Словесные игры на развитие познавательной активности детей в работе логопеда
консультация

В статье раскрыта роль словесных игр на развитие познавательной актиивности детей с овз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл значение словесных игр33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Консультация

«Словесные игры на развитие познавательной активности детей в работе логопеда»

                                                                                   Подготовил:

                                                                                  Учитель – логопед Константинова Л.А.

Ядрин 2021

Словесные игры на развитие познавательной активности детей в работе  логопеда.

Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А. Сухомлинский

Для успешного приобретения знаний, умений и навыков, предусматривающих раскрытие потенциальных возможностей каждого воспитанника, направленных на дальнейшую адаптацию их к обучению в школе и социальной действительности необходимо организовывать грамотные, разноплановые, систематические и планомерные виды самостоятельной и совместной непосредственно образовательной деятельности в течение всего дня силами всего педагогического коллектива по созданию в учреждении специально организованной развивающей среды, а так же силами родителей в условиях семьи.

Познавательное развитие предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Установлена прямая взаимосвязь между уровнем развития познавательной активности ребенка и его речью.

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  •  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в эмоциональной сфере. Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не учувствует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д. Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.

         Особое значение в коррекционной работе с детьми с нарушением речи имеет проведение словесных дидактических игр, целью которых является не только воспитание, но и обучение детей. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Такие игры развивают лексико-грамматические категории у детей дошкольного возраста. Они учат, основываясь на имеющиеся знания о предметах, представления о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные знания в новых обстоятельствах, в новых связях,

дети самостоятельно решают:

- разнообразные мыслительные задачи;

- описывают предметы, выделяя характерные их признаки;

- отгадывают по описанию;

- находят признаки сходства и различия;

-группируют предметы по различным свойствам, признакам.

 Эти игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе:

 -развивают умение внимательно слушать педагога,

- быстро находить ответ на поставленный вопрос,

- точно и четко формулировать свои мысли,

-применять знания в соответствии с поставленной задачей».

Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

В игре процесс мышления протекает легче, активнее, трудности умственной работы ребенок не замечает, преодолевает их легко.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
  • формирование графомоторных навыков;
  • активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
  • формирование навыков ориентирования;
  • повышение познавательной активности и работоспособности детей;
  • регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.

Игровые приемы в логопедии являются средством побуждения и стимулирования детей к определенным видам деятельности.

Они решают следующие задачи:

Дидактические (познавательная деятельность, расширение кругозора ребенка, формирование полезных умений и навыков).

Воспитательные (воспитание волевой стороны личности, самостоятельности, чувства коллективизма, сотрудничества и т.д.).

Развивающие (развитие процессов памяти, воображения, внимания, умения устанавливать закономерности и находить верные решения).

Социализирующие (адаптация ребенка к действующим нормам и правилам поведения в обществе).

Что даёт игра детям?

  • свободу: игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
  • порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
  • создает гармонию, формирует стремление к совершенству.
  • увлеченность: она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  • элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • компенсацию, нейтрализацию недостатков  физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
  • возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки .

развитие воображения.

  • возможность развить свой ум.
  • радость общения.
  • умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,
  • психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ:

  • Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой

деятельностью:

- постановка задач,

- пояснение способов ее решения,

-поэтапное решение задач и т. д.

  • Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»).
  • Игры – предположения («что было бы, если… »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность

детей, они учатся слушать друг друга.

  • Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
  • Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.

Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры.

В нашем детском саду основное усилие и педагогов, и родителей направлены на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Мы регулярно используем игровые ситуации, которые воспринимаются детьми более естественно, чем серьезные обсуждения. Участвуя в игровой ситуации, ребенок расслабляется, раскрепощается и чувствует себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса и развития речи.

Литература

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.

Биробиджан: ОблИУУ, 2005.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.

5. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.

Практическая часть

Игра «Похожие слова»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Задание № 4. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.

Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).

Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)

«Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка»  предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...

Сенсорные игры для развития познавательной активности детей раннего возраста.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окру...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА. Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широк...

Из опыта работы "Интерактивные игры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую мину...

«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии  в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуетс...

"Дидактические игры для развития познавательной активности детей раннего возраста"

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которого он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.В развитии познавательной активности детей раннего во...