«Народные промыслы «Филимоновская игрушка - петушок»
план-конспект занятия (младшая, средняя группа)
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию с детьми младшей группы
«Народные промыслы «Филимоновская игрушка - петушок»
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 5 «Радуга»
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию с детьми младшей группы
«Народные промыслы «Филимоновская игрушка - петушок»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Балашова Татьяна Алексеевна
мкр. Климовск
2021 г.
Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства
Программные задачи:
Расширить знания о народных обычаях, народных промыслах; приобщать к истокам и традициям русского народа; совершенствовать умение работать в коллективе;
Обогащать словарный запас и активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук посредством творческой деятельности; развивать слуховое восприятие, внимание, память;
Воспитывать интерес к народному творчеству; прививать любовь и уважение к русским традициям.
Материал и оборудование:
Изделия народных промыслов: гжельские изделия, дымковские игрушки, матрешки, павлопасадские платки, филимоновские игрушки, самовар, связка с баранками.
Глиняные заготовки: петушки.
Гуашь, непроливайки с водой, салфетки, подставки под кисточки, клеенки, кисточки.
Русские народные костюмы для детей.
Музыкальная запись р. н. п «Ярмарка» в исполнении Концертного ансамбля песни и танца "Новожея"
Атрибут для игры м.п «Карусель» (зонтик с подвесными ленточками).
Ноутбук.
Презентация «Роспись филимоновского петушка».
Проектор.
Предварительная работа:
Знакомство детей с русскими народными промыслами;
Рассматривание иллюстраций, альбомов «Гжельская роспись», «Дымковская игрушка», «Филимоновские игрушки – свистульки»;
Работа с раскрасками;
Беседы с детьми о русских народных традициях;
Разучивание с детьми игры м. п «Карусель»;
Разучивание с детьми стихов-загадок о русских народных промыслах.
Словарная работа: «ярмарка», «Гжель», «Дымка», «Матрешка».
Ход
Организационный момент:
Приветствие гостей
Воспитатель:
Очень часто за событиями,
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны,
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.( Воспитатель накидывает на плечи Павлопасадский платок)
Мотивационно - ориентировочный этап:
Воспитатель:
«- Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Всех приглашаю на праздник наш!»
Воспитатель: Ребята, что же такое ярмарка?
Дети: Ярмарка-это веселье, хорошее настроение….
Звучит р. н. п «Ярмарка»
Скоморох: «К нам на ярмарку спешите,
Очень рады видеть вас,
Не стесняйтесь, подходите, все товары здесь –для вас!
Подходите, поглядите, и чего-нибудь купите!
Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Давайте пройдем к первому прилавку.
Исполнительский этап:
1 стол. Дымковские игрушки.
Ребенок читает стихотворение:
«В Дымково есть мастера,
Глиной заняты с утра.
Лепят барынь расписных
И зверюшек озорных»
Воспитатель: Как называют эти игрушки?
Дети: Эти игрушки называются Дымковские
Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Из глины.
2 стол Гжель:
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите на следующий прилавок. Какая красивая посуда на нем. Маша предлагает вам, ребята, отгадать как она называется.
Ребенок читает стихотворение:
Синяя сказка, глазам загляденье.
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье.
Русская звонкая….
Дети: Эта посуда называется Гжель
Воспитатель: Какие цвета характерны для данной посуды?
Дети: Голубой, синий, белый
Воспитатель: Ребята, я предлагаю подойти к третьему столу.
3 стол Матрешки
Ребенок читает стихотворение о матрешках:
«Россия наша славится
Расписными ложками,
А еще гордится
Русскими матрешками…
Воспитатель: Из чего сделана матрешка?
Дети: Из дерева
Воспитатель: Кто ее сделал?
Дети: Мастер
Воспитатель: Похожи они друг на друга? Чем?
Ответы детей.
Воспитатель: Приглашаю детвору на веселую игру.
Далее проводится игра «Карусель»
Воспитатель: А, теперь, мои друзья, вам представлю товар я:
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Отгадайте, о какой из Филимоновских игрушек я вас сейчас загадаю загадку:
Разноцветный, голосистый,
Яркий, красочный, пятнистый,
Он как встанет поутру,
Запоет «ку-ка-ре-ку».
Дети: Петушок.
Воспитатель: Посмотрите на нашего петушка, какой он красивый, яркий.
Скажите, какие цвета использовал художник, когда расписывал игрушку?
Дети: Зеленый, красный, желтый, синий.
Воспитатель: Какой узор украшает петушка?
Дети: Полоски, елочки, солнышко.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и стать на некоторое время Филимоновскими мастерами. У вас на столах стоят Филимоновские петушки, слепленные из глины, но перед тем, как расписывать, еще раз внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки.
Воспитатель показывает презентацию с поэтапной росписью Филимоновского петушка.
Воспитатель: Прежде, чем вы начнете рисовать, нужно размять ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Петушок» :
Петушок наш вдруг проснулся,
(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Прямо к солнцу повернулся.
(Повертеть кистью руки в разные стороны)
Кукарекнул раз, два, три!
(Разводить и сводить указательный и большой палец)
Ты сегодня не проспи.
(Погрозить пальчиком)
Самостоятельная деятельность детей:
Воспитатель: Ну что ж, дорогие умельцы, перед вами краски и кисти. Берем игрушки и приступаем к работе.
(Звучит негромкая народная музыка.)
Рефлексия:
Ну вот, ребята, мы и расписали наши игрушки, оживили их. ... Я предлагаю
вам устроить выставку наших работ.
Ну, игрушка, просто диво,
Загляденье, как красива!
И не зря ведь говорится:
«Дело мастера боится»
Молодцы, ребята!
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
- С какой игрушкой вы сегодня познакомились?
- Понравилось ли вам расписывать петушка?
Перспективный этап:
Проведение различных видов ООД на тему «Народные промыслы России».
Организация выставки детского творчества.
Список литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Комплексные образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. —Изд. 3-е, перераб. — М.: «Баласс», 2019г. — 528 с;
2. Алексеева О.Н. «Детям о народных промыслах России», Изд.: «Паритет», 2017г;
3. Клиентов А. Е. «Народные промыслы», Изд.: «Белый город», 2002г;
4. Берестов В. Д. "Жили-были книжки. Матрёшкины потешки", Изд.: «Лабиринт», 2019г;
5. Куцакова Л.В. «Чудесная Гжель: учебное издание», Изд.: «Мозаика-Синтез», 2012г;
6. Гаранина Н.К., Левашова Е. Н., Лыкова И. А. Наглядно-методическое пособие "Наша деревушка" (Дымковская игрушка), Изд.: «Карапуз», 2010 г;
7. Лыкова И. А. "Филимоновская игрушка. Альбом для детского художественного творчества", Изд.: «Карапуз», 2008 г;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные промыслы - Филимоновская игрушка.
Учебный материал преднозначен для старшего дошкольного возраста....
Народные промыслы. Русские игрушки
Народные промыслы. Русские игрушкиОдной из тематических недель в нашей группе было знакомство с русским народным прикладным искусством. Мы знакомили детей с видами декоративно-прикладного искусства - ...
Конспекты для младшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами весёлой игрушки Матрёшки .
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народно - прикладным искусством на примере Весёлой игрушки Матрёшки....
Лепка рельефная декоративная по мотивам народной сказки «Филимоновские игрушки-свистульки»
Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность....
Проект: "Народные промыслы. Филимоновская игрушка"
Проект: "Народные промыслы. Филимоновская игрушка"...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись Филимоновской игрушки - Петушок»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы. Знакомство с русской народной игрушкой- Филимоновская игрушка....
Конспект ООД «Лепка по мотивам Филимоновской игрушки «Петушок» в средней группе
Конспект ООД «Лепка по мотивам Филимоновской игрушки «Петушок» в средней группе...