Статья «Ритмика как педагогическое условие развития музыкальных способностей»
статья

Кузьминова Елена Петровна

Специальный раздел, который изучает активизацию восприятия детей музыки через движение, называется ритмикой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Ритмика как педагогическое условие развития музыкальных способностей»

Специальный раздел, который изучает активизацию восприятия детей музыки через движение, называется ритмикой. Ритмика также помогает раскрыть музыкальные способности через движение и речи, в игре. Важнейшая задача ритмики в дошкольных учреждениях – развитие чувства ритма и музыкальности в целом.

Музыка и движение вместе открывают перед педагогом огромные возможности развития дошкольника. В древней Греции, где сформировались начальные представления о ритмике, говорилось о Гармонии между телом и духом.

Воспитание ребёнка в музыке считается главным: благодаря этому гармония и ритм влияют на эмоциональную сферу жизни, овладевают и наполняют красотой и делают человека эстетически воспитанным.

Эмиль Жак Далькроз (1865-1950) говорил о целостности движения и музыки, и разработал на основе идеи в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания детей. В России и Европе его система была известна под названием «метод ритмической гимнастики»  

Использование музыки и движений и подчинение движений музыкальному ритму получило распространение во многих странах и стало одним из принципов системы Далькроза.

Актуальность и современность методики не только в её названии, а в широком использовании специалистами по музыкальному и физическому обучению и воспитанию.

В своих исследованиях Бугаева З. Н. говорит о том, что воспитание «мышечного чувства» необходимо начинать с первых лет жизни ребенка. Это благоприятно влияет на работу мозга. Обучение ритмики необходимо любому ребенку, развивать в нем глубокое чувствование музыки, понимание музыкальных настроений. творческое воображение,

В работах Безбородовой Л. А. показано, что музыкально-ритмические упражнения как всестороннее средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения и навыка «говорить» телом. Важно также обращать внимание на то, как строится занятие с детьми, так как занятие должно позитивно сохраняться у ребенка, иначе оно не принесет тех результатов.

Гогоберидзе А. Г. основой занятия считает музыку, так как именно музыкальное произведение передает образец правильно организованного движения: направляет движение и дает чёткое представление о соотношениях между пространством, движением и временем.

Российские педагоги понимали и увеличивали значимость обучения музыкально-ритмическому навыку детей.

Авторами была проделана огромная работа по разработке практических рекомендаций и распространению системы работы в различных образовательных учреждениях.

Н.Г. Александрова говорила о том, что ритмика – одно из средств биосоциального воспитания и является центром пересечения психологии, физиологии, педагогики, физкультуры и музыкального развития.

В.А. Гринер, Н.Г. Александрова, Е.В. Конорова писали, что ребёнку необходимо упражняться ритмике, так как она оказывает благоприятное влияние на состояние моторной и психоэмоциональной сферы.

В дальнейшем, основываясь на идеи Э. Ж. Далькроза, А.В. Кенеман, М.Л. Палавандишвили, И.В. Лифиц и А.Н. Зимина разработали программы музыкального воспитания, методики и подходы в работе с детьми и музыкально-ритмический репертуар.

Двигательные реакции ребёнка сопровождаются тем или иными ритмическими реакциями, передающими ход и настроение музыкального движения, что необходимо для правильного восприятия музыки и влиянием на общую функцию организма.

Ж. Далькроз, Б.М. Теплов, К. Орф писали о том, что определить равновесие, смягчить темпераменты в центральной нервной системе, раскрепостить и придать уверенности заторможенным детям и урегулировать движения помогает музыкальный ритм и темп.  

Теплов Б. М. утверждает, что музыка является основой деятельности в которой передаются движения, образ и эмоциональный компонент. Средством же более глубокого её восприятия выступают танцы, физические движения, образные и сюжетные движения. Ритмика, та деятельность, которая с помощью движений передает образ и эмоции .

Главная роль в ритмике принадлежит музыке, второстепенная роль – движениям. Наиболее полное музыкально-ритмическое воспитание детей, по мнению некоторых специалистов, происходит при взаимосвязи этих компонентов.

В работах Штанько И. В. показано, что ритмика состоит из двух компонентов: восприятие музыки и воспроизведение её свойств в движении.

Первый компонент полностью соединен с восприятием музыки в целом, которое ребенок дифференцирует и делает более правильным и четки, выделяя отдельные, более яркие средства: регистр мелодии, её темп, метрическую пульсацию, мотив, предложение и фразу произведения.

Второй компонент: изучение движений и формирование двигательного навыка в процессе танцев, игр, хороводов. Важно использовать физкультурные компоненты, к которым относятся ходьба, бег, прыжки, хлопки, поскоки, компоненты танца, как народного, так и современного, и элементы драматизации, инсценирование игровых образов, постановка музыкальных сказок или небольших сценок .

Важна взаимосвязь между этими компонентами, овладение детьми осуществляется в игровой форме, через пляски, упражнения и игры.

Занятие ритмикой в дошкольном учреждении развивает навык дифференциации восприятия музыкальных произведений (выделение различных средств выразительности мелодии) образов и формирование средствами музыки и ритмических движений, способностей личности.

Горохова Л. А. утверждает, что основными видами движений под музыку являются: хороводы, танцы, упражнения и игры, выполняющие важную задачу: добиться гармонии между движениями и телом .

У каждого вида ритмических движений своя функция: гимнастическая, танцевальная, физическая.

Развитие плавности, отработка четкости и ритма в движениях помогают дошкольнику закрепить умение и выполнять более сложные упражнения, тем самым улучшая свою способность.

Изучив основные элементы дети ярче, свободнее и качественнее выполняют новые упражнения. К физическим упражнениям относят: бег, ходьба, поскоки, прыжки. К общеобразовательным упражнениям относят: упражнения с предметами (мяч, обруч) и без них и к строевым упражнениям относятся построения и перестроения.

Также используются простые элементы народных танцев, бальных танцев, и движений, которые образуют основу современных детских композиций.

На выражение эмоциональной составляющей музыки отводится музыкальная игра – самая активная творческая деятельность. А.В. Кенеман исследовал музыкальную игру, как средство для развития музыкально ритмического и ладового чувства и из взаимосвязи, которая формирует основу эмоционально составляющей музыкальности.

Развитие эмоциональной отзывчивости в музыкальной игре становится более плодотворным и благоприятным, если у ребенка возникает интерес к этому виду деятельности.

Чаще всего в ритмическую игру включают игры с музыкальными инструментами и ритмические игры со словом.

По мнению С. Мерзляковой элементы народных и классических танцевальных движений, которые содержат детские хороводы, пляски являются оригинальной формой музыкально-ритмических движений. Можно выделить различные виды детских танцев, хороводов, плясок.  

Пляски с зафиксированными движениями. Построение таких плясок всегда зависит от структуры музыкального произведения. Двухчастной пьесе соответствует двухчастная пляска. Пляски комбинированные, которые имеют четкие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для них берутся двухчастные произведения, в которых ярко выражено контрастное построение или две самостоятельные пьесы разного характера, но сходные по стилю.  

Свободные пляски. Имеют творческий характер и выполняются под народные плясовые мелодии. Дети комбинируют знакомые элементы танцев, упражнений по-своему или придумывают «свою» пляску.

Матонис В. П. в своих работах говорит о том, что хороводы плясового характера чаще всего связаны с русским народным музыкальным творчеством. Исполняя их, дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. В качестве примера можно назвать широко известную пляску «Каравай», а так же хороводы, связанные с развлечениями, праздниками (новогодние хороводы).

Детский «бальный» танец. Включает в себя разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Под легкий оживленный  характер музыки выполняются все время повторяющиеся танцевальные движения. Используются так же простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста.

Развитие музыкальных способностей происходит в процессе совершенствования слуха и умения координировать свои движения с музыкой. Мы рассмотрим процесс воздействия ритмики на развитие музыкальных способностей ребенка, к которым, как считал Б.М. Теплов, относятся ладовое чувство и чувство ритма, музыкально-слуховые представления .

На занятиях ритмикой развивается ладовое чувство, проявляющееся в том, что при исполнении танца ребенок не просто выполняет движения под музыку, а эмоционально изображает персонаж. Детям необходимо вслушаться в мелодию, прочувствовать интонации, а потом выразительно передать это в движениях, для того чтобы точно изобразить того или иного героя.

Безбородова Н. Г. Утверждает, что занятия ритмикой развивают музыкально-слуховые представления. Чтобы исполнить танец ребенку старшего дошкольного возраста нужно запомнить не только технику движений, но и всевозможные перестроения, их последовательность, уловить темп, ритм, динамику. Помочь в этом способна музыка. Ребенок, запоминая произведение целиком, по частям или музыкальным фразам, затем воспроизводит в памяти те движения, которые соответствуют этой части или фразе .  

Способность запоминать музыкальное произведение, воспроизводить его в памяти в нужном темпе и ритме, по мнению Чумичевой Р. М., указывает на формировании непосредственно музыкально-слуховых представлений, как основу музыкальной памяти, которая, в свою очередь, развивает музыкальное воображение. При разучивании танцев под песни дети обычно подпевают, запоминают мелодии, интонации, звучание частей и в разном регистре, что способствует развитию музыкально-слуховых представлений .

Ритмические занятия формируют чувство ритма, так как движения под музыку без него невозможны. Занимаясь ритмикой с детьми младшего возраста, обращается внимание на выполнение простейших движений (хлопки, пружинка, поворот), на сильную долю такта, что способствует более успешному развитию чувства ритма. В среднем возрасте характер движений усложняется, но подход остается прежним — они обязательно должны выполняться на сильную долю такта. В старшем дошкольном возрасте движения усложняются, добавляются одновременные движения рук и ног (выставление ноги на пятку с разведением или подниманием рук, выносом одной руки на затылок и т.д.), движения рук и туловища (наклоны и повороты с движением рук, ног и туловища, повороты с движением ног и т.д.). Но, несмотря на возрастающую сложность, их исполнение должно быть ритмичным. Закрепляется этот навык постепенно. Если дети младшего и среднего возраста двигаются под «живую» музыку, то со старшего дошкольного возраста часть танцев и упражнений разучивается под фонограмму, что гораздо труднее. Так же нужно отметить, что темп музыкальных произведений, которые используются в старшем дошкольном возрасте, более подвижный, чем в среднем и младшем, а это, в свою очередь, еще больше усложняет исполнение.

В соотношении движений с высотой звука, тембром звучания, длительностью и динамикой, как указывает Скопинцева О. А., осуществляются музыкальное сенсорное развитие и формирование слухового внимания. При правильном подборе репертуара у детей развиваются музыкальные слух и память. Формированию нравственного облика, развитию музыкальности и художественного вкуса, а так же развитию пространственных и временных ориентировок, способствуют танцы, хороводные игры, которые построены на лучших образцах народной, классической и современной музыки. Ребёнок попадает в такие условия, которые требуют от него быстрой реакции на изменение в музыке, которые сталкивают его с необходимостью самостоятельно выполнять задания. Это непосредственно развивает его внимание, творческую инициативу. Выполняя разнообразные движения под музыку, дошкольники мысленно представляют образ, каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему, комбинируя и видоизменяя элементы танца. Дети, передают в танце не только облик и характер персонажа, но и свое отношение к ним, используя для этого характерные движения. Так рождается творческое воображение и развивается слуховое внимание .  

В развитии музыкальных способностей значительная роль отводится планомерности, систематичности занятий, с постановкой конкретных задач обучения, доступных возрасту воспитанников.  

Разнообразные требования предъявляются и к выполнению движений. Если дети младшего дошкольного возраста способны передать характер и темп музыкального произведения, могут начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой, соблюдать двухчастную форму, то в старшем возрасте они уже воспринимают звуковысотное движение, т.е. мелодию со всеми выразительными средствами, реагируют на динамические изменения, начинают, изменяют и заканчивают движение в соответствии со строением музыкальных фраз, двигаются под музыку в трехдольном размере, воспроизводят в движении несложный ритмический рисунок. Таким образом, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста воспринимают музыкальное произведение полностью, передают его эмоциональный характер со всеми компонентами, воспринимая выразительность музыкального ритма.

Следовательно, занятия ритмикой являются одним из основных педагогических условий развития музыкальных способностей детей, а именно: ладового чувства, музыкально-слухового восприятия и чувства ритма, которые дают возможность им более эмоционально, сознательно относиться к музыке, чувствовать красоту её звучания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников в музыкально-ритмической деятельности

В любом ребенке от рождения уже заложено творческое начало. И поэтому задача родителей и педагога - заметить, не загубить, а создать условия для развития этого творческого начала и направить ег...

Педагогический проект "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Одним из важнейших средств развития музыкальности у ребенка являются музыкально-дидактические игры. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основ...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей «Формирование вокально – хоровых навыков как условие развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста» »

Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста - важная и сложная задача, которая включает разнообразные игровые методы  и приемы развития голоса ребенка....

Публикация в печатном сборнике «Аксиологические проблемы педагогики» Выпуск №12 Смоленск, Издательство СмолГу 2021. С.140 Статья "Педагогические условия развития музыкальных способностей детей 5-7 лет"

Публикация в печатном сборнике «Аксиологические проблемы педагогики» Выпуск №12 Смоленск, Издательство СмолГу 2021. С.140. Статья "Педагогические условия развития музыкальных способно...