«Народные промыслы «Филимоновская игрушка - петушок»
план-конспект занятия (младшая, средняя группа)

Балашова Татьяна Алексеевна

Конспект

интегрированной образовательной  деятельности

по художественно-эстетическому развитию с детьми младшей группы

«Народные промыслы «Филимоновская игрушка - петушок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ПОДОЛЬСК

КОМИТЕТ  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

центр  развития  ребенка  -  детский  сад  №  5 «Радуга»

Конспект

интегрированной образовательной  деятельности

по художественно-эстетическому развитию с детьми младшей группы

«Народные промыслы «Филимоновская игрушка - петушок»

Подготовила:

воспитатель высшей  квалификационной  категории

Балашова Татьяна Алексеевна

мкр. Климовск

2021 г.

Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства

Программные задачи:

Расширить знания о народных обычаях, народных промыслах; приобщать к истокам и традициям русского народа; совершенствовать умение работать в коллективе;

Обогащать словарный запас и активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук посредством творческой деятельности; развивать слуховое восприятие, внимание, память;

Воспитывать интерес к народному творчеству; прививать любовь и уважение к русским традициям.

Материал и оборудование:

Изделия народных промыслов: гжельские изделия, дымковские игрушки, матрешки, павлопасадские платки, филимоновские игрушки, самовар, связка с баранками.

Глиняные заготовки: петушки.

Гуашь, непроливайки с водой, салфетки, подставки под кисточки, клеенки, кисточки.

Русские народные костюмы для детей.

Музыкальная запись р. н. п «Ярмарка» в исполнении Концертного ансамбля песни и танца "Новожея"

Атрибут для игры м.п «Карусель» (зонтик с подвесными ленточками).

Ноутбук.

Презентация «Роспись филимоновского петушка».

Проектор.

Проекционный экран. 

Предварительная работа:

Знакомство детей с русскими народными промыслами;

Рассматривание иллюстраций, альбомов «Гжельская роспись», «Дымковская игрушка», «Филимоновские игрушки – свистульки»;

Работа с раскрасками;

Беседы с детьми о русских народных традициях;

Разучивание с детьми игры м. п «Карусель»;

Разучивание с детьми стихов-загадок о русских народных промыслах.

Словарная работа: «ярмарка», «Гжель», «Дымка», «Матрешка».

Ход

Организационный момент:

Приветствие гостей 

Воспитатель:

Очень часто за событиями,
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны,
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.( Воспитатель накидывает на плечи Павлопасадский платок)

Мотивационно - ориентировочный этап:

Воспитатель: 

«- Здравствуйте, гости дорогие, 
Малые и большие! 
Лохматые и усатые, 
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар. 
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Всех приглашаю на праздник наш!»

Воспитатель: Ребята, что же такое ярмарка?

Дети: Ярмарка-это веселье, хорошее настроение….

Звучит р. н. п «Ярмарка»

Скоморох: «К нам на ярмарку спешите,

Очень рады видеть вас,

Не стесняйтесь, подходите, все товары здесь –для вас!

Подходите, поглядите, и чего-нибудь купите!

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Давайте пройдем к первому прилавку.

Исполнительский этап:

1 стол. Дымковские игрушки.

Ребенок читает стихотворение:

«В Дымково есть мастера,

Глиной заняты с утра.

Лепят барынь расписных

И зверюшек озорных»

Воспитатель: Как называют эти игрушки?

Дети: Эти игрушки называются Дымковские

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из глины.

2 стол Гжель:

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите на следующий прилавок. Какая красивая посуда на нем. Маша предлагает вам, ребята, отгадать как она называется.

Ребенок читает стихотворение:

Синяя сказка, глазам загляденье.

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье.

Русская звонкая….

Дети: Эта посуда называется Гжель

Воспитатель: Какие цвета характерны для данной посуды?

Дети: Голубой, синий, белый

Воспитатель: Ребята, я предлагаю подойти к третьему столу.

3 стол Матрешки

Ребенок читает стихотворение о матрешках:

«Россия наша славится

Расписными ложками,

А еще гордится

Русскими матрешками…

Воспитатель: Из чего сделана матрешка?

Дети: Из дерева

Воспитатель: Кто ее сделал?

Дети: Мастер

Воспитатель: Похожи они друг на друга?  Чем?

Ответы детей.

Воспитатель: Приглашаю детвору на веселую игру.

Далее проводится игра «Карусель»

Воспитатель: А, теперь, мои друзья, вам представлю товар я:

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.

И живут там мастерицы                                    
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.

Отгадайте, о какой из Филимоновских игрушек я вас сейчас загадаю загадку:

Разноцветный, голосистый,

Яркий, красочный, пятнистый,

Он как встанет поутру,

Запоет «ку-ка-ре-ку».

Дети: Петушок.
Воспитатель: Посмотрите на нашего петушка, какой он красивый, яркий.

Скажите, какие цвета использовал художник, когда расписывал игрушку?

Дети: Зеленый, красный, желтый, синий.

Воспитатель: Какой узор украшает петушка?

Дети: Полоски, елочки, солнышко.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и стать на некоторое время Филимоновскими мастерами. У вас на столах стоят Филимоновские петушки, слепленные из глины, но перед тем, как расписывать, еще раз внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки.

Воспитатель показывает презентацию с поэтапной росписью Филимоновского петушка.

Воспитатель: Прежде, чем вы начнете рисовать, нужно размять ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Петушок» :
Петушок наш вдруг проснулся,

(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)

Прямо к солнцу повернулся.

(Повертеть кистью руки в разные стороны)

Кукарекнул раз, два, три!

(Разводить и сводить указательный и большой палец)

Ты сегодня не проспи.

(Погрозить пальчиком)

Самостоятельная деятельность детей:

Воспитатель: Ну что ж, дорогие умельцы, перед вами краски и кисти. Берем игрушки и приступаем к работе.

(Звучит негромкая народная музыка.)

Рефлексия:

Ну вот, ребята, мы и расписали наши игрушки, оживили их. ... Я предлагаю  

вам устроить выставку наших работ.  

Ну, игрушка, просто диво,

Загляденье, как красива!

И не зря ведь говорится:

«Дело мастера боится»

Молодцы, ребята!

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- С какой игрушкой вы сегодня познакомились?

- Понравилось ли вам расписывать петушка?

Перспективный  этап:

Проведение различных видов ООД на тему «Народные промыслы России».

Организация выставки детского творчества.

Список  литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Комплексные образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева.  —Изд. 3-е, перераб. — М.: «Баласс», 2019г. — 528 с;

2. Алексеева О.Н. «Детям о народных промыслах России», Изд.: «Паритет», 2017г;

3. Клиентов А. Е. «Народные промыслы», Изд.: «Белый город», 2002г;

4. Берестов В. Д.  "Жили-были книжки. Матрёшкины потешки", Изд.: «Лабиринт», 2019г;

5. Куцакова Л.В. «Чудесная Гжель: учебное издание», Изд.: «Мозаика-Синтез», 2012г;

6. Гаранина Н.К., Левашова Е. Н., Лыкова И. А. Наглядно-методическое пособие "Наша деревушка" (Дымковская игрушка), Изд.: «Карапуз», 2010 г;

7. Лыкова И. А. "Филимоновская игрушка. Альбом для детского художественного творчества", Изд.: «Карапуз», 2008 г;



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы - Филимоновская игрушка.

Учебный материал преднозначен для старшего дошкольного возраста....

Народные промыслы. Русские игрушки

Народные промыслы. Русские игрушкиОдной из тематических недель в нашей группе было знакомство с русским народным прикладным искусством. Мы знакомили детей с видами декоративно-прикладного искусства - ...

Конспекты для младшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами весёлой игрушки Матрёшки .

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста  с народно - прикладным искусством на примере Весёлой игрушки Матрёшки....

Лепка рельефная декоративная по мотивам народной сказки «Филимоновские игрушки-свистульки»

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность....

Проект: "Народные промыслы. Филимоновская игрушка"

Проект: "Народные промыслы. Филимоновская игрушка"...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись Филимоновской игрушки - Петушок»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы. Знакомство с русской народной игрушкой- Филимоновская игрушка....

Конспект ООД «Лепка по мотивам Филимоновской игрушки «Петушок» в средней группе

Конспект ООД «Лепка по мотивам Филимоновской игрушки «Петушок» в средней группе...