РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА В МУЗЫКАЛЬНОМ
ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Глебова О.А., музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад № 24 г. Мончегорска Мурманской области
Музыкальное воспитание является одним из важных составляющих коррекционной работе.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается педагогическими методами, включающими специальное оборудование и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумеваются нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
В конце 19 века начался этап экспериментально - физиологических исследований в этой области. Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Определены общие задачи музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке; обогащать музыкальные впечатления; развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах; содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса; оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности;
развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Коррекционные задачи –это оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера; нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; укрепление, тренировка двигательного аппарата: развития равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; исправление рода речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов.
Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки - сложная
задача. Но еще сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, и принимать во внимание характерные особенности детей , учитывая стоящие коррекционные задачи. Поэтому работу строю на следующих основных принципах. Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор материала в должен соответствовать
возрастным особенностям ребёнка. Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей. Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии и корректирует речевые нарушения.
В работе с детьми, страдающими нарушениями речи, уделяю внимание развитию чувства ритма в слушании, пении в игре на музыкальных инструментах, ритмических движениях, стимулируя тем самым восприятие собственного ритма движений ребёнком, его способность ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи. Виды музыкальной деятельности, используемые в работе с детьми с нарушениями речи, заключается в восприятии музыки, пении, обучению игре на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактических играх, музыкально-ритмических движениях.
Дети с нарушениями речи лучше воспринимают музыку, если слушание сопровождается комментирующим текстом. Это может быть проза и стихи. Дети улавливают связь ритма стиха и звучащей музыки. Так, можно сопроводить соответствующими пояснениями такие пьесы П.И.Чайковского, как «Песня жаворонка», «Старинная французская песенка», «Нянина сказка» из «Детского альбома» композитора.
В основе восприятия музыкальных жанров «Песня, танец, марш» дети учатся различать ритм музыкальных произведений. Дети учатся различать чёткий двухдольный ритм марша, плавный трёхдольный вальсовый ритм, в песне прохлопывать ритм вокальной строчки.
Инструментальное уподобление характеру звучания музыкальных пьес также воспитывает чувство ритма у детей с нарушениями речи. Дети выбирают инструмент с соответствующей тембровой окраской, стучат, звенят им в ритм звучащей музыки.
Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух.
Занимаясь с детьми пением, свою работу делю на несколько этапов. Первый этап - пропевание гласных. Необходимо следить за постановкой дыхания ,голоса, темпом и ритмом исполнения. Задачей данного этапа является развитие мышц речевого аппарата. Например, дети пропевают пять ступеней лада «да-дэ-ди-до-ду» ( в среднем возрасте –три) в тональности ре мажор, затем меняют тональность (высоту) и силу голоса (тише - громче). На втором этапе детям предлагаю распевки. Например, в распевке «Бубенчики» дети не только пропевают нисходящее трезвучие, но и показывают рукой направление мелодии, прохлопывают ритм. На третьем этапе- включаю оркестровку распевок. Например, группа детей делится на две подгруппы. Одни поют, а другие воспроизводят ритм на музыкальных инструментах. Пение позволяет заниматься развитием эмоциональной сферы ребёнка. Песни подбираю так, чтобы дети смогли почувствовать разницу выражаемых в них настроений,
пробовали передавать их эмоциональное содержание с помощью движений и
жестов.
Также уделяю игре на детских музыкальных инструментах, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников с нарушениями речи, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, чувства ритма, преодолеванию излишней застенчивости.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Работу по обучению на детских музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляю как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Стараюсь применять разнообразные методические приёмы: показ иллюстраций, иллюстраций, использование музыкально-дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание музыки в записи. Итог работы по обучению игре на детских музыкальных инструментах -праздники ,утренники, развлечения.
Со многими музыкальными инструментами знакомлю детей на занятиях с учётом возрастных особенностей. В процессе обучения пользуюсь попевками из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей не только чувство ритма, но и слух, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и по тембру.
Музыкально-дидактические игры на занятиях использую достаточно часто, так как считаю, что это способствует развитию ритмического слуха, более активному восприятию музыки, вызывает огромный интерес воспитанников.
Музыкально-ритмические движения тесно связаны с общей моторикой: мышечным тонусом, координацией, переключаемости движений, двигательной памяти.
Наиболее эффективным средством в развитии чувства ритма в музыкальной деятельности дошкольников с нарушениями речи являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании слова, музыки и движения.
Литература
1.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с
нарушениями речи: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия»,2005.-192с.
2.Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду.-М.,1991.
3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет.-М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие чувства ритма через музыкально-ритмическую деятельность у детей 3-4 лет
У младшего дошкольника ритмическое чувство развивается независимо от общения с музыкой. Случайные несовпадения движения с моментами наступления долей в музыке оставляет многих детей равнодушными. При ...
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"
Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Взаимосвязь развития чувства ритма с умственным воспитанием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на музыкально-ритмических занятиях "
В данном материале для родителей представлены цели и задачи музыкально- ритмических занятий, раскрывается специфика их проведения, даны рекомендации родителям по развитию чувства ритма при прослушиван...
Роль развивающих музыкальных игр в развитии чувства ритма и коммуникативных качеств дошкольника
Публикуемый материал раскрывает роль музыкальных игр в развитии чувства ритма и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста. В статье приведены примеры для использования на музыкаль...
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
в статье- консультации-для воспитателе й излагается материалы в помощь воспитателю с детьми ОВЗ, снарушениями речи. рекомендации. как развивать чувство ритма у особенных детей....
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма через музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и танец»
Полезен дял воспитателй, работающих с детьми ТНР и в направлении по развитию чувства ритма...