Мастер – класс для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства»
план-конспект занятия
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6» города Миньяра
Ашинского района Челябинской области
Мастер – класс для педагогов
«Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства»
Брюнеткина Светлана Владимировна
музыкальный руководитель
МКДОУ № 6 г. Миньяра
Высшая квалификационная категория
Миньяр, 2024 г.
Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги и гости нашего мероприятия. Узнали меня? Ну, конечно же, это я – самая известная в мире домомучительница! Ой, что же это я говорю, конечно же, я – самая лучшая в мире учительница. Сегодня я буду учить вас, как воспитывать детей так, чтобы они выросли настоящими патриотами. Представляю вашему вниманию мастер-класс «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства».
Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет?
Как вы думаете, что? (Мы живем в России - мы россияне).
Да нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.
И наша цель научить наших детей её любить и беречь.
Цель моего мастер-класса - создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств средствами музыкального искусства, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.
С задачами вы можете ознакомиться на слайде.
-углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;
- познакомить педагогов с современными формами, методами и средствами нравственно-патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность.
- обобщить опыт работы музыкального руководителя по данной теме.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Хочется напомнить слова Омар Хайяма что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят». То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому нам педагогам как никому другому необходимо обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы организовывать патриотическое воспитание, чтобы заинтересовать, заразить воспитанников интересом к истории своей родины.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому в своей работе серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.
Музыка – это самый мощный инструмент к развитию, познанию. Благодаря ей формируется эстетический вкус.
Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка видеть прекрасное и удивляться, и, хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формирование личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство.
В нашем детском саду применяются различные средства и методы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Основная идея моей работы заключается в том, чтобы развивать нравственно-патриотические чувства у детей посредством музыкально-игрового творчества. Хочу вам показать несколько вариантов игр, которые я активно использую в своей работе.
Стихотворение «Спор народных символов России» Оксаны Сергеевой сейчас самое любимое стихотворение и игра детей. Распечатанные символы России у каждого ребенка присутствуют в это время в руках. Дети с большим удовольствием слушают стихотворение. Волнуясь, показывают символы, а потом еще спорят кто главнее.
Уважаемые коллеги, предлагаю поиграть и Вам.
Давайте вспомним символы России: матрешка, балалайка, гармошка, самовар, деревянные ложки, лапти, валенки, гармошка, береза и т.д.
(надо 9 человек)
Это фокус группа - начинаем творить.
Ваша задача: прочитать стихотворение по ролям, используя средства сценической выразительности (мимика, пантомимика, тембр голоса и темп речи), поделиться впечатлениями.
Ведущий:
Однажды как-то раз друзья решили
Затеять важный и горячий спор -
Кто самым главным символом России
Является в народе с давних пор?
Матрёшка первой гордо заявляет:
Матрёшка
- О чём вы, братцы, спорить собрались?
Без нас к себе домой не уезжает
Любой, приехавший в страну турист!
Ведущий:
Вступила в спор лихая Балалайка:
Балалайка:
- Подумаешь, на полочке стоит.
На мне возьми вот, только заиграй-ка -
Душа самой России зазвучит!
Ведущий:
Обиделась, надув меха, Гармошка:
Гармошка:
- Ты не учла один простой момент,
Что без меня гулянки нет хорошей -
Я тоже, очень русский инструмент!
- Уж если вы о том заговорили, -
Ведущий:
Вдруг засопел пузатый Самовар,
Самовар:
- Не я ли испокон веков в России
Был самый нужный, ходовой товар?
Деревянные ложки:
- Ты, брат, забыл о деревянных Ложках!
Мы даже ритмы отстучим, звеня!
Без чаю обойтись народу можно,
А вот без ложек есть никак нельзя!
Ведущий:
С уверенностью Лапти пробасили:
Лапти:
Уж если здесь кого-то выбирать,
То вспомните, с каких веков Россию
Все «лапотною» стали называть!
Валенки:
- Уже на ладан сами еле дышат,
Вы кто? Своё отживший раритет!
А мы из моды до сих пор не вышли,
Без Валенок зимы в России нет!
Ведущий:
Всё это слыша, русская Берёзка
Задумчиво стояла за окном…
По белому стволу скатилась слёзка -
О ней забыли в жарком споре том.
Кому же, как не ей под небом синим,
Где ветер тихо травами шуршит,
Быть самым главным символом России
И нашей русской искренней души!
Участники мастер – класса выполняют задание.
А пока работает фокус группа, я предлагаю поиграть в интересную игру, которая хорошо воспринимается детьми «Угадай право».
Уважаемые коллеги, Вам необходимо определить права с фрагментом из песни.
- Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу).
Какое право обозначено в данной песне?- право на отдых.
- Внимание, звучит песня (В траве сидел кузнечик).
Как вы думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.
3. (Буквы разные писать) - право на образование.
4. (У меня сестренки нет, у меня братишки нет.) – право на семью.
5. (Песенка Айболита)- право на медицину.
6. И заключительная мелодия. (Песенка «Три поросенка») – право на жилище.
Данная методика может быть использована на тематических мероприятиях, посвященных Дню Конституции РФ или Дню России и помогает детям закрепить знания о правах человека.
Думаю, что фокус группа уже готова. Прошу вас.
Рассказ фокус группы.
Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе.
Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
А давайте на мгновение представим, что вот этот сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка.
Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд.
(Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю)
Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.
Таким образом, ребёнок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления общественной жизни, традиции, праздники, спектакли, песни, танцы воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития нравственных и патриотических чувств ребенка.
А закончить свой мастер – класс я хочу маленьким стихотворением.
«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.
Есть леса тут и озера, (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....
Консультация для родителей и педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства"
консультация...
Творческий проект Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства
Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. В современных условиях очевидна необ...
Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"
Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"...
Мастер-класс для педагогов: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Патриотическое воспитание является важным аспектом общей системы образования, поскольку оно способствует формированию у детей любви к родине, уважения к ее истории, культур...