Тема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов».
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение
«Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения»
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Игровые технологии как средство развития
мелкой моторики у детей - инвалидов».
Начало работы: 01.09.2021 г.
Окончание работы: 31.05.2022г.
Выполнила:
воспитатель отделения
социального обслуживания
детей-инвалидов
Севастьянова Д.И.
г.Выборг
2021 г.
Общие сведения о педагоге
ФИО: Севастьянова Дина Ильинична
Дата рождения: 21. 12. 1965
Образование: высшее педагогическое (Киевский государственный педагогический институт им. А.М. Горького 1991 г.)
Должность в учреждении: воспитатель отделения предоставления социальных услуг детям – инвалидам в стационарной, полустационарной форме и на дому
Квалификационная категория: первая (приказ № 4285-р от 27.12.2016 г.)
Стаж работы в данной должности: 14 лет
Курсы повышения квалификации:
1. «Дошкольное обучение и воспитание в условиях модернизации образования». Ленинградский государственный университет
им. А.С. Пушкина 25.10.2010г.
2. «Развитие творческих начал личности в художественной деятельности».
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина 18.05.2011г.
«Дошкольная педагогика и психология».
3. Диплом Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена об освоении дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Дошкольная педагогика и психология» № 14 018779, регистрационный номер: 26-378 от 15.02.2016 г. (период обучения: 01. 04. 2015 – 20.02.2016; 250 часов)
4. Удостоверение ГБПОУ «Выборгский медицинский колледж» о повышении квалификации по программе профессиональной подготовки
«Оказание первой помощи пострадавшим» № 2699 (период обучения: июнь 2018 г., 16 часов)
5. Диплом автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» по программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «учитель – дефектолог, олигофренопедагог в объёме 300 часов №1027 00000483, регистрационный номер: 32-081 от 16.12.2019г
Тема: «Игровые технологии как средство развития
мелкой моторики у детей - инвалидов».
Актуальность выбранной темы.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.
Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Из этого следует, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Цель: повысить педагогическую компетентность в создании оптимальных благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у детей посредством игровой деятельности и распространить полученный опыт
Задачи:
- Изучить классические и современные передовые педагогические технологии, касающиеся выбранной темы самообразования
- Совершенствовать и систематизировать изученный методический материал
- Применять современные эффективные педагогические технологии в личной практике
- Обеспечить предметно-пространственную развивающую среду в группе для достижения результатов
- Стимулировать и развивать игровую и двигательную активность детей
- Повысить компетентность педагогов и родителей в значимости пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста
Предполагаемый результат:
качественное улучшение образовательного процесса.
Форма самообразования: подгрупповая
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
1. Изучение литературы по теме.
2. Создание картотеки игр.
3.Разработка игр, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей - инвалидов
4. Использование разработанных игр в системе коррекционно- развивающих занятий.
5. Посещение и участие в заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях, конкурсах для педагогов.
6. Обобщение результатов проделанной работы.
План работы над темой самообразования на 2021-2022г.
1. Подготовительный этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
1 | Определение темы по самообразованию | август 2021 |
2 | Постановка целей, задач работы | |
3 | Прогнозируемый результат |
2. Аналитический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
1 | Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий в работе с детьми | сентябрь 2021 - май 2022 |
2 | Разработка плана работы с детьми | сентябрь 2021 |
3 | Разработка плана работы с родителями | |
4 | Разработка плана работы с педагогами |
3. Организационный этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
Теоретическая часть | ||
1 | Изучение передового опыта, подбор материалов по теме самообразования Изучение литературы, методических материалов | сентябрь 2021- апрель2022 |
Практическая часть | ||
Работа с детьми | ||
1 | Разработка и проведения занятий. | Октябрь 2021- апрель2022 |
2 | Изготовление пособий для проведения совместной образовательной деятельности | |
3 | Подбор материала к занятиям. | |
Работа с родителями | ||
1 | Проведение консультации для родителей по теме: «Мелкая моторика развивает малыша» | март 2022 |
2 | Организация и оформление выставки «Игры развивают детей» | ноябрь 2022 |
Работа с педагогами | ||
1 | Выступление на методическом часе «Развитие мелкой моторики посредством применения нетрадиционных технологий» | февраль 2021 |
2 | Проведение мастер-класса «Игры на развитие мелкой моторики». | февраль 2021 |
4. Завершающий этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
1 | Оформление папки по самообразованию с приложением (конспекты, консультации, фотоматериалы) | май 2022 |
5. Презентационный этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения |
1 | Отчет о проделанной работе в виде презентации | май 2022 |
Список изучаемой литературы:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
2. О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
3.. Г.Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»
4. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М.Зейц; адаптированный перевод с англ. - М.: ИНТ, 2010. - 94 с.
5. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
6. http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
7. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
8. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования на 2015-2017 год по теме «Здоровьесберегающие игровые технологии как средство формирования валеологической культуры детей»
Содержит план работы по самообразованию. Актуальность выбранной темы. Этапы работы....
Семинар для воспитателей. Тема: "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей"
Сообщение подготовлено на педагогичкский семинар для воспитателей детского сада, составлено из личного опыта работы с детьми по побучению грамоте....
Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"
Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...
Программа личностного саморазвития Тема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»
Программаличностного саморазвитияТема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»...
Проект на тему «Игровые технологии как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста».
Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Вед...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов».
ПЛАНПО САМООБРАЗОВАНИЮТема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов»....
Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»
Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Отсюда понятно, что формирование эмоциональной сферы должно рассматрив...