рабочая программа «Формирование субъектной позиции в процессе трудовой деятельности у детей дошкольного возраста».
рабочая программа (старшая группа)

Булычова Надежда Геннадьевна

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по формированию позиции субъекта в процессе трудовой деятельности у детей пятого года жизни.

Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, издательство «Детство-Пресс», 2011г. , Основной общеобразовательной программы ДОУ (образовательная область «Труд», «Социализация», «Познание»).

Срок реализации программы 1 год. Содержание программы предусматривает разные виды совместной и самостоятельной деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами.

Программа направлена на реализацию цели первичной социализации ребенка, развитие самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, проявлять при этом активность и инициативу, умение контролировать качество результатов своего труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_bulychovoy_vosstanovlen.docx54.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»

Согласовано на заседании                                     Утверждаю_____________

педагогического совета                                         Фахрутдинова С.А.                                                      

От ______ № ___протокола                                   заведующая МАДОУ РР№16                        

                                                                                  «Белочка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Формирование субъектной позиции

 в процессе трудовой деятельности

 у детей дошкольного возраста».

(средняя группа, возраст детей 4-5 лет).

Разработала: Булычова Надежда Геннадьевна,

                                                        воспитатель первой

                                                                          квалификационной категории.

г. Бердск  2016 год.

  1. Пояснительная записка.

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по формированию позиции субъекта в процессе трудовой деятельности у детей пятого года жизни.

Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, издательство «Детство-Пресс», 2011г. , Основной общеобразовательной программы ДОУ (образовательная область «Труд», «Социализация», «Познание»).

Срок реализации программы 1 год. Содержание программы предусматривает разные виды совместной и самостоятельной деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами.

Программа направлена на реализацию цели первичной социализации ребенка, развитие самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, проявлять при этом активность и инициативу, умение контролировать качество результатов своего труда.

Актуальность рабочей программы:

Педагогические наблюдения за детьми показали, что в группе есть дети, которые не уверены в себе, у них не выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании; такие дети зависимы от помощи взрослого. Познавательный интерес детей к труду неустойчив, они крайне редко отражают труд взрослых в сюжетно-ролевой игре. В поведении детей отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда, они неохотно помогают взрослым. Для формирования стойкого познавательного интереса к труду, желания участвовать в коллективных видах деятельности, развития самостоятельности необходима система работы, которая нашла воплощение в данной рабочей программе.

Цель программы: Формирование положительного отношения к труду в процессе совместной деятельности у детей пятого года жизни.

Задачи:

  1. Обогащать представление о труде взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
  2. Развивать инициативу и самостоятельность при выполнении повседневных трудовых дел в детском саду и семье;
  3. Воспитывать ценностное отношение к предметному миру как результату труда.

Предполагаемые результаты реализации программы.

К концу учебного года:

  • У детей ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, к технике. Дети интересуются, как работают близкие ему люди, чем они заняты на работе, охотно отражают полученные представления в сюжетно-ролевых играх;
  • Дети различают профессии по существенным признакам;
  • Дети самостоятельны в самообслуживании, сами ставят цель, видят необходимость выполнения определенных действий и достижения результата;
  • Дети способны использовать обследовательные  действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов;
  • Дети стремятся к выполнению трудовых обязанностей, охотно включаются в совместный труд со взрослыми и сверстниками;
  • В играх дети отражают социальные представления о жизни и отношениях взрослых людей;
  • Поведение детей свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых.

Используемая литература.

  1. Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлов, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
  2. Л.В.Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника», Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.
  3. Н.А.Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», издательство ООО «Элизе Трейдинг», Москва, 2002г.
  4. Р.С.Буре «Дошкольник и труд», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
  5. С.А.Козлова, Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика», Москва, 2002г.
  6. М.В. Крулехт, А.А. Крулехт «Образовательная область «Труд», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
  7. Т.А. Данилина, И.М. Степина «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей», пособие для практических работников ДОУ, Арсис ПРЕСС, Москва, 2004г.

 Взаимодействие участников образовательных отношений в процессе реализации программы.

  1. Диагностическая деятельность.

Методика диагностики разработана кафедрой теории и методики дошкольного воспитания НИПКиПРО  (г.Новосибирск, руководитель творческой группы Агавелян М.Г.)

Образовательная область «Труд»

средний возраст

Показатели освоения программы или показатели компетентности в социальном мире

Уровни компетентности в социальном мире

Используемые методы диагностики

низкий

средний

высокий

Представление о труде взрослых

Знает название некоторых профессий, связывает их с конкретным человеком.

Может рассказать о трудовых процессах некоторых людей с помощью взрослого

Различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений.

Различает профессии по существенным признакам, верно обосновывает свои суждения.

Ярко выражает познавательный интерес к труду взрослых. Образ взрослого складывается из деловых и личностных характеристик.

Беседа, дидактическая игра «Узнай и назови»

Показатели освоения программы или показатели овладения позицией субъекта деятельности

Уровни овладения субъекта деятельности

Используемые методы диагностики

низкий

средний

высокий

Проявление инициативы и самостоятельности при выполнении повседневных трудовых дел.

Не уверен в себе, стремление к самостоятельности не выражено.

Зависит от помощи взрослого

Самостоятелен в самообслуживании.

Стремиться к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми и сверстниками.

Самостоятелен.

Сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий и достижения результата.

Стремиться подражать умелому человеку.

Охотно включается в совместный труд.

Педагогическое наблюдение.

Отношение к предметному миру как результату труда.

Отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда.

Неохотно помогает людям.

Бережно относится к результатам труда.

Поведение свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых.

С уважением относится к труду взрослых.

Педагогическое наблюдение.

Протокол обследования детей средней группы №8 «Весёлые ребята»

всего обследовано:   детей                               время проведения: сентябрь 2013

май 2014

Показатели

компетентности в социальном мире

уровни

уровни

уровни

уровни

уровни

уровни

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Представление о труде взрослых

Показатели

освоения ребёнком позиции субъекта

уровни

уровни

уровни

уровни

уровни

уровни

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Проявление инициативы и самостоятельности при выполнении повседневных трудовых дел

Отношение к предметному миру как результату труда

Примечание:

условные обозначения                 сентябрь 2013г.-

                                                        май 2014 г. -

Примечание:

В ходе реализации рабочей программы труд по самообслуживанию в процессе режимных моментов в повседневной жизни организуется ежедневно; при этом решаются следующие задачи:

-  воспитание самостоятельности;

-  развитие способности быстро включаться в процесс;

- совершенствование навыков самоконтроля;

- оказание взаимопомощи сверстникам;

- воспитание бережного отношения к вещам, предметам и оборудованию;

- поддержка проявления добросовестности, ответственности, активности и    

  инициативности;

- сопереживание трудовым успехам и неудачам сверстников.

Предполагаемые результаты реализации программы:

-у детей ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, технике;

-дети интересуются, кем работают близкие им люди, чем они заняты на работе, охотно отражают полученные представления в сюжетно-ролевых играх;

- дети различают профессии по существенным признакам;

-дети самостоятельны в самообслуживании, сами ставят цель, видят необходимость  выполнения определенных действий и достижения результата;

-большинство детей стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включаются в совместный труд со взрослыми или сверстниками;

-в играх дети отражают социальные представления о жизни и отношения взрослых и детей;

-поведение большинства детей свидетельствует о бережном отношении к предметному миру  как к результату труда взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

Рабочая программа "Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

Курс дисциплины по выбору для студентов педагогических вузов, учебный план на 72 часа....

«Формирование экологической культуры посредствам трудового воспитание детей дошкольного возраста»

1.На первом этапе своей работы стоит следующее.Цель:Формирование начал экологической культуры детей средством трудовых навыков детей.Задачи:1. Становление осознанно-правильного отношения к природе во ...

Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....