна из главных систем в организме человека, направленная на восприятие и представление о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей).
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами. Развивать познавательные и речевые умения. Определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов.
Опираясь на данные науки об этом возрасте, мы можем судить не с точки зрения его несовершенства, а с точки зрения его уникальности. Его слабость и несовершенство это по сути его сила, поскольку несовершенство есть безграничность возможностей духовного и физического совершенствования.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития.
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные: Я. А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития психики ребёнка.
Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому необходимо последовательно, планомерно знакомить детей с сенсорными эталонами (цветом, формой, тактильным, вкусовым и слуховым восприятием. Для обогащения сенсорного опыта используются дидактические игры, где воспитательно - образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий
Важное значение дидактической игры в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Дидактическая игра как игровая форма обучения — явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развитием речи. Игры И.Е. Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом .Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами: в играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Влияние интересных, доступных и полезных дидактических игр на развитие сенсорной культуры у детей младшего возраста позволяет воспитателю обеспечить решение не только образовательных, сенсорных задач (улучшает восприятие формы, учит различать цвета, материалы и др.), но и влиять на поведение и взаимоотношения детей.
2. Работа с детьми.
На протяжении года я использую рекомендации из прочитанной мною литературы в своей работе с детьми.
В НОД провожу физ. минутки, динамические паузы, пальчиковые игры.
Ежедневно провожу артикуляционную и пальчиковую гимнастику, гимнастику с массажными мячиками, гимнастика после сна ( картотеки по каждой гимнастики изготовлены и находятся в группе).
Игры-релаксации (картотека игр находится в группе).
Всё это непосредственно развивает речь ребёнка, так же развивает мелкую моторику пальцев рук. К концу учебного года дети в большинстве разговаривают. Так как речь у детей развивается по разному, моя работа помочь, неразговорчивым молчунам, в общении со сверстниками. В этом мне помогает использование подвижных игр, хороводных, сюжетно-ролевых (картотека подвижных игр изготовлена и находится в группе).
Так-же я прививаю детям культурно-гигиенические навыки и личным примером, и чтением рассказов, стихов. Рассказываю, что может случиться, если не помыть руки после прогулки или кушать грязными руками.
В НОД с детьми по лепке, рисовании, конструировании, аппликации, малыши закрепляют знания основных цветов, а так-же узнают цвета близкие к основным н. р. красный-розовый, синий-голубой и т. д.
Часто использую нетрадиционный метод рисования (маннку), дети очень любят эту технику работ. Мы рисуем, делаем аппликации.
Дети нашли себе друзей, они стали дружной семьёй, помогают более слабым, переживают за них.
К концу года дети научились различать основные цвета, форму, определять на ощупь предмет, кушают самостоятельно, одеваются (частично), раздеваются (частично), самостоятельно выбирают игровую деятельность.
Вся деятельность с детьми поставлена на игре так как игра- основной вид деятельности. И на помощь приходят дидактические игры (картотека разработана и находится в группе).
Для того чтобы дидактические игры, НОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать обще дидактические принципы:
-принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;
-принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей;
-принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;
Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах.
Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.
Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п. причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.
Работая в группе, создаю предметно-развивающую среду, для активного развития наших детей.
3. Работа с родителями.
В работе с родителями провожу индивидуальные консультации и беседы по развитию и воспитанию детей.
Провела консультацию для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры».
Пополняю физкультурный уголок. Я сделала массажный коврик для детей. Родители изготовили по моей инициативе ещё 2 массажных коврика. В дальнейшем планирую пополнять развивающую среду, совершенствоваться, использовать опыт своих коллег.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста
Мною были изготовлены следующие дидактические игры;
«Узнай фигуру», «Заплата для зонтика», «Выложи по образцу», « Найди домик»,», «Волшебные прищепки» ,«Что спрятано в фасоли», « Сложи картинку из 2-3 частей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт воспитателя по самообразованию
Дети очень любят играть в театр. И только воспитатель сможет научить, как играть....
Годовой отчёт воспитателя старшей группы Рыбалко А.В.
Годовой отчёт воспитателя старшей группы ...
Отчёт воспитателя по работе с родителями
Отчёт воспитателя по работе с родителями...
Краткий отчёт воспитателя о прохождении курсов повышения квалификации.
Отчёт о прохождении курсов В ПК ИРО г. Владивостока....
Отчёт воспитателя об использовании ИКТ в профессиональной деятельности.
Отчёт воспитателя подготовительной к школе группы об использовании ИКТ в профессиональной деятельности....
Отчёт воспитателя о проделанной работе в летний оздоровительный период
В летний оздоровительный период старшая группа №11 была сборной, посещали дети разных возрастов: дети 5,6 и 7 лет. .Вся работа в летний период была построена в соответствии с у...
Отчёт воспитателя о проделанной работе в летний оздоровительный период
В летний оздоровительный период старшая группа №11 была сборной, посещали дети разных возрастов: дети 5,6 и 7 лет. .Вся работа в летний период была построена в соответствии с у...