Изучение процесса доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет.
статья
Проблема трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста остается на сегодня актуальной, так как современные образовательные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более не постоянным, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение процесса доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет | 41.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изучение процесса доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет».
Проблема трудовой деятельности для детей 5-6 лет остается на сегодня актуальной, так как современные образовательные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более не постоянным, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка.
Цель данной работы представлена на слайде, на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии по формированию доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.
Объект исследования предоставлен на слайде процесс трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования представлен на слайде, формирование доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования представлена на слайде
процесс формирования доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет может быть более успешным, если:
- определено содержание понятия «трудовая деятельность», «доступная трудовая деятельность»;
- разработан проект педагогической технологии формирования трудовой деятельности у старших дошкольников на основе исходного уровня их сформированности состоящий из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного.
На основе выделенного объекта, предмета и цели исследования были определены задачи исследования.
- Определить содержание понятия «трудовой деятельности»;
- Проанализировать состояние проблемы по формированию трудовой деятельности для детей 5-6 лет в психолого-педагогической и методической литературе;
- Определить критерии, показатели и уровни сформированности трудовых деятельности для детей 5-6 лет;
- Методически обосновать разработанный проект педагогической технологии по формированию трудовой деятельности для детей 5-6 лет.
А также выделены основные понятия по теме исследования
Трудовое воспитание означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. (Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду). (Л.И. Сайгушева )
Деятельность – это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие либо свои потребности достигая цели (Зиченко В.П.) .
Трудовая деятельность - это одна из важнейших сторон воспитания детей дошкольного возраста, выражающаяся в ознакомлении детей с трудом взрослых, приобщении к труду, формировании уважительного отношения результатам труда и стремления оказывать посильную помощь взрослым (Т.А. Куликова).
Доступная трудовая деятельность – формирование устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно - творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия (Р.С. Буре)
Цель констатирующего этапа эксперимента – представлен на слайде выявить исходный уровень сформированности трудовой деятельности детей 5-6 лет.
Исходя из цели исследования, нами были определены задачи: Они представлены на слайде.
- Определить критерии, показатели и подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.
- Изучить уровень сформированности доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.
Анализ психолога – педагогических исследований позволил определить критерии и показатели изучение сформированности доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет. При их определении ориентировались на критерии сформированности представлений, разработанные Л.И. Сайгушевой.
Критерии | Показатели |
Наличие трудовых и специальных умений | Умение удерживать цель труда; планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества. Умение использовать различные материалы и инструменты, владеть специальными действиями самоконтроля |
Отношение к трудовой деятельности. | Репродуктивный или творческий характер деятельности. Результативность и самостоятельность в достижении результата. |
Владение элементами культуры труда | Экономное расходование материала, умение поддерживать порядок на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и др. |
На основании критериев и показателей были определены три уровня сформированности доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет.
Уровни | Характеристика |
Низкий | Ребенок не удерживает цель труда; не планирует и не осуществляет трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества. В трудовой деятельности не использует различные материалы и инструменты, не владеет специальными действиями самоконтроля. Трудовая деятельность ребенка не носит репродуктивный или творческий характер. Ребенок не заинтересован в результативности и не проявляет самостоятельность в достижении результата. В ходе трудовой деятельности ребенок неэкономно расходует материал, не умеет поддерживать порядок на рабочем месте, не убирает рабочее место после окончания работы и др. |
Средний | Ребенок удерживает цель труда; планирует и осуществляет трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества. В трудовой деятельности использует различные материалы и инструменты, но владеет специальными действиями самоконтроля. Трудовая деятельность ребенка носит репродуктивный или творческий характер. Ребенок заинтересован в результативности и проявляет самостоятельность в достижении результата. В ходе трудовой деятельности ребенок неэкономно расходует материал, не умеет поддерживать порядок на рабочем месте, но убирает рабочее место после окончания работы и др. |
Высокий | Ребенок проявляет умение удерживать цель труда; планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества. В трудовой деятельности проявляет умение использовать различные материалы и инструменты, владеет специальными действиями самоконтроля. Трудовая деятельность ребенка носит репродуктивный или творческий характер. Ребенок заинтересован в результативности и проявляет самостоятельность в достижении результата. В ходе трудовой деятельности ребенок экономно расходует материал, умеет поддерживать порядок на рабочем месте, убирает рабочее место после окончания работы и др. |
Констатирующий эксперимент проводился в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» в старшей возрастной группе (5-6 лет) № 2. В исследовании принимали участие 20 детей, 13 педагогов и 20 родителей.
Была использована следующая методика проведения эксперимента:
На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней.
Ребенку индивидуально предлагалось сделать игрушку-сюрприз для близких (мамы, папы, бабушки и др.). Можно было самому придумать игрушку, выбрав бумагу нужного качества, цвета, формы, величины и необходимые инструменты (клей, ножницы, кисточку, шило, иглу и др.) или сделать ее по одному из вариативных образцов.
Перед ребенком на столе были разложены 3 изделия (домик, букет цветов, колокольчик) и соответствующие этим поделкам пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности.
После предложения ребенок действовал самостоятельно. В процессе наблюдения за деятельностью ребенка выявлялось создание замысла, ручная умелость и способность реализовать замысел.
Как показывает диаграмма высокий уровень трудовой деятельности был зафиксирован у 20% детей (4 человека), средний уровень наблюдается у 50% детей (10 человек), низкий уровень 30% (6 человек).
Проблемы формирования доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет в практике ДОО.
На основе анализа различных подходов к проблеме эффективности формирования доступной трудовой деятельности у детей 5-6 лет сделан вывод о том, что в современных условиях эффективность выступает из ведущих принципов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, обеспечивающим результативность и рациональность педагогической деятельности по достижению целей.
На основе проведенного анализа теоретических источников и результатов констатирующего эксперимента был разработан проект формирования доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет. Содержание проекта представлено на слайде.
1 блок «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».
2 блок «Без труда нет добра».
Целевой модуль | Цель: повышение уровня сформированности доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формировать трудовые и специальные умения у детей старшего дошкольного возраста; положительное отношение к трудовой деятельности, стремления творчески подходить к решению трудовых задач; элементы культуры труда. 2. Развивать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности. 3. Воспитывать ценностные отношения к собственному труду его результатам, труду других людей. |
Содержательный модуль | I блок- «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»; II блок- «Без труда нет добра». |
Процессуально –деятельностный модуль | Этапы работы 1 этап – вводный. Данный этап направлен на привлечение внимания детей к объекту труда, мотивация, постановка трудовой задачи, распределение обязанностей, планирование деятельности, подготовка оборудования (в зависимости от возраста). 2 этап – основной. Данный этап направлен на формирование умения планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества, умения использовать различные материалы и инструменты. 3 этап – творческий. Данный этап направлен на развитие у ребенка заинтересованности в результативности и проявлении самостоятельности в достижении результата. Участники образовательного процесса: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители. Средства: Печатные (познавательная литература, раздаточный материал). -Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации). - Демонстрационные (выставки). - Материалы (ножницы, клей, карандаши, скотч, цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, трафареты, ткань, шишки, листья, камушки). Методы и приемы: словесные, наглядные, практические. Формы работы: организационная образовательная деятельность, совсестная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная и совместная деятельность детей. . Последовательность: поэтапная реализация каждого блока. |
Диагностико- результативный модуль | Результат: повышение уровня сформированности доступной трудовой деятельности детей. Диагностические методы: диагностические задания и наблюдение за их выполнением. |
Результаты решения задач исследования:
1.Проанализированы состояние проблемы по формированию
трудовой деятельности у детей 5-6 лет в психолого
педагогической и методической литературе;
2.Определены содержание понятий: «трудовой деятельности», «доступная трудовая деятельность».
3.Определены критерии, показатели и уровни сформированности доступной трудовой деятельности у детей
5-6 лет;
4.Методически обоснован разработанный проект педагогической технологии по формированию доступной трудовой деятельности у детей 5-6 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа «Формирование субъектной позиции в процессе трудовой деятельности у детей дошкольного возраста».
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по формированию позиции субъекта в процессе трудовой деятельности у детей пятого года жизни.Программа составлена на основе примерной ...
Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "
Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по мест...
Развитие личности ребёнка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности.
Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немаловажно участие детей в доступных им трудовых мероприятиях. По мере ознакомления с т...
Консультация для педагогов «Развитие личности ребенка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности»
Трудовое воспитание является одной из значимых сторон воспитания дошкольников. Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немало...
Развитие личности ребенка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности
Трудовое воспитание является одной из значимых сторон воспитания дошкольников. Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немало...
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ДОСТУПНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается важность приобщения детей к доступной трудовой деятельности как средства развития их личности. Подчеркивается, что включение элементов труда в повседневную жизнь до...