Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа)
4 отличительные особенности общения детей старшего дошкольного возраста:
Первая - это яркая эмоциональная насыщенность общения со сверстниками.
Вторая особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жёстких норм и правил.
Третья особенность – преобладание инициативных высказываний над ответными.
Четвёртая особенность заключается в том, что общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении с взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослыми, так и со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно также, как и общение с взрослыми возникает, в основном, в совместной деятельности и может осуществляться по-разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения и почти не сопровождаться речью. Развитие особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребёнка, совершенно отличная от общения с взрослыми.
Что же такое культура поведения и ее основные компоненты?
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культурой поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованных действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Здесь, под термином «культура поведения» мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:
- культура деятельности;
- культура общения;
- культурно-гигиенические навыки и привычки.
Сущность составляющих элементов культуры поведения рассмотрим в Таблице 1 – Компоненты культуры поведения, что позволит более конкретно проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение.
Таблица № 1 «Компоненты культуры поведения»
Культура деятельности | Культура общения | Культурно-гигиенические навыки |
Проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. | Предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Предполагает: - умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции - культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. | Важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. |
Таким образом, мы дали определение культуры поведения, её основных компонентов, выявили их сущность, структурировано выделив основные моменты в таблицу. Далее мы более подробно остановимся на содержании основных элементов культуры поведения.
О.А. Белобрыкина выделила 4 отличительные особенности общения. Первая - это яркая эмоциональная насыщенность общения со сверстниками. Вторая особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жёстких норм и правил. Третья особенность – преобладание инициативных высказываний над ответными. Четвёртая особенность заключается в том, что общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении с взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослыми, так и со сверстниками.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. "Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца".
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей это умение.
Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В эти проявления – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками в детском саду. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Библиография
1. Агавелян О. К. Общение детей – М: АПН СССР,2001. – с.34.
2. Аминов Н. А. Природные предпосылки педагогических стилей и педагога // Вопросы психологии.. -2000.- №2.- с.14- 17.
3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов, - Ярославль: Академия развития,2008. - с.4 - 35.
4. Бодалев Л. И. Психология общения. - М: П,2008. - с.52 — 84
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика /Л. Р. Болотина. – М.: Академия, 2007. – 232с.
6. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить[ /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. – М.: Знание, 2001. – 94с.
7. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93.
8. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. Мастерство педагога: идеи, советы, предложения. - М: П,2009. - с.74-78.
9. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум. - Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 2009. - 57с.
10. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. - М: Знамя, 2007. - 148с.
11. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 2009. – 363с.
12. Зайцев В. В. Проектирование ситуаций развития личностной свободы младших школьников на уроках математики//Начальная школа – 2001.№ 2, с. 14 – 18.
13. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М.: П, 2007. - с.24 -58.
14. Кан-Калик В. А. Педагогу о педагогическом общении. - М: П, 2007. - 190с.
15. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивного педагога. М.: Академия, 2009. - 174с.
16. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 207с.
17. Коджаспирова А.Ю., Коджаспиров О.Ю. Педагогический словарь. - М:П, 2007. - 218с.
18. Крутецкий В.А. Психология. - М: П, 2005.- с. 46-85.
19. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей [Текст] /Н.М.Крылова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – с.204-208.
20. Кузнецов М.Е. Личностно - ориентированное обучение школьников. - Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2009. -94с.
21. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова.- Ростов – н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. – 32с.
22.Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Г.М.Лямина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – с.49-52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру.
Для достижения поставленной цели в качестве ведущего средства формирования навыков речевого общения у дошкольников была выбрана игровая деятельность. Разрабатывая методику обучения, мы опирались...
«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста»
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.«Общение–актуальная...
Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
итоговая работа на тему: "Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"...
Игровая деятельность, как фактор формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание культуры общения, приобретает особую актуальность именно на ступени дошкольного детства, поскольку, именно в этот период жизни происходит первичная социали...
Обобщение опыта на тему: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».
Моя тема самообразования на 2014-215 учебный год "Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Введение……………………………….....…............................………….…..3Глава 1.Теоретические основы формирования культуры общения в старшем дошкольном возрасте....................................................