Изучение процесса доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет.
статья

Старостина Анна Вадимовна

Проблема трудовой деятельности детей старшего  дошкольного возраста остается на сегодня актуальной, так как современные образовательные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более не постоянным, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Изучение  процесса доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет».

Проблема трудовой деятельности для детей 5-6 лет  остается на сегодня актуальной, так как современные образовательные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более не постоянным, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка.

Цель данной работы представлена на слайде, на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии по формированию доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.

Объект исследования предоставлен на слайде  процесс трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования представлен на слайде, формирование доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.

Гипотеза исследования представлена на слайде 

процесс формирования доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет может быть более успешным, если:

- определено содержание понятия «трудовая деятельность», «доступная трудовая деятельность»;

- разработан проект педагогической технологии формирования трудовой деятельности у старших дошкольников на основе исходного уровня их сформированности состоящий из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного.

На основе выделенного объекта, предмета и цели исследования были определены задачи исследования.

  1. Определить содержание понятия «трудовой деятельности»;
  2. Проанализировать состояние проблемы по формированию трудовой деятельности для детей 5-6 лет в психолого-педагогической и методической литературе;
  3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности трудовых деятельности для детей 5-6 лет;
  4. Методически обосновать разработанный проект педагогической технологии по формированию трудовой деятельности для детей 5-6 лет.

А также  выделены основные понятия по теме исследования

Трудовое воспитание  означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. (Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду). (Л.И. Сайгушева )

 Деятельность – это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие либо свои потребности достигая цели (Зиченко В.П.) .

Трудовая деятельность - это одна из важнейших сторон воспитания детей дошкольного возраста, выражающаяся в ознакомлении детей с трудом взрослых, приобщении к труду, формировании уважительного отношения результатам труда и стремления оказывать посильную помощь взрослым (Т.А. Куликова).

        Доступная трудовая деятельность – формирование   устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно - творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия (Р.С. Буре)

Цель констатирующего этапа эксперимента  –  представлен на слайде выявить исходный уровень сформированности трудовой деятельности детей 5-6 лет.

Исходя из цели исследования, нами были определены задачи: Они представлены на слайде.

  1. Определить критерии, показатели и подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.
  2. Изучить уровень сформированности доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.

Анализ психолога – педагогических исследований позволил определить критерии и показатели изучение  сформированности доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет. При их определении ориентировались на критерии сформированности представлений, разработанные Л.И. Сайгушевой.

Критерии

Показатели

Наличие трудовых и специальных умений

Умение удерживать цель труда; планировать  и  осуществлять  трудовой  процесс  поэтапно  до получения результата и оценки качества. Умение использовать различные материалы и инструменты, владеть специальными действиями самоконтроля

Отношение к трудовой деятельности.

Репродуктивный или творческий характер деятельности. Результативность и самостоятельность в достижении результата.

Владение элементами культуры труда

Экономное расходование материала, умение поддерживать порядок на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и др.

На основании критериев и показателей были определены три уровня сформированности доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет.

Уровни

Характеристика

Низкий

Ребенок не удерживает цель труда; не планирует и не осуществляет трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества. В трудовой деятельности не использует различные материалы и инструменты, не владеет специальными действиями самоконтроля.

Трудовая деятельность ребенка не носит репродуктивный или творческий характер. Ребенок не заинтересован в результативности и не проявляет самостоятельность в достижении результата.

В ходе трудовой деятельности ребенок неэкономно расходует материал, не умеет поддерживать порядок на рабочем месте, не убирает рабочее место после окончания работы и др.

Средний

Ребенок удерживает цель труда; планирует и осуществляет трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества. В трудовой деятельности использует различные материалы и инструменты, но владеет специальными действиями самоконтроля.

Трудовая деятельность ребенка носит репродуктивный или творческий характер. Ребенок заинтересован в результативности и проявляет самостоятельность в достижении результата.

В ходе трудовой деятельности ребенок неэкономно расходует материал, не умеет поддерживать порядок на рабочем месте, но убирает рабочее место после окончания работы и др.

Высокий

Ребенок проявляет умение удерживать цель труда; планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества. В трудовой деятельности проявляет умение использовать различные материалы и инструменты, владеет специальными действиями самоконтроля.

Трудовая деятельность ребенка носит репродуктивный или творческий характер. Ребенок заинтересован в результативности и проявляет самостоятельность в достижении результата.

В ходе трудовой деятельности ребенок экономно расходует материал, умеет поддерживать порядок на рабочем месте, убирает рабочее место после окончания работы и др.

Констатирующий эксперимент проводился в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» в старшей возрастной группе (5-6 лет) № 2. В исследовании  принимали участие 20 детей, 13 педагогов и 20 родителей.

Была использована следующая методика проведения эксперимента:

На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная  характеристика  уровней.  

Ребенку индивидуально предлагалось сделать игрушку-сюрприз для близких (мамы, папы, бабушки и др.). Можно было самому придумать игрушку, выбрав бумагу нужного качества, цвета, формы, величины и необходимые инструменты (клей, ножницы, кисточку, шило, иглу и др.) или сделать ее по одному из вариативных образцов.

Перед ребенком на столе были разложены 3 изделия (домик, букет цветов, колокольчик) и соответствующие этим поделкам пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности.

После предложения ребенок действовал самостоятельно. В процессе наблюдения за деятельностью ребенка выявлялось создание замысла, ручная умелость и способность реализовать замысел.

Как показывает диаграмма высокий уровень трудовой деятельности был зафиксирован у 20% детей (4 человека), средний уровень наблюдается у 50% детей (10 человек), низкий уровень 30% (6 человек).

Проблемы формирования доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет в практике ДОО.

На основе анализа различных подходов к проблеме эффективности формирования доступной трудовой деятельности  у  детей  5-6 лет сделан вывод о том, что в современных условиях эффективность выступает из ведущих принципов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, обеспечивающим результативность и рациональность педагогической деятельности по достижению целей.

На основе проведенного анализа теоретических источников и результатов констатирующего эксперимента был разработан проект  формирования доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет. Содержание проекта представлено на слайде.

1 блок «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».

2 блок «Без труда нет добра».

Целевой модуль

Цель: повышение уровня сформированности доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет.

Задачи:

1. Формировать трудовые и специальные умения у детей старшего дошкольного возраста; положительное отношение к трудовой деятельности, стремления творчески подходить к решению трудовых задач; элементы культуры труда.

2. Развивать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности.

3. Воспитывать ценностные отношения к собственному труду его результатам, труду других людей.

Содержательный модуль

I блок- «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»;

II блок- «Без труда нет добра».

Процессуально –деятельностный модуль

Этапы работы

1 этап – вводный. Данный этап направлен на привлечение внимания детей к объекту труда, мотивация, постановка трудовой задачи, распределение обязанностей, планирование деятельности, подготовка оборудования (в зависимости от возраста).  

2 этап – основной. Данный этап направлен на формирование умения планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества, умения использовать различные материалы и инструменты.

3 этап – творческий. Данный этап направлен на развитие у ребенка заинтересованности в результативности и проявлении самостоятельности в достижении результата.

Участники образовательного процесса: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Средства: Печатные (познавательная литература, раздаточный материал).

-Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации).

- Демонстрационные (выставки).

- Материалы (ножницы, клей, карандаши, скотч, цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, трафареты, ткань, шишки, листья, камушки).

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические. 

Формы работы: организационная образовательная деятельность, совсестная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная и совместная деятельность детей.

. Последовательность: поэтапная реализация каждого блока.

Диагностико- результативный модуль

Результат: повышение уровня сформированности доступной трудовой деятельности детей.

Диагностические методы: диагностические задания и наблюдение за их выполнением.

Результаты решения задач исследования:

1.Проанализированы состояние проблемы по формированию

трудовой деятельности у детей 5-6 лет в психолого

педагогической и методической литературе;

2.Определены содержание понятий: «трудовой деятельности», «доступная трудовая деятельность».

3.Определены критерии, показатели и уровни сформированности доступной трудовой деятельности у детей

5-6 лет;

4.Методически обоснован разработанный проект педагогической технологии по формированию доступной трудовой деятельности у детей 5-6 лет. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа «Формирование субъектной позиции в процессе трудовой деятельности у детей дошкольного возраста».

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по формированию позиции субъекта в процессе трудовой деятельности у детей пятого года жизни.Программа составлена на основе примерной ...

Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "

Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по мест...

Развитие личности ребёнка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности.

Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немаловажно участие детей в доступных им трудовых мероприятиях. По мере ознакомления с т...

Консультация для педагогов «Развитие личности ребенка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности»

Трудовое воспитание является одной из значимых сторон воспитания дошкольников. Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немало...

Развитие личности ребенка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности

Трудовое воспитание является одной из значимых сторон воспитания дошкольников. Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немало...

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ДОСТУПНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается важность приобщения детей к доступной трудовой деятельности как средства развития их личности. Подчеркивается, что включение элементов труда в повседневную жизнь до...