Словесные игры на развитие познавательной активности детей в работе логопеда
консультация
В статье раскрыта роль словесных игр на развитие познавательной актиивности детей с овз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
значение словесных игр | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
Консультация
«Словесные игры на развитие познавательной активности детей в работе логопеда»
Подготовил:
Учитель – логопед Константинова Л.А.
Ядрин 2021
Словесные игры на развитие познавательной активности детей в работе логопеда.
“Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А. Сухомлинский
Для успешного приобретения знаний, умений и навыков, предусматривающих раскрытие потенциальных возможностей каждого воспитанника, направленных на дальнейшую адаптацию их к обучению в школе и социальной действительности необходимо организовывать грамотные, разноплановые, систематические и планомерные виды самостоятельной и совместной непосредственно образовательной деятельности в течение всего дня силами всего педагогического коллектива по созданию в учреждении специально организованной развивающей среды, а так же силами родителей в условиях семьи.
Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Установлена прямая взаимосвязь между уровнем развития познавательной активности ребенка и его речью.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в эмоциональной сфере. Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не учувствует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д. Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.
Особое значение в коррекционной работе с детьми с нарушением речи имеет проведение словесных дидактических игр, целью которых является не только воспитание, но и обучение детей. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Такие игры развивают лексико-грамматические категории у детей дошкольного возраста. Они учат, основываясь на имеющиеся знания о предметах, представления о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные знания в новых обстоятельствах, в новых связях,
дети самостоятельно решают:
- разнообразные мыслительные задачи;
- описывают предметы, выделяя характерные их признаки;
- отгадывают по описанию;
- находят признаки сходства и различия;
-группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Эти игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе:
-развивают умение внимательно слушать педагога,
- быстро находить ответ на поставленный вопрос,
- точно и четко формулировать свои мысли,
-применять знания в соответствии с поставленной задачей».
Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.
Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.
В игре процесс мышления протекает легче, активнее, трудности умственной работы ребенок не замечает, преодолевает их легко.
С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:
- развитие мелкой и общей моторики;
- побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
- формирование графомоторных навыков;
- активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
- формирование навыков ориентирования;
- повышение познавательной активности и работоспособности детей;
- регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.
Игровые приемы в логопедии являются средством побуждения и стимулирования детей к определенным видам деятельности.
Они решают следующие задачи:
Дидактические (познавательная деятельность, расширение кругозора ребенка, формирование полезных умений и навыков).
Воспитательные (воспитание волевой стороны личности, самостоятельности, чувства коллективизма, сотрудничества и т.д.).
Развивающие (развитие процессов памяти, воображения, внимания, умения устанавливать закономерности и находить верные решения).
Социализирующие (адаптация ребенка к действующим нормам и правилам поведения в обществе).
Что даёт игра детям?
- свободу: игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
- порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
- создает гармонию, формирует стремление к совершенству.
- увлеченность: она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
- элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- компенсацию, нейтрализацию недостатков физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
- возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки .
развитие воображения.
- возможность развить свой ум.
- радость общения.
- умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,
- психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ:
- Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой
деятельностью:
- постановка задач,
- пояснение способов ее решения,
-поэтапное решение задач и т. д.
- Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»).
- Игры – предположения («что было бы, если… »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность
детей, они учатся слушать друг друга.
- Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
- Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.
Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры.
В нашем детском саду основное усилие и педагогов, и родителей направлены на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Мы регулярно используем игровые ситуации, которые воспринимаются детьми более естественно, чем серьезные обсуждения. Участвуя в игровой ситуации, ребенок расслабляется, раскрепощается и чувствует себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса и развития речи.
Литература
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
Биробиджан: ОблИУУ, 2005.
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.
5. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.
Практическая часть
Игра «Похожие слова»
Звучит логопедическая распевка:
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....
Задание:
Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!
Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
Игра «Кошка»
Отгадайте загадку:
Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).
Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.
Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):
бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.
Кошка бывает какая?
Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.
Задание № 4. Cкороговорки
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.
Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.
«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»
Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:
На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.
Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
«Чудесный мешочек»
Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.
Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...
Сенсорные игры для развития познавательной активности детей раннего возраста.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окру...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА. Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широк...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Интерактивные игры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Из опыта работы "Интерактивные игры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую мину...
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуетс...
"Дидактические игры для развития познавательной активности детей раннего возраста"
Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которого он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.В развитии познавательной активности детей раннего во...