Особенности и содержание работы с родителями в адаптационный период
материал (младшая группа)
Особенности и содержание работы с родителями в адаптационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_i_soderzhanie_raboty_s_roditelyami_v_adaptatsionnyy_period.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь с семьи. Но по – настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад, и его жизнь меняется. От того, как пройдет привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.
Адаптационный период сложен не только для детей, но и для родителей. И поэтому так актуален на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это станет залогом оптимального течения адаптации детей.
Что мы для этого сделали? В первую очередь было проведено общее родительское собрание, на котором познакомили с групповой игровой комнатой, где дети спят, играют, ее РППС, комнатой для гигиенических процедур, где дети умываются, ходят на горшок, раздевалкой, а также провели экскурсию по игровой площадке и веранде.
Рассказали об особенностях первых дней пребывания ребенка в детском саду, познакомили родителей со способами взаимодействия с ребенком в период адаптации (ритуалы прощания и встреч, индивидуальные беседы дома с ребенком, игры в период адаптации), что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома (соблюдение режима дня), способствовали сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и воспитателями.
Был составлен график приема детей в детский сад. Из-за условий пандемии корона- вируса утренний прием детей проходил на улице, на территории прогулочной веранды. У родителей была возможность утром вместе с детьми погулять на территории детского сада, познакомиться, оглядеться, рассмотреть все что окружает ребенка в детском саду. Пока ребенок играет под присмотром мамы, мы беседуем с родителем об особенностях ребенка, его вкусы и предпочтения в еде, об уровне сформированности его культурно-гигиенических навыков, самообслуживании и самостоятельности, приучен ребенок к горшку или нет, как происходит процесс засыпания, с чем любит играть ребенок, как родные называют его дома и маленькие секретики о ребенке, о состоянии физического и эмоционального здоровья. Внимательно выслушивали все пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков самообслуживания, сна, одежды малыша. Мы, воспитатели, рекомендуем с первых дней прихода детей в дошкольное учреждение сформировать у них безбоязненное, спокойное и положительное отношение к детскому саду. Даем советы родителям, как правильно вести себя с ребенком, чтобы не вызвать у него тревоги, напряжения, сформировать положительное отношение к воспитателю.
Далее родитель вместе с ребенком проходил в раздевалку, знакомился с картинкой на шкафчике и ставил в него свои вещи, затем прощался с мамой, используя ритуал прощания.
Для более легкого протекания адаптации дети в первый день находились в детском саду 2 часа, затем время привыкания увеличивалось в зависимости от эмоционально-психологического состояния ребенка. Родителям мы рекомендовали в первые дни пребывания ребенка приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Потом малыш остается только до обеда, затем родители забирают его сразу после сна. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным. Однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю, а бывает и раньше, они просят оставлять ребенка на полный день. Мы, воспитатели, объясняли родителям в индивидуальной беседе, что для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться. Родителям разъясняли, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, что они зависят от его индивидуально – типологических особенностей, а также от того, насколько серьезно его подготовили к этому этапу жизни. Особое внимание родителей обращается на то, что для успешного прохождения этого периода просто необходимы слаженные действия окружающих его взрослых людей, как воспитателей, так и родителей.
Также родителям мы предлагали заполнить анкеты, которые позволили заочно познакомиться с воспитанниками, семьей, организацией индивидуального пространства ребенка дома (наличие комнаты, игрушек, любимых занятий и т.д.) и выявить, чем могут быть полезны детскому саду и группе родители, какую помощь они могут оказать в организации развивающей среды и жизни группы.
В период адаптации детей к условиям ДОУ многие родители испытывали трудности и нуждались в индивидуальных консультациях, которые мы размещали на страницах своих сайтов и консультировали индивидуально при личной встрече, а также через сообщения Ватсап и беседы через телефон.
В беседах с родителями мы выясняли какие вопросы и проблемы их беспокоят, находили информацию и способы ее решения и делились с родителями ими на страницах индивидуальных сайтов и личных сообщениях делились успехами детей, пересылая фото, видеоролики. Из-за строгих условий профилактики ковидных мероприятий, мы не можем проводить работу с родителями в стенах детского сада, поэтому ведем работу по адаптации и воспитанию детей дистанционно.
Многие родители беспокоились о том, что дети в детском саду стали не ходить на горшок, хотя дома с этим делом все нормально.
Опираясь на психологию детей этого возраста, объясняли родителям, что у некоторых ребят может происходить потеря уже имеющихся навыков: например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Чтобы родители не волновались и ни в коем случае не стыдили, не ругали малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.
Так же объясняли, что эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребенок, попав в новую, незнакомую обстановку, может привести к снижению сопротивляемости организма, вот почему некоторые дети в период адаптации могут часто болеть. Поэтому приучать ребенка к условиям детского сада надо постепенно. У нас есть такие дети. Они очень мало посещали детский сад, адаптация у них еще не закончилась, так как ребенок не систематически посещает детский сад, иммунитет у ребенка не справляется и происходит длительная и тяжелая адаптация ребенка.
Нами выработаны определенные рекомендации для родителей:
- Домашний режим необходимо привести в соответствие с режимом группы нашего детского сада.
- Ввести в рацион питания новые для ребенка блюда и ознакомиться с разработанным меню детского сада.
- Дома необходимо обучать ребенка всем навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться, вытирать руки, проситься на горшок, самостоятельно кушать, пользуясь ложкой.
- Одежда должна быть удобна для ребенка данного возраста.
- Обязательно расширять у ребенка "социальный горизонт", Он должен общаться со сверстниками на игровых площадках, ходить в гости к друзьям, гулять с родителями, оставаться ночевать у бабушки и т.д. При таком опыте, у ребенка исчезнет боязнь общения со сверстниками и взрослыми.
- Прививать ребенку желание идти в детский сад, формировать у него положительную установку.
- Обеспечить эмоциональную поддержку со стороны родителей: необходимо говорить, ребенку, что его любят, брать на руки, обнимать. Если родители будут спокойно и с положительными эмоциями относиться к такому важному событию, как посещение малышом детского сада, то процесс адаптации будет протекать наименее болезненно.
- Необходимо избегать обсуждения при ребенке проблем, волнующих родителей, которые связаны с детским садом.
- Неукоснительно соблюдать дома режим дня в период адаптации, необходимо в выходные дни больше гулять, а эмоциональную нагрузку важно снизить.
Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Поэтому мы используем разнообразные способы коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не для того чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.
Необходимое условие успешной адаптации детей к детскому саду – согласованность действий родителей и воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей: "Организация работы с родителями в адаптационный период по вопросам сохранения здоровья детей 1,5 -3 лет"
Презентация из опыта работы...
Формы работы с родителями в адаптационный период.
Формы работы с родителями в адаптационный период.Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное ...
«Формы работы с родителями в адаптационный период»
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников. Ребенок должен приспособить...
Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего , от ...
План работы с родителями на адаптационный период (2-я младшая группа)
В данном планировании представлены мероприятия по работе с родителями в период адаптации к условиям ДОО...
План работы с родителями в адаптационный период.
План работы с родителями в адаптационный период детей раннего возраста....
Сообщение на педсовете "Особенности и содержание работы с родителями в адаптационный период.
Информационно-аналитическая форма общения с родителями....