Дополнительная общеобразовательная программа для детей по сенсорному развитию»Кто живет в моей ладошке» раннего возраста (2 – 3 лет)
материал
Дополнительная общеобразовательная программа для детей по сенсорному развитию»Кто живет в моей ладошке» раннего возраста (2 – 3 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_dopolnitelnyy.docx | 348.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ремонтенский детский сад «Солнечный зайчик»
Дополнительная общеобразовательная программа для детей
по сенсорному развитию»Кто живет в моей ладошке»
раннего возраста (2 – 3 лет)
2019г.
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста..4
Содержание дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста …………………..7
Методическое обеспечение общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста …………………12
Список литературы ……………………………………………………………….15
Приложения ……………………………………………………………………….16
Пояснительная записка
Посмотрите на жизнь вы глазами детей,
Сколько радостей, сколько открытий.
Шаг за шагом с ребёнком смелей
Вы по этой планете идите.
Расскажите о звёздах, о синих морях,
Вместе пойте, творите, мечтайте.
Как прекрасная фея,
В чистых, юных сердцах
Огоньки доброты зажигайте.
Т. Шикалова
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сенситивен во всем». В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Направленность: познавательная.
Цель программы
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста сенсорные эталоны.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- развитие зрительных ощущений: развивать умения различать цвет, форму, величину предмета.
- развитие тактильной чувствительности: различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- познакомить детей с геометрическими формами и их названиями.
- дать представления о чередовании предметов по форме.
- развивать умение обследовать предмет с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего мира;
- развивать мышление и зрительное восприятие.
Теоретические обоснования, актуальность программы
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания, развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях. В программе представлены специальные игры и упражнения на развитие тактильного восприятия с водой, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, на нанизывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Основные принципы программы
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип системности коррекционных и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком;
- принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Предполагаемый результат
- дети различают и называют цвета спектра( красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный);
- различают и называют геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка);
- различают качество предметов на ощупь и их называют;
- умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы
Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогическойкоррекции. Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей. Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей. Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
- дети 2-3 лет
- семьи детей, посещающих детский сад
- педагогический персонал детского сада
Продолжительность реализации программы
Данный курс состоит из 36 занятий по 8-10 минут каждое.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в 16 часов (график скользящий)
Список детей .
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Методическое обеспечение программы.
Методы и формы работы
- игровой метод (дидактические игры, игры- манипуляции, ).
- наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов, мультимедийные презентации)
- практический метод (показ способов действия с предметами, эксперимент)
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы
- учет интересов и способностей детей.
- желание родителей.
- добровольное участие.
- учет психофизических особенностей детей.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
1. Необходимо просторное, хорошо освещенное помещение;
2. Столы и стулья должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников;
3. Чистота и порядок в помещении, правильное организованное рабочее место;
4. Необходимый наглядный и дидактический материал:
- фотоматериалы;
- готовые пособия;
- иллюстрации;
- плакаты;
- презентации;
5. Для выполнения работы необходимы определенные материалы, приспособления и инструменты:
- наборы цветной бумаги, гофрированного картона;
- листы цветной ксероксной бумаги формата А4;
- разнообразные пирамидки, кубики, шнуровки, пазлы;
- готовые дидактические игры;
- дидактические карточки с изображением животных;
- счетные палочки, ложки, емкости для разведения краски;
- коробка для принадлежностей;
Этапы организации деятельности:
При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных этапах творческой деятельности детей, в которой выделяют три основных этапа, последовательно взаимосвязанных между собою:
1 этап – возникновение замысла;
2 этап – процесс создания продукта;
3 этап – анализ результатов.
Основные правила по технике безопасности
- игрушки все без сколов и трещин;
- счетные палочки с закругленными концами ;
- фасоль и орехи крупные;
- емкости пласмасовые;
- не отвлекаться во время работы;
- по окончании работы убрать рабочее место.
Работа с коллегами
- С воспитателями первых младших групп запланирован круглый стол на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада»,
- Передача опыта работы по изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию детей, анкетирование.
Консультации с воспитателями по следующим темам:
- «Зарождение игровой деятельности» (история развития, возникновение ролевой игры),
- «Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов», «Ведущий вид деятельности в раннем детстве», «Гуманистическая педагогика М.Монтессори».
Работа с родителями В зону сенсорного развития совместно с родителями изготовить дидактические игры, пособия:
- «Дидактический кубик»
- «Украсим бабочек»
- «Застегни пуговицы»
- «Веселые карандаши»
- « Книжка - потешки»
Совместно с родителями оформить :
- «Центр активности »,
- «Центр спокойных игр»,
Консультации с родителями на темы:
1.«Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционных методов»,
2.«Роль мелкой моторики рук в развитии ребенка», 3.«Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников» , 4.«Игра – спутник детства», 5.«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста», 6.«Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы»
Литература:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
(консультация для родителей)
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств. В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т.д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша. В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины. Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие: 1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами; 2) игры с прятаньем и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки); 3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего"). Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая. Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку. Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.
Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек. Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать. Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.
Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия. Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением. Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось. Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой". Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.
Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.
Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз. Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п. Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета. Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему. Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный). Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д. Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость. Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку. Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.
Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается. Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает. Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части. Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему. Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.
Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
Анкета
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
первой младшей группы «Гномик»
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к родительскому собранию нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в вашей группе условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: цвет, форма, величина.
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка___________________________________________________________________________________________________________Спасибо за сотрудничество!
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
- «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
- «В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
- «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
Игры на развитие тактильных ощущений.
- «Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
- «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
- «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
- «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
- «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
- «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
- «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
- «Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
- «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
- «Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
- «Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
- «Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
- «Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону – круги., ко второй – круги основных цветов, кусок ковролина, на которой приклепляются эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону - круги).
- Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста использованием нетрадиционных методов
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционных методов: пальчиковая гимнастика, Су-Джок. В ней описывается связь между развитием речи и степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Приводится комплекс массажа, пальчиковой гимнастики, сказок с использованием массажных шариков, которые можно использовать в деятельности воспитателя ДОУ.
Ключевые слова: мелкая моторика, ранний возраст, пальчиковая гимнастика, Су-Джок
Развитие мелкой моторики является актуальной проблемой в раннем возрасте. В настоящее время разработано и активно используется огромное количество средств развития мелкой моторики.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Этот факт необходимо использовать в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев
рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.
Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков и кистей рук, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Так же развитию мелкой моторики дошкольников способствует перебирание крупных, а затем и более мелких предметов – пуговицы, бусины, крупы, выполнение пальчиковой гимнастики и др.
Одним из средств является метод Су-Джок. Метод Су-Джок терапии был создан профессором из Южной Кореи Пак Чже Ву в 1986 году. Эта лечебная система глубокими корнями уходит в древнюю Традиционную Восточную медицину. Глубоко переосмыслив опыт традиционной медицины и современные достижения науки, профессор Пак Чже Ву сделал огромный шаг в развитии рефлексотерапии. Его система оздоровления эффективна, проста и завоевала признание во всем мире.
Неоспоримыми достоинствами Су- Джок терапии являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
- Универсальность – Су- Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су- Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
В педагогической практике применяют Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики, воздействуя на всю поверхность пальцев. Ими можно массировать труднодоступные места между пальцами.
Использовать Су-Джок можно в любое свободное время, а от систематичности его применения будет зависеть конечный результат.
Для того чтобы массаж рук не был скучен и утомителен для ребенка, можно использовать массаж со стихами. При этом такого рода игровые упражнения привлекательны для малыша. Ежедневная игра позволит ребенку получить не только удовольствие от контакта со взрослым, но и позволит выучить все стихи, а значит будет способствовать развитию мышления, памяти.
Очень важно начинать и заканчивать массаж с легкого поглаживания рук ребенка.
1. Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю;
2. Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав:
Например, можно использовать следующее стихотворение
«Мышь полезла в первый раз (второй, третий…),
Посмотреть который час
Вдруг часы пробили «Бом!»
Мышь слетела кувырком… (движение от запястья к ногтю)»
И так прорабатываем каждый палец.
3. Пощипывание боковых краев кистей рук;
4. Разминаем подушечки пальцев (надавливание):
Например,
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот только ел
Оттого и потолстел».
5. Разминаем бугор под большим пальцем;
6. Разминаем бугор под четырьмя пальцами на ладони;
7. Ребром руки разминаем ладошку в различных направлениях;
8. Разминаем ладонь кулаком:
«Моя черепашка в коробке живет,
Купается в ванне,
По полу ползет.
Ее на ладошке я буду носить,
Она не захочет меня укусить».
9. Разминаем запястье руки круговыми движениями, захватив его большим и
указательными пальцами другой руки («кольцо»);
10. Загибаем пальцы внутрь, и затем разгибаем наружу, потряхиваем ими:
«Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются. (Загибаем пальцы)
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул». (Потряхиваем, разгибаем и потягиваем пальцы)
11. Разминаем руку от запястья до локтя;
12. Сцепить пальцы «Домиком» и потереть ими друг об друга:
Сцепим пальцы мы в замок,
Чтоб чужой войти не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
13. Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
Затем переходим к использованию Су-Джок.
При использовании массажного шарика лучше каждое движение рук представить в форме сказки и ребенок охотно и с удовольствием будет играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.
Приведем пример нескольких таких сказок
Сказка «Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит,
пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно,
да,да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес,
где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
«На лужок»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
(поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый ты лужок
Приходи и ты, дружок!
(катаем шарик по ладошке)
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
(перекидывать шарик из руки в руку)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
(сжимать, разжимать шарик в кулачке)
Помимо сказок можно
использовать упражнения.
«Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Круговое вращение шарика вправо
между ладонями с увеличением радиуса
«Ветер»
Ветер по лесу гулял,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
Прокатывания шарика между ладонями.
Прокатывание шарика по каждому пальцу,
начиная с мизинца (на каждую строчку)
Круговые вращения шарика между ладонями.
«Колечко»
На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
Круговые вращения
шарика между ладонями.
И оно с крыльца скатилось,
За ступеньку закатилось.
Прокатывание шарика
между ладонями вперед – назад.
Дети смотрят там и тут,
Но колечка не найдут.
Прокатывание шарика
между ладонями вверх – вниз.
«Лесной дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Массаж пальцев кольцом на обеих руках: по два пальца (мизинец – мизинец, безымянный – безымянный…) на каждое двустишие.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
«Дом» - ладошки направлены под углом,
кончики пальцев соприкасаются.
«Гриб»
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
А этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Массаж пальцев кольцом, начиная с мизинца.
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки на ногах сапожки.
Как у нашей свинки на ногах ботинки.
А у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка – новые кроссовки.
Вот так, вот так, новые кроссовки.
Массаж пальцев кольцом на обеих руках: по два пальца
(1мизинец – 2 мизинец, 1безымянный 2 безымянный…)
на каждое двустишие.
Шагают по стулу указательным и средним
пальцами обеих рук.
Важным условием, оказывающим влияние на качество результата, является то, что развивающая работа должна проводиться систематично, комплексно с преемственностью средств, которые могут быть использованы для закрепления знаний,умений и навыков.
Роль мелкой моторики рук в развитии ребенка
Несомненно, каждый из родителей с радостью отмечает любые успехи своего ребенка. Вот малыш уже запомнил все буквы алфавита, может без ошибок повторить прочитанный ему стишок, спеть песенку или пересказать сказку. Все это, конечно, прекрасно и еще раз демонстрирует заботливое отношение родителей к своему малышу. Но все ли родители знают и понимают, что многие способности и даже таланты ребенка скрыты в пальчиках его рук? Ведь своевременное развитие мелкой моторики рук у детей - это начало успешного полноценного развития малыша и становления его как личности
К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью, родители все меньше уделяют внимание совместным играм с ребенком и развлечениям, все больше предоставляя его телевизору или компьютеру. И даже многие современные игрушки не способствуют успешному развитию малыша, не говоря уже о развитии мелкой моторики, которая является основой для формирования многих важных функций организма, в том числе развития речи ребенка.
Если ребенок, отправляясь в школу, уже умеет читать и может легко говорить, то это еще не является залогом успешного обучения. Ведь помимо этого ему придется много писать, рисовать, лепить и еще много чем заниматься в процессе обучения в школе. А успех в выполнении таких видов деятельности зависит от того, насколько совершенна тонкая координация кистей и пальчиков рук маленького школьника. Поэтому родителям, начиная практически с рождения ребенка, необходимо развивать мелкую моторику рук малыша с помощью специальных упражнений и игр, через различные виды деятельности и организацию самообслуживания.
А чтобы узнать и увидеть уровень развития мелкой моторики у своего трехлетнего малыша, родители могут провести небольшой эксперимент:
Предложите ребенку поиграть в несколько игр (желательно в несколько этапов): надеть кольца на стержень (всем известная «Пирамидка»), соединить части матрешки, собрать мелкие предметы или переложить их из одной емкости в другую, застегнуть и расстегнуть пуговицы на платьице или рубашечке (кукольные вещи не подойдут, так как на них очень уж мелкие детали), завязать и развязать узелки на ленточках или шнурках.
Понаблюдав за действиями малыша, вы легко сможете сделать выводы. Если все игры прошли достаточно удачно, без слез и возмущений, значит, все не так уж плохо. Но если малыш с трудом надевал кольца, предметы захватывал не двумя-тремя пальцами, а целой ладонью и не смог до конца справиться с пуговками и узелками - значит, время бить тревогу. Также здесь играют немаловажную роль темп выполнения задания и подвижность пальчиков. При худших результатах - темп замедленный, пальчики непослушные, напряженные и малоподвижные.
Даже при хороших результатах такой проверки, родители ни в коем разе не должны останавливать работу по развитию мелкой моторики. Они могут играть с пальчиками ребенка и делать массаж кистей рук, придумывать интересные занятия с различными подручными материалами: с поролоном, крупой, с пластилином, тестом, бумагой, с шишками, желудями, каштанами, а также с тканью и песком.
При выборе игрушек в магазине, взрослые должны отдавать предпочтение тем, у которых имеются сквозные отверстия, шнурки, палочки, мелкие детали, магниты. А игрушки - конструкторы должны быть у ребенка с самого раннего детства, только стоит придерживаться правила: чем старше ребенок, тем мельче детали.
Уделяйте внимание ребенку не только тогда, когда он сам этого попросит, ведь будущее вашего ребенок закладывается сейчас!
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
- Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
- Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
- Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
- Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
- Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
9.Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
10.Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
11.Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
12.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия!
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.
Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
- во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
- во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
- в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризной и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.
Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5- 2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатель, и родители, и учителя начальной школы.
Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми пропорциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделить тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.
Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Пальчиковая гимнастика
1. «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
3. «Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.
5. «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
6. «Рыбка».
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.
7. «Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.
8. «Восьмерки».
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.
9.«Собака»
Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается .
10. «Летит оса»
Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами.
11. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).
Пальчиковые игры
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
1.“Паучок”
Паучок ходил по ветке, | (Руки скрещены , пальцы каждой руки “бегут” | |
А за ним ходили детки. | По предплечью, а затем по плечу др.руки) | |
Дождик с неба вдруг полил, | (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие) | |
Паучков на землю смыл. | движения; хлопок ладонями по столу/коленям) | |
Солнце стало пригревать, | (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, | |
Паучок ползет опять, | пальцы растопырены, качаем руками.) | |
А за ним ползут все детки, | (Действия аналогичны первоначальным.) | |
Чтобы погулять по ветке. | (“Паучки” ползают по голове.) |
2.«Гусь»
- Где ладошки? Тут? (Спрятать руки за спину)
- Тут! (Протянуть руки вперед ладонями вверх.)
- На ладошках пруд?
- Пруд! - Палец большой – это гусь молодой. (Поочередно загибать пальцы обеих рук.)
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Этот палец печь топил.
Этот палец суп варил. Полетел гусь в рот, (Разжать кулаки , поднять руки вверх,
А оттуда - в живот! встряхнуть кистями.
Вот! Хлопнуть в ладоши .)
3.«Засолка капусты»
Мы капусту рубим , (Движения прямыми кистями вниз-вверх.
Мы морковку трем, Движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим, Движения пальцев, имитирующие посыпку солью.
Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки .)
4.«Замок».
На двери висит замок, (пальцы ритмично соединяются в замок
Кто его открыть бы смог? несколько раз. )
Потянули, потянули (Руки тянутся в разные стороны)
Покрутили , покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли! (расцепить пальцы , развести руки в стороны).
5.« Алые цветки»
Наши алые цветки ( Ладони соединены в форме тюльпана.
Распускают лепестки. Пальцы медленно раскрываются. Плавно
Ветерок чуть дышит, покачиваются, затем они медленно
Лепестки колышет. закрываются . Кисти рук покачиваются.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головками качают.
6.«Прогулка»
Пошли пальчики гулять, Пальцы рук сжаты в кулаки, большие
пальцы опущены вниз и как бы прыжками
двигаются по столу .
А вторые догонять, Ритмичные движения по столу указательными пальцами
Третьи пальчики бегом, Движения средних пальцев в быстром темпе
А четвертые пешком, Медленное движение безымянных пальцев по столу.
Пятый пальчик поскакал, Ритмичное касание поверхности стола обоими .
мизинцами
И в конце пути упал. Хлопок кулаками по поверхности стола.
7.« Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, (Руки поставить вертикально , ладони -
друг к другу, округлить.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы.
Всем лепесткам красоту и питанье Пошевелить пальцами.
Дружно дают под землей корешки. Ладони — вниз, тыльной стороной .
друг к другу, пальцы развести.)
Образцы дидактических игр
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-5 лет, 5-7 лет
Дополнительные платные услуги предоставляются в целях выполнения социального заказа семьи, а также привлечения средств из дополнительных источников финансирования. В соответствии со своими уставными...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей-инвалидов с нарушениями развития "Слышу, понимаю, говорю"
Программа разработана для детей-инвалидов с нарушениями развития, которые являются получателями социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....
Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по мини – футболу для детей старшего дошкольного возраста «Здоровенок»
Данная программа поможет работающим в детском саду инструкторам по физической культуре организовать кружок по мини-футболу....
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе по обучению в сенсорной комнате "Под дождем"
Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе по обучению в сенсорной комнате "Под дождем"...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей «Ритмика» физкультурно-спортивной направленности для детей старшего возраста 5-6 лет
Программа «Ритмика» адресована обучающимся в возрасте 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Данная программа дополнительного образования относится к физкультурно-спортивной направл...