Педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников в музыкально-ритмической деятельности
статья по музыке на тему

Ермакова Екатерина

  В любом ребенке от рождения уже заложено творческое начало. И поэтому задача родителей и педагога - заметить, не загубить, а создать условия для развития этого творческого начала и направить его в нужное русло. Музыкально-ритмическое движение занимает особое место среди различных видов детской деятельности, способствующих развитию творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermakova._tezisy_18.1.docx18.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ермакова Екатерина Владимировна

Педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №32 Василеостровского р-на Санкт-Петербурга

Педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников в музыкально-ритмической деятельности.

"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других".

Б.Асафьев

Актуальность темы : Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому возможность развития творческих способностей личности, и в первую очередь личности ребёнка, является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

В любом ребенке от рождения уже заложено творческое начало. В течение жизни оно претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой находится человек: либо затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим, перед родителями и педагогами, которые окружают ребенка, встает задача – заметить и создать условия для развития это творческого начала, не загубить его и направить в нужное русло.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития многих способностей ребенка, в том числе и творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности, в основе которой находится желание сделать что-то новое, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, но сделать это по-новому, по-своему, лучше.

Среди различных видов детской деятельности, способствующих развитию творческих способностей, особое место занимает музыкально – ритмическое  движение и танец в целом. От освоения простейших движений и комбинаций до исполнения целостной танцевальной композиции ребёнок проходит долгий  путь. Этот путь – универсальное средство гармоничного психического, физического и духовного развития, которое включает в себя:

  • Развитие музыкальности (восприятие и понимание музыки, развитие чувства ритма и музыкального слуха, расширение муз. кругозора );
  • Развитие двигательных качеств и умений (развитие мышечной силы и выносливости, гибкости и пластичности, координации движений, умения ориентироваться в пространстве, формирование правильной осанки);
  • Развитие и тренировка психических процессов (развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, тренировка лабильности нервных процессов, развитие эмоциональной сферы);
  • Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности (воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек, воспитание умения сопереживать другим людям и животным);
  • Развитие творческих способностей (развитие фантазии творческого воображения, развитие способности к импровизации).

Действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников происходит чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творческого потенциала и воображения. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе восприятия, которому присущ творческий характер. Музыка задает не только темповые, ритмические и динамические характеристики движений и танца, но может стать и основой его образного содержания, сюжетом. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая является “корнем” любого детского творчества. В танце художественные образы воплощаются с помощью пантомимы и движений, без слов. А это значит, что тело ребенка является инструментом для выражения его чувств, мыслей, эмоций.

В своей работе с дошкольниками я часто использую сюжетный танец. Считаю, что он чрезвычайно благоприятен для формирования и развития музыкально-двигательного творчества. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей. Привлекательность сюжетного танца в том, что у ребёнка есть возможность перевоплощаться в разных героев и персонажей. У каждого героя свой характер и отличительные особенности, и им приходится взаимодействовать между собой в соответствии с развитием сюжета.  Создается игровая ситуация, побуждая детей к творчеству.  В таком виде танца у детей нет возможности подражания друг другу (ведь  мышка-норушка не может двигаться так же, как лягушка-квакушка или лисичка-сестричка в музыкальном спектакле по мотивам сказки “Теремок”). Это обстоятельство заставляет каждого участника искать свои выразительные средства и движения, активизируя фантазию и творческое воображение. Таким образом, в сюжетном танце создаются очень благоприятные условия для проявления творческих способностей и, следовательно, их развития.

Процесс развития творческих способностей детей посредством музыкально-ритмической  деятельности  будет наиболее эффективен при создании следующих условий:

  • Организация предметно-развивающей среды;
  • Создание обстановки психологической комфортности;
  • Обучение, при котором у ребенка формируются знания, умения, способы действия, приобретается собственный опыт;
  • Комплексное и системное использование методов и приемов музыкально-ритмического воспитания детей, применение современных педагогических технологий;
  • Интеграция различных видов искусств и образовательных областей;
  • Приобщение родителей к совместной музыкально-творческой деятельности.

Наличие вышеперечисленных условий является залогом успешной работы педагога, нацеленной на достижение ожидаемых результатов в развитии детей, их способностей, в том числе и творческих.

Конечно же, сам педагог является творческой личностью. Но важно помнить, что в центре его педагогических интересов находится личность ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия развития творческих способностей детей"

Цель: повышение профессиональных компетентностей педагогов ДОУ в развитии творческих способностей дошкольников...

Педагогические условия развития творческой активности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.

Данная статья рассматривает различные взгляды на понятия творчество, творческой активности у дошкольников. И как педагог, опираясь на различные принципы в своей работе, должен сделать естественный про...

Научно-методическая разработка "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует творческих способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. ...

Семинар для педагогов «Педагогические условия развития творческих способностей детей»

Семинар для педагогов «Педагогические условия развития творческих способностей детей»...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Развитие творчеcких cпоcобностей ребѐнка являетcя важной задачей  воcпитательно-образовательной работы в ДОУ....