Педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников в музыкально-ритмической деятельности
статья по музыке на тему
В любом ребенке от рождения уже заложено творческое начало. И поэтому задача родителей и педагога - заметить, не загубить, а создать условия для развития этого творческого начала и направить его в нужное русло. Музыкально-ритмическое движение занимает особое место среди различных видов детской деятельности, способствующих развитию творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ermakova._tezisy_18.1.docx | 18.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ермакова Екатерина Владимировна
Педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №32 Василеостровского р-на Санкт-Петербурга
Педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников в музыкально-ритмической деятельности.
"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других".
Б.Асафьев
Актуальность темы : Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому возможность развития творческих способностей личности, и в первую очередь личности ребёнка, является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.
В любом ребенке от рождения уже заложено творческое начало. В течение жизни оно претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой находится человек: либо затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим, перед родителями и педагогами, которые окружают ребенка, встает задача – заметить и создать условия для развития это творческого начала, не загубить его и направить в нужное русло.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития многих способностей ребенка, в том числе и творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности, в основе которой находится желание сделать что-то новое, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, но сделать это по-новому, по-своему, лучше.
Среди различных видов детской деятельности, способствующих развитию творческих способностей, особое место занимает музыкально – ритмическое движение и танец в целом. От освоения простейших движений и комбинаций до исполнения целостной танцевальной композиции ребёнок проходит долгий путь. Этот путь – универсальное средство гармоничного психического, физического и духовного развития, которое включает в себя:
- Развитие музыкальности (восприятие и понимание музыки, развитие чувства ритма и музыкального слуха, расширение муз. кругозора );
- Развитие двигательных качеств и умений (развитие мышечной силы и выносливости, гибкости и пластичности, координации движений, умения ориентироваться в пространстве, формирование правильной осанки);
- Развитие и тренировка психических процессов (развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, тренировка лабильности нервных процессов, развитие эмоциональной сферы);
- Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности (воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек, воспитание умения сопереживать другим людям и животным);
- Развитие творческих способностей (развитие фантазии творческого воображения, развитие способности к импровизации).
Действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников происходит чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творческого потенциала и воображения. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе восприятия, которому присущ творческий характер. Музыка задает не только темповые, ритмические и динамические характеристики движений и танца, но может стать и основой его образного содержания, сюжетом. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая является “корнем” любого детского творчества. В танце художественные образы воплощаются с помощью пантомимы и движений, без слов. А это значит, что тело ребенка является инструментом для выражения его чувств, мыслей, эмоций.
В своей работе с дошкольниками я часто использую сюжетный танец. Считаю, что он чрезвычайно благоприятен для формирования и развития музыкально-двигательного творчества. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей. Привлекательность сюжетного танца в том, что у ребёнка есть возможность перевоплощаться в разных героев и персонажей. У каждого героя свой характер и отличительные особенности, и им приходится взаимодействовать между собой в соответствии с развитием сюжета. Создается игровая ситуация, побуждая детей к творчеству. В таком виде танца у детей нет возможности подражания друг другу (ведь мышка-норушка не может двигаться так же, как лягушка-квакушка или лисичка-сестричка в музыкальном спектакле по мотивам сказки “Теремок”). Это обстоятельство заставляет каждого участника искать свои выразительные средства и движения, активизируя фантазию и творческое воображение. Таким образом, в сюжетном танце создаются очень благоприятные условия для проявления творческих способностей и, следовательно, их развития.
Процесс развития творческих способностей детей посредством музыкально-ритмической деятельности будет наиболее эффективен при создании следующих условий:
- Организация предметно-развивающей среды;
- Создание обстановки психологической комфортности;
- Обучение, при котором у ребенка формируются знания, умения, способы действия, приобретается собственный опыт;
- Комплексное и системное использование методов и приемов музыкально-ритмического воспитания детей, применение современных педагогических технологий;
- Интеграция различных видов искусств и образовательных областей;
- Приобщение родителей к совместной музыкально-творческой деятельности.
Наличие вышеперечисленных условий является залогом успешной работы педагога, нацеленной на достижение ожидаемых результатов в развитии детей, их способностей, в том числе и творческих.
Конечно же, сам педагог является творческой личностью. Но важно помнить, что в центре его педагогических интересов находится личность ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....
Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия развития творческих способностей детей"
Цель: повышение профессиональных компетентностей педагогов ДОУ в развитии творческих способностей дошкольников...
Педагогические условия развития творческой активности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.
Данная статья рассматривает различные взгляды на понятия творчество, творческой активности у дошкольников. И как педагог, опираясь на различные принципы в своей работе, должен сделать естественный про...
Научно-методическая разработка "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует творческих способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. ...
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
для воспитателей...
Семинар для педагогов «Педагогические условия развития творческих способностей детей»
Семинар для педагогов «Педагогические условия развития творческих способностей детей»...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие творчеcких cпоcобностей ребѐнка являетcя важной задачей воcпитательно-образовательной работы в ДОУ....