Изучение процесса доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет.
статья

Старостина Анна Вадимовна

Проблема трудовой деятельности детей старшего  дошкольного возраста остается на сегодня актуальной, так как современные образовательные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более не постоянным, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Изучение  процесса доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет».

Проблема трудовой деятельности для детей 5-6 лет  остается на сегодня актуальной, так как современные образовательные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более не постоянным, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка.

Цель данной работы представлена на слайде, на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии по формированию доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.

Объект исследования предоставлен на слайде  процесс трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования представлен на слайде, формирование доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.

Гипотеза исследования представлена на слайде 

процесс формирования доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет может быть более успешным, если:

- определено содержание понятия «трудовая деятельность», «доступная трудовая деятельность»;

- разработан проект педагогической технологии формирования трудовой деятельности у старших дошкольников на основе исходного уровня их сформированности состоящий из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного.

На основе выделенного объекта, предмета и цели исследования были определены задачи исследования.

  1. Определить содержание понятия «трудовой деятельности»;
  2. Проанализировать состояние проблемы по формированию трудовой деятельности для детей 5-6 лет в психолого-педагогической и методической литературе;
  3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности трудовых деятельности для детей 5-6 лет;
  4. Методически обосновать разработанный проект педагогической технологии по формированию трудовой деятельности для детей 5-6 лет.

А также  выделены основные понятия по теме исследования

Трудовое воспитание  означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. (Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду). (Л.И. Сайгушева )

 Деятельность – это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие либо свои потребности достигая цели (Зиченко В.П.) .

Трудовая деятельность - это одна из важнейших сторон воспитания детей дошкольного возраста, выражающаяся в ознакомлении детей с трудом взрослых, приобщении к труду, формировании уважительного отношения результатам труда и стремления оказывать посильную помощь взрослым (Т.А. Куликова).

        Доступная трудовая деятельность – формирование   устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно - творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия (Р.С. Буре)

Цель констатирующего этапа эксперимента  –  представлен на слайде выявить исходный уровень сформированности трудовой деятельности детей 5-6 лет.

Исходя из цели исследования, нами были определены задачи: Они представлены на слайде.

  1. Определить критерии, показатели и подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.
  2. Изучить уровень сформированности доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.

Анализ психолога – педагогических исследований позволил определить критерии и показатели изучение  сформированности доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет. При их определении ориентировались на критерии сформированности представлений, разработанные Л.И. Сайгушевой.

Критерии

Показатели

Наличие трудовых и специальных умений

Умение удерживать цель труда; планировать  и  осуществлять  трудовой  процесс  поэтапно  до получения результата и оценки качества. Умение использовать различные материалы и инструменты, владеть специальными действиями самоконтроля

Отношение к трудовой деятельности.

Репродуктивный или творческий характер деятельности. Результативность и самостоятельность в достижении результата.

Владение элементами культуры труда

Экономное расходование материала, умение поддерживать порядок на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и др.

На основании критериев и показателей были определены три уровня сформированности доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет.

Уровни

Характеристика

Низкий

Ребенок не удерживает цель труда; не планирует и не осуществляет трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества. В трудовой деятельности не использует различные материалы и инструменты, не владеет специальными действиями самоконтроля.

Трудовая деятельность ребенка не носит репродуктивный или творческий характер. Ребенок не заинтересован в результативности и не проявляет самостоятельность в достижении результата.

В ходе трудовой деятельности ребенок неэкономно расходует материал, не умеет поддерживать порядок на рабочем месте, не убирает рабочее место после окончания работы и др.

Средний

Ребенок удерживает цель труда; планирует и осуществляет трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества. В трудовой деятельности использует различные материалы и инструменты, но владеет специальными действиями самоконтроля.

Трудовая деятельность ребенка носит репродуктивный или творческий характер. Ребенок заинтересован в результативности и проявляет самостоятельность в достижении результата.

В ходе трудовой деятельности ребенок неэкономно расходует материал, не умеет поддерживать порядок на рабочем месте, но убирает рабочее место после окончания работы и др.

Высокий

Ребенок проявляет умение удерживать цель труда; планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества. В трудовой деятельности проявляет умение использовать различные материалы и инструменты, владеет специальными действиями самоконтроля.

Трудовая деятельность ребенка носит репродуктивный или творческий характер. Ребенок заинтересован в результативности и проявляет самостоятельность в достижении результата.

В ходе трудовой деятельности ребенок экономно расходует материал, умеет поддерживать порядок на рабочем месте, убирает рабочее место после окончания работы и др.

Констатирующий эксперимент проводился в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» в старшей возрастной группе (5-6 лет) № 2. В исследовании  принимали участие 20 детей, 13 педагогов и 20 родителей.

Была использована следующая методика проведения эксперимента:

На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная  характеристика  уровней.  

Ребенку индивидуально предлагалось сделать игрушку-сюрприз для близких (мамы, папы, бабушки и др.). Можно было самому придумать игрушку, выбрав бумагу нужного качества, цвета, формы, величины и необходимые инструменты (клей, ножницы, кисточку, шило, иглу и др.) или сделать ее по одному из вариативных образцов.

Перед ребенком на столе были разложены 3 изделия (домик, букет цветов, колокольчик) и соответствующие этим поделкам пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности.

После предложения ребенок действовал самостоятельно. В процессе наблюдения за деятельностью ребенка выявлялось создание замысла, ручная умелость и способность реализовать замысел.

Как показывает диаграмма высокий уровень трудовой деятельности был зафиксирован у 20% детей (4 человека), средний уровень наблюдается у 50% детей (10 человек), низкий уровень 30% (6 человек).

Проблемы формирования доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет в практике ДОО.

На основе анализа различных подходов к проблеме эффективности формирования доступной трудовой деятельности  у  детей  5-6 лет сделан вывод о том, что в современных условиях эффективность выступает из ведущих принципов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, обеспечивающим результативность и рациональность педагогической деятельности по достижению целей.

На основе проведенного анализа теоретических источников и результатов констатирующего эксперимента был разработан проект  формирования доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет. Содержание проекта представлено на слайде.

1 блок «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».

2 блок «Без труда нет добра».

Целевой модуль

Цель: повышение уровня сформированности доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет.

Задачи:

1. Формировать трудовые и специальные умения у детей старшего дошкольного возраста; положительное отношение к трудовой деятельности, стремления творчески подходить к решению трудовых задач; элементы культуры труда.

2. Развивать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности.

3. Воспитывать ценностные отношения к собственному труду его результатам, труду других людей.

Содержательный модуль

I блок- «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»;

II блок- «Без труда нет добра».

Процессуально –деятельностный модуль

Этапы работы

1 этап – вводный. Данный этап направлен на привлечение внимания детей к объекту труда, мотивация, постановка трудовой задачи, распределение обязанностей, планирование деятельности, подготовка оборудования (в зависимости от возраста).  

2 этап – основной. Данный этап направлен на формирование умения планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества, умения использовать различные материалы и инструменты.

3 этап – творческий. Данный этап направлен на развитие у ребенка заинтересованности в результативности и проявлении самостоятельности в достижении результата.

Участники образовательного процесса: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Средства: Печатные (познавательная литература, раздаточный материал).

-Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации).

- Демонстрационные (выставки).

- Материалы (ножницы, клей, карандаши, скотч, цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, трафареты, ткань, шишки, листья, камушки).

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические. 

Формы работы: организационная образовательная деятельность, совсестная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная и совместная деятельность детей.

. Последовательность: поэтапная реализация каждого блока.

Диагностико- результативный модуль

Результат: повышение уровня сформированности доступной трудовой деятельности детей.

Диагностические методы: диагностические задания и наблюдение за их выполнением.

Результаты решения задач исследования:

1.Проанализированы состояние проблемы по формированию

трудовой деятельности у детей 5-6 лет в психолого

педагогической и методической литературе;

2.Определены содержание понятий: «трудовой деятельности», «доступная трудовая деятельность».

3.Определены критерии, показатели и уровни сформированности доступной трудовой деятельности у детей

5-6 лет;

4.Методически обоснован разработанный проект педагогической технологии по формированию доступной трудовой деятельности у детей 5-6 лет. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей группы в процессе организации трудовой деятельности

проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей  группы в процессе организации  трудовой деятельности(Мытье комнатных растений) Тема: «В мире комнатных растений»...

Хезмәт эшчәнлеген оештыру процессында балаларның танып белү активлыгын үстерү / Развитие познавательной активности в процессе организации трудовой деятельности дошкольников

Хезмәт эшчәнлеген оештырганда, тәрбияче, балаларның төрле яклап үсешен тәэмин итә, үз көчләренә ышанырга, тормышта һәрвакыт кирәкле осталык һәм күнекмәләр формалаштырырга булыша, җаваплылык һәм мөстәк...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника»

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педа­гогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания...

рабочая программа «Формирование субъектной позиции в процессе трудовой деятельности у детей дошкольного возраста».

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по формированию позиции субъекта в процессе трудовой деятельности у детей пятого года жизни.Программа составлена на основе примерной ...

Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "

Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по мест...

Развитие личности ребёнка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности.

Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немаловажно участие детей в доступных им трудовых мероприятиях. По мере ознакомления с т...