Развитие чувства ритма на музыкальном занятии
методическая разработка
Сообщение из опыта работы над развитием чувства ритма. С практическим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chuvstva_ritma_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 201.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВО РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы.
Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является формирование метроритмического чувства во всем многообразии: чувство темпа, метра, ритма – ритмического рисунка, формы.
Ритм - один из первоэлементов, первоисточников музыки, жизненно важных для нее, несущих, основную информацию, вместе с мелодией. Ритм воспринимается гораздо легче, чем мелодия и гармония, из-за своей универсальной природы. Поэтому композиторы в современных сложных произведениях, используют его как средство, облегчающее восприятие.
Но что же такое ритм? Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) - чередование различных длительностей звуков в музыке.
Равномерно падающие капли воды еще не образуют ритма. Стук метронома сам по себе еще не является ритмичным. То есть не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм. Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Без акцентов нет ритма. Ритм - равномерное чередование сильных и слабых долей.
Чувство ритма – это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на основе эмоционального критерия (умение чувствовать, слышать акцент, раздражитель), опирающегося на моторику. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным.
Поэтому изучение соотношения длительностей связывается с движением: четверть – шаг, восьмые – бег, половинная – остановка. В названии длительностей используются ритмослоги: четверть – «та», восьмые – «ти-ти», половинная – «ту». Вводятся условные движения (так называемые «умные ладошки») для обозначения длительностей: восьмые – легкое постукивание кончиками пальцев о другую ладошку, четверть – хлопки в ладоши, половинные – ручки на пояс.
Ритм в музыке воспринимается всеми клетками организма, а не только слухом и сознанием. При слушании музыки у человека возникает потребность (интуитивная) дышать в слышимом ритме и двигаться. Эмоциональное воздействие ритма на слушателя довольно таки сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Переживание ритма - это активный процесс, тесно связанный с восприятием музыки.
Таким образом, ритмический слух - это способность активно (двигательно) чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать музыку и точно воспроизводить его.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует
правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением. Как правило, понятие ритма связывается с представлениями о чередовании явлений во времени и пространстве. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций. Нередко восприятие ритмической основы вызывает затруднение. Именно поэтому необходимо ставить в работе с детьми следующие цели и задачи:
образовательные: развивать чувство ритма; третировать внутренний слух; способствовать развитию познавательного интереса; учить пользоваться звуковыми моделями; передавать ритмические рисунки различные виды движения, а так же «звучащие жесты»; учить выделять сильную долю такта; упражнять в навыках восприятие музыкальной фразировки; тренировать слуховое внимание; развивать быстроту реакции;
воспитательные: развивать творческое воображение; воспитывать дружеские отношения между детьми; приобщать к исследовательской деятельности.
В работе над ритмом нужно придерживаться определенной последовательности, которая много раз подтверждалась практикой:
1.Равномерное метрирование музыки.
2.Выделение сильной доли (акцент).
3.Тактирование (сильные и слабые доли).
4. Освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.
Работу над развитием чувства ритма можно выделить по двум направлениям:
- Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмический рисунков, метроритмической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте.
- Сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмический моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы) и далее дети знакомятся с такими понятиями как: скрипичный ключ, ноты, длительности.
Применение музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.
Музыкально-дидактические игры, имея разные обучающие задачи и сценарий проведения, условно делятся на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи.
Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия, например:
«Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «Здравствуй!» - говорю я соседской курице (Крылья)
Здравствуй солнце золотое, (Руки скрестить над головой)
Здравствуй небо голубое, (Руки раскрыть)
Здравствуй, вольный ветерок, (Покачать руками)
Здравствуй, крепенький дубок, (Руки сжать в кулак, опустить крепко вниз)
Здравствуй, утро, здравствуй, день, (Хлопки в ладоши)
Нам здороваться не лень!» (Руки приложить к груди, вытянуть вперед)
Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.
В результате использовании «Звучащих жестов» у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Дети соревнуются в изобразительности и находчивости, придумывают различные варианты. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый»
Очень нравится детям отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке («Ритмическое лото») дети без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки («Выложи ритмический рисунок») и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», восьмые слогом – «ти». Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.
Очень часто использую прием отхлопывания ритмического рисунка элементов танца, их «выкладывания» звуковыми моделями на фланелеграфе (длинные и короткие палочки, а так же нотное обозначение - к середине учебного года дети подготовительной группы уже знакомы с понятиями: нота, четвертная, восьмая, скрипичный ключ), «выстраивание» из детей.
Начиная с младшей группы, принося на занятие любую игрушку (каждый раз, по новому обыгрывая ее появление), я вместе с детьми здороваюсь с ней и четко проношу ее название (это мы называем песенкой), затем произношу его еще раз, одновременно отхлопывая в ладоши. Игрушки это нравиться, и она «просит» всех детей спеть про нее такую песенку еще раз. Название игрушки прохлопывается только четвертными длительностями. На следующих занятиях мы придумываем игрушке имя. Например: зай-чик Сте-па, кук-ла Ка-тя, со-бач-ка Жуч-ка. К концу года ритм усложняю: зай-чик ♪♪ СТЕ-ПА, миш-ка ♪♪ ФЕ-ДЯ.
Отхлопываем ритм в разных вариантах: по коленям, по животику, по щечкам (пальчиками), по бубну, по барабану, по полу (ладошками или топая ногами), одновременно произнося имя или название игрушки. Если ребенок выполняет задание неверно, я все равно хвалю его и предлагаю сыграть вместе, ритмично ударяя по бубну ладошкой ребенка и четко произнося название игрушки. Постепенно количество игрушек на занятии увеличивается (до четырех в старших группах).
Что бы детям было интересно, придумываю различные игровые ситуации, составляя ритмические цепочки. Например: «Кукле было грустно, она сидела и плакала, к ней пришел Бобик, сел рядышком и стал ее успокаивать. Потом пришла мурка и стала ласково мяукать и т. д. При этом обыгрываем игрушки или картинки на столе.
В средней группе играя в эту же игру, усложняем ритмический рисунок. Например: ЗА-инь-ка СТЕ-ПА ; по-ро-се-нок ХРЮ-ХРЮ; по-ро-се-нок хрю-хрю ХРЮ . Я играю на музыкальном инструменте, а дети хлопают в ладоши или выстукивают на ложках, произнося слова. Так в игровой форме закрепляется понятие «долгие и короткие звуки», развивается фантазия, воображение.
В старшей группе уже придумываем целую песенку и выкладываем ее нотками, прохлопываем ее в ладоши или проигрываем на музыкальных инструментах со словами.
Например: БЕ-лоч-ка , БЕ-лоч-ка , ПРЫГ , ПРЫГ .
Дети самостоятельно выкладывают четыре картинки в разном порядке, придумывая и рассказывая при этом какую-нибудь историю, затем проигрывают получившуюся ритмическую формулу из названий зверей с различными ритмами.
По такому же принципу играем в другие ритмические игры: «Песенка про имя», «Паровоз», «Кто твой дружок», гусеница», «Дирижер», Дразнилки», «Песенка о себе» и др.
Добавляем в песенки движения, сочетание звучащих жестов и различных звуков немузыкальных предметов. При этом всегда применяем зрительные образы в виде ритмических карточек, картинок разного размера, палочки, ниточки, полоски, кружочки.
«Для того чтобы наделить мозг ребенка ритмическим сознанием, то нужно прежде всего сообщить ритм мускулам, а затем уже чувствительные нервы позаботятся о том, чтобы передать его мозгу; в свою очередь мозг нуждается в восприятиях ритма, для того, чтобы при помощи двигательных нервов передать его мускулам» (Э. Жак-Далькроз).
Поэтому на своих занятиях я часто применяю двигательные ритмические упражнения, обыгрывая коротенькие стишки. Например:
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит.
Полтора часа подряд.
Зайчик, ты зайчик,
Коротеньки ножки.
На этих на ножках
Красные сапожки.
Колобок, колобок,
У тебя румяный бок.
Ты от бабушки ушел,
Ты от дедушки ушел.
Сначала повторяем стихи, затем отхлопываем сильную долю, метр, ритм, придумываем различные двигательные комбинации.
В старшей группе стихи удлинняются, задание усложняются, дети делятся на подгруппы и каждая придумывает свой вариант ритмической формулы на две строчки стихотворения. Сначала прохлопывает, а потом переносит ритм в движения, затем все стихотворение соединяется в один ритмический этюд. Например:
Доктор Дятел сел на сук,
По коре стучит тук-тук.
-Вот что, дерево рябина,-
Вы больны у вас ангина,
Поэтому и хмурый вид.
Фот вам сладкая микстура.
А для каждой вашей ветки
Пропишу сейчас таблетки.
1) Дети делятся на пять команд. Я читаю стихотворение, а дети играют одну ритмическую формулу после каждой строчки, но команды, выполняют свой звучащий жест. Например, ритмическая формула: ти-ти-ТА, ти-ти-ТА
1 команда играет ладошками,
2 команда щелкает пальчиками,
3 команда выполняет шлепки по коленям,
4 команда топает ногами,
5 команда хлопает в ладоши и по коленям.
2) Ту же ритмическую формулу команды играют на разных музыкальных инструментах.
3) Каждая команда играет свою ритмическую формулу на две строчки со своими звучащими жестами. Например:
1 команда играет ладошками,
2 команда щелкает пальчиками,
3 команда выполняет шлепки по коленям,
4 команда топает ногами,
5 команда хлопает в ладоши и по коленям
4) Тот же ритмический рисунок команды играют на музыкальных инструментах.
По такому же принципу проводятся игры с палочками, упражнения с ладошками и др. Эти упражнения формируют у детей интерес к художественному слову, расширяют их словарный запас, развивают выразительную речь и умение сочетать текст с ритмичным движением.
«Задача учителя –облечь необходимые упражнения в форму игры, что бы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз).
Знакомство с длительностями начинается с ниточек разной длинны (детям очень нравиться двигать их между пальчиками, пропевая либо долгие, либо короткие звуки), пуговиц, картинок. Я объясняю детям, что в одном долгом звуке «помещаются» два коротких, и на примере божьих коровок показываю, что в одной большой помещаются две маленьких. Выкладываю ритмическую формулу из нарисованных божьих коровок и, прикладывая ладонь к большим и маленьким жукам, считаю до четырех. На два маленьких жука приходится один счет: «раз» и «три».
РАЗ ДВА ТРИ ЧЕТЫРЕ
В дальнейшем дети выкладывают ритмические формулы самостоятельно.
Так же провожу знакомство с паузой. Рассказываю детям, что такое пауза, и показываю детям как она выглядит ( в любых нотных сборниках), прошу их самостоятельно поискать паузы в нотных сборниках. Выкладываю ритмическую формулу в различных вариантах и предлагаю детям на паузу развести руки в стороны.
Когда дети быстро и точно научатся читать и воспроизводить ритмические формулы, начинаем пробовать ритмическое двухголосие. Выкладываю два разных ритмических рисунка из божьих коровок и рыбок. Дети делятся на две команды, исполняющие ритмические формулы божьих коровок (одна) и рыбок (вторая). Играю любую двухчастную веселую мелодию. На первую часть музыки свою ритмическую формулу играет 1-я команда, на вторую часть музыки – 2-я команда. При повторении команды играют свою ритмическую формулу, чередуясь по фразам. Потом играют все вместе. Обращаю внимание детей на то, что во время своей паузы они должны постараться услышать игру других детей.
По такому же принципу играем в игру «Паровоз», «Гусеница». Эти игры хорошо подготавливают детей к созданию детских оркестров, дети приобретают умение слушать игру других детей, различать ритмические рисунки разных партий и совмещать их, играя одновременно разные ритмические формулы.
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер и выступают как отдельный вид музыкальной деятельности.
Для эффективного развития у детей ритмического слуха я предлагаю:
Во-первых, использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку, т.е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно дается освоение навыков и умений.
Во-вторых, необходимо опираться на развитие именно чувства ритма у детей с самого раннего возраста.
В-третьих, применять на занятиях музыки и в группе наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоения метроритмических навыков, с условием учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
В-четвертых, использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой, но и вне занятий.
Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. Ребенок, не слышащий метра, плохо двигается, не чувствует формы, делает «все не так».
«Игра развивает индивидуальность; играя ребенок, учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способности мыслить и для развития сознания» (Э. Жак-Далькроз).
«Песенки-ритмы»
«Лошадка»
1. Педагог проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
2. На слова «цок-цок-цок» дети играют на кастаньетах или деревянных ложках.
Вот лошадка прискакала -
Цок-цок-цок, цок-цок-цок.
И копытцами стучала -
Цок-цок-цок, цок-цок-цок.
Звонко цокают копытца -
Цок-цок-цок, цок-цок-цок,
Приглашают прокатиться -
Цок-цок-цок, цок-цок-цок.
«Птички»
Игра на свистульках.
Педагог проговаривает текст, дети играют на свистульках.
1. Птички прилетели,
Песенку запели.
Тирли-тень, тирли-тень
Ах, какой прелестный день!
2. Песенку пропели,
Зёрнышки поели.
Тирли-тень, тирли-тень,
Ах, какой прелестный день!
3. По дорожке - скок-скок
И на ветку - прыг-скок:
Тирли-тень, тирли-тень
Ах, какой прелестный день!
«Петушок»
Дети с педагогом проговаривают текст и играют на треугольниках.
Я - красивый петушок,
Шпоры есть и гребешок.
По утрам я всех бужу
И кричу: «Ку-ка-ре-ку!» (тремоло треугольников).
«Барабан»
Дети отстукивают ритм на барабане.
Тра-та-та, тра-та-та!
Барабан гремит с утра.
Тра-та-та, тра-та-та!
Поиграй с ним, детвора!
Далее поиграть с детьми различные ритмические рисунки.
«Козлятки»
Игра на клавесах.
Козлятки-ребятки
Играли в догонялки.
По тропке бежали,
Копытцами стучали.
Скачут и резвятся,
Волка не боятся.
Весело играют,
Рожками бодают!
Меее…. – показать рожки (приложить клавесы ко лбу).
На лесной лужайке
Музыкально-ритмическая игра для детей 4-6 лет.
Оборудование: шумовые инструменты - ложки, кастаньеты, барабаны, бубны, маракасы, треугольник.
1. На лесной лужайке
Заиграли зайки.
Ложками стучали,
Ритмы отбивали.
Та Та, ти-ти Та
Та Та, ти-ти Та!
2. Белки услыхали,
Кастаньеты взяли.
Чётко заиграли,
Ритмы обивали!
Ти-ти Та, ти-ти Та,
Ти-ти Та, ти-ти Та!
3. Вдруг ежата прибежали,
В барабаны застучали.
Ёжики играли,
Ритмы отбивали!
Та-Та-Та-Та,
Та-Та-Та- Та!
4. И волчата тут как тут,
С бубном появились вдруг.
Звонко заиграли,
Ритмы отбивали!
Ти-ти-ти-ти Та Та,
Ти-ти-ти-ти Та Та!
5. А мышата (лисята) прибежали,
В маракасы зашуршали.
Так тихонечко играли,
Ритмы отбивали
Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та,
Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та!
6. Медвежонок услыхал,
Треугольник в лапы взял.
Весело играет,
Ритмы отбивает!
Та Та, ти-ти Та,
Та Та Та Та!
7. Музыканты, дружно в ряд!
Становись, как на парад!
Дружно заиграйте,
Ритмы обивайте!
Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та
Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Предварительно выучить с детьми ритмический рисунок.
Педагог поёт, ребёнок простукивает ритм. После последнего куплета, все дети играют на инструментах. Дети старшего возраста самостоятельно исполняют песню и простукивают ритмы.
ИГРА С КЛАВЕСАМИ
1. В руки клавесы мы взяли, - стучать клавесами друг о друга
Громко, громко застучали.
Клавес - раз - стукнуть клавесой по полу вертикально
Клавес – два - стукнуть другой клавесой по полу вертикально
Начинается игра - стучать по-очерёдно клавесами по полу.
2.Постучали справа так:
Туки-так, туки-так. - стучать клавесами друг о друга
Но,а слева все вот так:
Туки, туки, туки, так! - стучать клавесами друг о друга
Рожки показали - приставить клавесы ко лбу («рожки»)
И на ножки встали. - поставить клавесы вертикально на пол
3. Правой ножкой - топ, топ, топ,
Левой ножкой - топ, топ, топ.
Весело шагаем - «шагать» клавесами
Ритмы отбиваем - стучать клавесами друг о друга.
Далее поиграть в ритмические игры - педагог простукивает различные ритмоформулы, дети повторяют.
«Вкусная песенка»
(музыка И. Конвенан, слова Д. Галимовой)
Хороводная игра
Надеть шапочки зверят. Дети идут по кругу и поют. Выбранные дети по-очереди выходят в центр круга и на музыкальном инструменте исполняют ритмический рисунок.
1.Ёжик песенку поёт,
Яблочки домой несёт:
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» - 2 раза
2. Скачет белка целый день,
Ей грибы срывать не лень.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» - 2 раза
3. Зайка в огород пошёл
И морковку там нашёл.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» - 2 раза
4. Мишка по лесу идёт,
Землянички там нарвёт.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» - 2 раза
«КТО КАК ХОДИТ»
Музыкально-ритмические движения для детей 3 лет
Музыка с диска Е. и С. Железновых «Десять мышек»
Цель: развитие умения находить образные движения, побуждать к выразительности исполнения игрового образа.
1. Вот по-кошачьи кошечка
К нам, крадучись, идёт опять.
Собака – по-собачьи, гордо
Вышла погулять.
2. Утёнок по-утиному:
Вразвалочку идёт-бредёт.
Козлёнок по-козлиному:
Всё прыг да прыг – вперёд!
3. Красиво, по-лосиному,
Гуляет лось в лесу густом.
Пугливо, по-мышиному,
Бежит мышонок в дом.
4. А косолапый мишка
По-медвежьи вышел погулять.
В берлоге под сосною он
Всю зиму спал опять.
5. А заинька по-заячьи
Спешит запутать след в лесу.
Трусишка скачет маленький.
Не встретить бы лису!
6. Гусята по-гусиному
Так важно шествуют гуськом.
Ребята по-ребячьи:
Кто вприпрыжку, кто шажком.
По стихотворению В. Степанова
«Осенний оркестр»
Театрализованная игра
Дети читают стихи, затем играют на музыкальном инструменте.
1. На осенней на полянке
Так красиво, ярко, ярко!
Ёжик вдруг здесь появился,
С бубном весело резвился.
2. Тут и Зайчик прибежал,
Румбу в лапы быстро взял.
Очень весело, забавно
Он с ежонком заиграл.
3. К ним и белка прискакала,
Кастаньеты увидала.
Ведь красиво, вместе, дружно
Всем сыграть в оркестре нужно.
4. Вот и вечер подкатился,
Всё замолкло, стало тихо…
Музыканты ушли спать,
Чтоб с утра сыграть опять.
Тссс… (Зверята ложатся спать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие чувства ритма через музыкально-ритмическую деятельность у детей 3-4 лет
У младшего дошкольника ритмическое чувство развивается независимо от общения с музыкой. Случайные несовпадения движения с моментами наступления долей в музыке оставляет многих детей равнодушными. При ...
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"
Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...
Статья для родителей "Развиваем чувство ритма на музыкальных занятиях"
Статья для родителей....
2019-2020 Консультация для воспитателей:"Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности"
Материал для воспитателей...
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма через музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и танец»
Полезен дял воспитателй, работающих с детьми ТНР и в направлении по развитию чувства ритма...