"В мире мультфильма"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дополнительна общеразвивающая программа по мультипликации «В мире мультфильма» для детей 5-7 лет.
Ценностью данного проекта является практико-ориентированная направленность содержания деятельности с детьми, учёт особенностей психисеского развития старших дошкольников, использовавшие использование разнооьразных приёмов, методов и средств при организации образовательной деятельностии взаимодействия с родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_multiplikatsii_zhihareva_e.v._s_korrektivami.docx | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 241
«Детский сад комбинированного вида»
«Академия детства»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«В волшебном мире мультфильма»
для детей 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель:
воспитатель
Жихарева Елизавета Вячеславовна
Кемерово, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «В волшебном мире мультфильма». Программа предназначена для детей дошкольного возраста 5 - 7 лет.
Одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.
Современные дошкольники привыкли к кинематографу и мультипликации, создание иллюзии движения не воспринимается ими как чудо. Создавая вместе с детьми мультфильмы, взрослые могут вернуть им ощущение свежести восприятия самого факта движущегося изображения.
Помимо интереса мультфильм имеет прекрасные возможности для интеграции различных видов деятельности детей (игра, рисование, лепка, аппликация, чтение художественной литературы, сочинение историй, музыкально творчество, драматизация и пр.), способствующих созданию творческого продукта, который смог бы иметь большую социальную значимость в рамках ДОО и за его пределами.
Всем известно, что мультипликация (анимация) – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий, используемых при создании мультфильма, имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего обучения в школе, в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.
Мультипликация дает возможность свободного выбора творческой деятельности, выражения своих чувств и мыслей. Анимационное творчество отвечает современным, образовательным стандартам, важным критерием которых является «поддержка детской инициативы и самостоятельной детской деятельности». В ней интегрируются социально-коммуникативное, речевое, физическое и художественно-эстетическое направление ребенка.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.
Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
Знакомство с начальными сведениями об анимации, знакомство детей с оборудованием Мультстудии, формирование устойчивого интереса и мотивации к творческому созданию мультфильма.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
1. Обучение компьютерным технологиям как на основе научно-технического прогресса в мультипликации;
2. Формировать определенные навыки и умения, закрепить их в анимационной деятельности;
3. Обучение основам изобразительной грамоты (лепки) и формирование художественных знаний, умений и навыков.
Развивающие:
1. Развивать творческие склонности и способности детей;
2. Развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;
3. Развитие речи, памяти, мышления, воображение, восприятия дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать и обогащать визуальный опыт детей через просмотр мультфильмов;
2. Воспитывать интерес к получению новых знаний;
3. Воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым.
Принципы образовательного содержания Программы:
– доступность, познавательность и наглядность;
– учёт возрастных особенностей;
– сочетание теоретических и практических форм деятельности;
– психологическая комфортность. Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Интеграции образовательных областей
Дополнительная общеразвивающая программа кружка технической направленности «В волшебном мире мультфильма» составлена с учётом интеграции образовательных областей. На занятиях используются следующие педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, проектная, информационно-коммуникационные педагогические технологии, интерактивные методы обучения.
Адресат программы «В волшебном мире мультфильма»:
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), посещающих дошкольное учреждение, с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей их развития.
Формы и объём реализации образовательной деятельности:
Тематика программы «В волшебном мире мультфильма» рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю с сентября по май. Количество часов в год составляет 73 занятия. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 20-25 минут – старшая группа (5-6 лет), 25-30 минут – подготовительная группа (6-7 лет). Наполняемость группы не более 6 человек. Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Ожидаемые конечные результаты Программы:
∙ ребёнок научится готовить декорации к сказке: лепить, рисовать, клеить, вырезать; ребёнок проявит любознательность, сумеет задавать вопросы взрослым и сверстникам, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
∙ будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе, чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;
∙ будет обладать развитым воображением;
∙ у ребёнка будет развита крупная и мелкая моторика;
∙ активизируется познавательная деятельность к изобразительному искусству через мультфильмы;
∙ приобщаясь к мультипликации, дети приобретут ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, познакомятся с различными для них видами творчества (литература, театр, изобразительная деятельность, пластика, прикладное искусство, технология обработки различных материалов, музыка, видеосъёмка и видеомонтаж). Работая вместе с взрослыми и сверстниками над созданием мультфильма, ребята осмыслят различные явления нашей жизни, научатся решать проблемы общения, сделают нравственный выбор;
∙ ребёнок научится монтировать свой собственный мультфильм из слайдов и фотографий.
Диагностический инструментарий
Овладение детьми необходимыми знаниями и умениями проявляется при создании мультфильма. Результат работы демонстрируется в конце каждого учебного года перед детьми групп детского сада и родителями. Работы детей отправляются на детские конкурсы различного уровня.
Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:
1. Профессиональный универсальный мультстанок.
Особенности:
– Зона декораций позволяет быстро сменять сцену, фоновые заставки, есть возможность установки многослойного фона.
– Своеобразная форма зоны декораций изолирует съемочное пространство от внешней среды;
– Вращающая сцена и дополнительные посты съемки (места установки съемочной камеры, дают уникальную возможность съемок с разных ракурсов, делать панорамную съемку ближнего и дальнего планов);
– Вращаются вспомогательные кронштейны, позволяют размещать объекты в пространстве, а также снимать движения: полет, бег, падение, прыжки и пр.;
2. а) Камера с высоким разрешением, позволяющая сделать четкие, сочные кадры;
б) Микрофон, встроенный в камеру или ручной – дает возможность озвучить мультфильм.
3. Лампа на штативе – является дополнительным источником освещения;
4. Места для размещения контейнеров с запасными частями и поручными материалами.
5. Мультстанок для плоскостной анимации.
Особенности:
а) Комплектуется двумя стеклами для обеспечения многослойности изображения;
б) Штатив для камеры имеет несколько вариантов посадки, чтобы регулировать фокус и масштаб изображения;
в) Станок может комплектоваться планшетом для песочной анимации с подсветкой.
6. Программное обеспечение (далее - ПО)
В основе ПО лежит принцип наглядности, то есть все основные опции вынесены на главный экран, и результат каждого действия в студии или в программе тоже сразу отражается на главном экране.
Учебно-тематический план
(1 год обучения)
дети 5-6 лет
№ п/п | Дата | Наименование тем | Кол-во занятий | В том числе | |
Теория | Практика | ||||
1 | «Теоретические основы мультипликации» | 2 | 1,5 | 0,5 | |
1.1 |
| Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.2 |
| «Теоретические основы мультипликации». | 1 | 1 | - |
2 | «Теоретические основы мультипликации». | 22 | 13 | 9 | |
2.1 |
| Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма. | 2 | 2 | - |
2.2 |
| Операции с предметами (создание декораций, персонажей) | 5 | 3 | 2 |
2.3 | Проработка сценария с изготовленными персонажами. Распределение ролей. | 1 | - | 1 | |
2.4 |
| Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге | 8 | 4 | 4 |
2.5. | Знакомство с Windows Movie Maker. | 1 | 1 | - | |
2.6 |
| Озвучивание и создание простейшего мультфильма. | 3 | 1 | 2 |
2.7 |
| Выпуск анимационного фильма | 2 | 1 | 1 |
3 | «Пластилиновая анимация» | 15 | 3 | 12 | |
3.1 |
| Выбор или стихосложение (написание) сценария. Распределение ролей. | 1 | - | 1 |
3.2 |
| Операции с предметами (создание декораций, персонажей) | 4 | 1 | 3 |
3.3 |
| Покадровая съемка сюжета | 4 | 1 | 3 |
3.4 |
| Озвучивание и создание простейшего мультфильма. | 4 | - | 4 |
3.5 |
| Выпуск анимационного фильма. | 2 | 1 | 1 |
4 | Участие в мероприятиях различного уровня. | 5 | 3 | 2 | |
5 | Работа с родителями. Индивидуальная творческая работа. | 4 | |||
Итого: | 37 занятий |
Учебно-тематический план
(2 год обучения)
дети 6-7 лет
№ п/п | Дата | Наименование тем | Кол-во занятий | В том числе | |
Теория | Практика | ||||
1 | «Теоретические основы мультипликации» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
1.1 |
| Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.2 |
| «Теоретические основы мультипликации». | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Знакомство с новыми техниками ». | 22 | 13 | 9 | |
2.1 |
| Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма. | 2 | - | 2 |
2.2 |
| Операции с предметами (создание декораций, персонажей) | 5 | 3 | 2 |
2.3 | Проработка сценария с изготовленными персонажами. Распределение ролей. | 1 | - | 1 | |
2.4 |
| Работа с фотоаппаратом. Создание анимации при помощи перекладывания | 8 | 4 | 4 |
2.5. | Участие в работе с Windows Movie Maker. | 1 | - | 1 | |
2.6 |
| Озвучивание и создание простейшего мультфильма. | 3 | 1 | 2 |
2.7 |
| Выпуск анимационного фильма | 2 | 1 | 1 |
3 | «Объемная анимация» | 15 | 3 | 12 | |
3.1 |
| Выбор или стихосложение (написание) сценария. Распределение ролей. | 1 | - | 1 |
3.2 |
| Операции с предметами (создание декораций, персонажей) | 4 | 1 | 3 |
3.3 |
| Покадровая съемка сюжета | 4 | 1 | 3 |
3.4 |
| Озвучивание и создание простейшего мультфильма | 4 | - | 4 |
3.5 |
| Выпуск анимационного фильма. | 2 | 1 | 1 |
4 | Участие в мероприятиях различного уровня вместе с родителями. | 4 | 3 | 1 | |
5 | Работа с родителями. Индивидуальная творческая работа. | 5 | |||
Итого: | 37 занятий |
Содержание деятельности по реализации программы
План занятия с детьми
- Беседа с детьми, просмотр мультипликационных фильмов, обсуждение, высказывания своих мыслей, своего мнения.
- Игры и упражнения по теме занятия, сообщение новой информации.
- Обсуждение сюжета, героев, используемых материалов.
- Деятельность по созданию мультфильма.
- Релаксация.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА
Подготовительная работа включает следующие действия:
1. Подбор материала для сценария. Можно взять авторское произведение родителей на основе конкурсного отбора.
2. Выбор анимационной техники.
3. Изготовление фонов и персонажей. Используется масса для лепки или пластилин, конструктор ЛЕГО, бросовый материал (бусины, бантики и т.д.), или готовые куклы. Фон для новичков лучше брать неподвижный. А затем он может и панорамно двигаться – горизонтально или вертикально. В этом случае персонаж идет, бежит, прыгает, ныряет на одном месте.
4. Съемка анимационного фильма (схема представлена выше).
5. Звуковое оформление, или «озвучивание». Основное средство выражения мыслей и чувств – звучащее слово, – вступая во взаимодействие c изобразительной частью фильма, усиливает его в идейном, художественном плане. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Но новичкам для начала лучше просто наложить мелодию, соответствующую замыслу.
6. Монтаж фильма (верстка). В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом. Перенести отснятые фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе для вёрстки и монтировать фильм.
Список литературы
- Баженова Л.М. В мире экранных искусств: книга для учителя начальных классов, воспитателей и родителей. – М., 1992.
- Баженова Л.М. Наш друг экран. Вып.1, 2 – М.,1995.
- Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. – М., 1994.
- Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. – М., 1994.
- Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. – М., 1980.
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Владос, 2004.
- Дронов В. Macromedia Flash MX - «БХВ - Петербург, 2003.
- Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.
- Киркпатрик Г., Питии К. Мультипликация во Flash. – М.: НТ Пресс, 2006.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2004.
- Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильмы руками детей: книга для учителя. – М., 1990.
- Тверезовский Д.И. Macromedia Flash MX 2004. – М.: Вильямс, 2006.
- Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок в мире мультфильмов
Содержание работы по формированию нравственных качеств с использованием мультипликационных фильмов...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной (логопедической) группе по мотивам мультфильма «Фиксики» на тему: «Инструменты»
Систематизация представления детей об инструментах...
Развлечение по проекту "В мире мультфильмов"
Материал можно использовать как развлечение (Викторина) в старших группах по мультфильмам и сказкам....
Развлечение по проекту "В мире мультфильмов"
Материал можно использовать как развлечение (Викторина) в старших группах по мультфильмам и сказкам....
БРЕЙН-РИНГ «В МИРЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ»
Цель: Формирование у детей средней группы интереса к положительным мультфильмам через игру. Задачи:1. Расширить знания детей о мире мультфиль...
План-сценарий образовательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Буратино познает о мире мультфильма».
Воспитание культуры информационной безопасности у детей дошкольного возраста через просмотр мультфильмов....
"В мире мультфильмов"
ЦЕЛИ: Детская цель: играть с героями мультфильмовПедагогическая цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей старших дошкольниковЗАДАЧИ:- Развивать познавате...