рабочая программа «Формирование субъектной позиции в процессе трудовой деятельности у детей дошкольного возраста».
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по формированию позиции субъекта в процессе трудовой деятельности у детей пятого года жизни.
Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, издательство «Детство-Пресс», 2011г. , Основной общеобразовательной программы ДОУ (образовательная область «Труд», «Социализация», «Познание»).
Срок реализации программы 1 год. Содержание программы предусматривает разные виды совместной и самостоятельной деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами.
Программа направлена на реализацию цели первичной социализации ребенка, развитие самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, проявлять при этом активность и инициативу, умение контролировать качество результатов своего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»
Согласовано на заседании Утверждаю_____________
педагогического совета Фахрутдинова С.А.
От ______ № ___протокола заведующая МАДОУ РР№16
«Белочка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Формирование субъектной позиции
в процессе трудовой деятельности
у детей дошкольного возраста».
(средняя группа, возраст детей 4-5 лет).
Разработала: Булычова Надежда Геннадьевна,
воспитатель первой
квалификационной категории.
г. Бердск 2016 год.
- Пояснительная записка.
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по формированию позиции субъекта в процессе трудовой деятельности у детей пятого года жизни.
Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, издательство «Детство-Пресс», 2011г. , Основной общеобразовательной программы ДОУ (образовательная область «Труд», «Социализация», «Познание»).
Срок реализации программы 1 год. Содержание программы предусматривает разные виды совместной и самостоятельной деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами.
Программа направлена на реализацию цели первичной социализации ребенка, развитие самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, проявлять при этом активность и инициативу, умение контролировать качество результатов своего труда.
Актуальность рабочей программы:
Педагогические наблюдения за детьми показали, что в группе есть дети, которые не уверены в себе, у них не выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании; такие дети зависимы от помощи взрослого. Познавательный интерес детей к труду неустойчив, они крайне редко отражают труд взрослых в сюжетно-ролевой игре. В поведении детей отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда, они неохотно помогают взрослым. Для формирования стойкого познавательного интереса к труду, желания участвовать в коллективных видах деятельности, развития самостоятельности необходима система работы, которая нашла воплощение в данной рабочей программе.
Цель программы: Формирование положительного отношения к труду в процессе совместной деятельности у детей пятого года жизни.
Задачи:
- Обогащать представление о труде взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
- Развивать инициативу и самостоятельность при выполнении повседневных трудовых дел в детском саду и семье;
- Воспитывать ценностное отношение к предметному миру как результату труда.
Предполагаемые результаты реализации программы.
К концу учебного года:
- У детей ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, к технике. Дети интересуются, как работают близкие ему люди, чем они заняты на работе, охотно отражают полученные представления в сюжетно-ролевых играх;
- Дети различают профессии по существенным признакам;
- Дети самостоятельны в самообслуживании, сами ставят цель, видят необходимость выполнения определенных действий и достижения результата;
- Дети способны использовать обследовательные действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов;
- Дети стремятся к выполнению трудовых обязанностей, охотно включаются в совместный труд со взрослыми и сверстниками;
- В играх дети отражают социальные представления о жизни и отношениях взрослых людей;
- Поведение детей свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых.
Используемая литература.
- Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлов, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
- Л.В.Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника», Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.
- Н.А.Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», издательство ООО «Элизе Трейдинг», Москва, 2002г.
- Р.С.Буре «Дошкольник и труд», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
- С.А.Козлова, Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика», Москва, 2002г.
- М.В. Крулехт, А.А. Крулехт «Образовательная область «Труд», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
- Т.А. Данилина, И.М. Степина «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей», пособие для практических работников ДОУ, Арсис ПРЕСС, Москва, 2004г.
Взаимодействие участников образовательных отношений в процессе реализации программы.
- Диагностическая деятельность.
Методика диагностики разработана кафедрой теории и методики дошкольного воспитания НИПКиПРО (г.Новосибирск, руководитель творческой группы Агавелян М.Г.)
Образовательная область «Труд»
средний возраст
Показатели освоения программы или показатели компетентности в социальном мире | Уровни компетентности в социальном мире | Используемые методы диагностики | ||
низкий | средний | высокий | ||
Представление о труде взрослых | Знает название некоторых профессий, связывает их с конкретным человеком. Может рассказать о трудовых процессах некоторых людей с помощью взрослого | Различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. | Различает профессии по существенным признакам, верно обосновывает свои суждения. Ярко выражает познавательный интерес к труду взрослых. Образ взрослого складывается из деловых и личностных характеристик. | Беседа, дидактическая игра «Узнай и назови» |
Показатели освоения программы или показатели овладения позицией субъекта деятельности | Уровни овладения субъекта деятельности | Используемые методы диагностики | ||
низкий | средний | высокий | ||
Проявление инициативы и самостоятельности при выполнении повседневных трудовых дел. | Не уверен в себе, стремление к самостоятельности не выражено. Зависит от помощи взрослого | Самостоятелен в самообслуживании. Стремиться к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми и сверстниками. | Самостоятелен. Сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий и достижения результата. Стремиться подражать умелому человеку. Охотно включается в совместный труд. | Педагогическое наблюдение. |
Отношение к предметному миру как результату труда. | Отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда. Неохотно помогает людям. | Бережно относится к результатам труда. | Поведение свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых. С уважением относится к труду взрослых. | Педагогическое наблюдение. |
Протокол обследования детей средней группы №8 «Весёлые ребята»
всего обследовано: детей время проведения: сентябрь 2013
май 2014
Показатели компетентности в социальном мире | ||||||||||||||||||
уровни | уровни | уровни | уровни | уровни | уровни | |||||||||||||
н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | |
Представление о труде взрослых |
Показатели освоения ребёнком позиции субъекта | ||||||||||||||||||
уровни | уровни | уровни | уровни | уровни | уровни | |||||||||||||
н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | |
Проявление инициативы и самостоятельности при выполнении повседневных трудовых дел | ||||||||||||||||||
Отношение к предметному миру как результату труда |
Примечание:
условные обозначения сентябрь 2013г.-
май 2014 г. -
Примечание:
В ходе реализации рабочей программы труд по самообслуживанию в процессе режимных моментов в повседневной жизни организуется ежедневно; при этом решаются следующие задачи:
- воспитание самостоятельности;
- развитие способности быстро включаться в процесс;
- совершенствование навыков самоконтроля;
- оказание взаимопомощи сверстникам;
- воспитание бережного отношения к вещам, предметам и оборудованию;
- поддержка проявления добросовестности, ответственности, активности и
инициативности;
- сопереживание трудовым успехам и неудачам сверстников.
Предполагаемые результаты реализации программы:
-у детей ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, технике;
-дети интересуются, кем работают близкие им люди, чем они заняты на работе, охотно отражают полученные представления в сюжетно-ролевых играх;
- дети различают профессии по существенным признакам;
-дети самостоятельны в самообслуживании, сами ставят цель, видят необходимость выполнения определенных действий и достижения результата;
-большинство детей стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включаются в совместный труд со взрослыми или сверстниками;
-в играх дети отражают социальные представления о жизни и отношения взрослых и детей;
-поведение большинства детей свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как к результату труда взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» руководи...

Программа по ранней профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Программа по ранней профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профори...

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)
Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

Рабочая программа "Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
Курс дисциплины по выбору для студентов педагогических вузов, учебный план на 72 часа....

Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...
консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)
Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....