Мастер-класс для педагогов ДОУ "Интерактивные игры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на тему
«Использование дидактических игр-разминок в образовательной деятельности по лего-конструированию
в группах среднего дошкольного возраста (4-5 лет)»
Мастер класс подготовили:
старший воспитатель
первой кв. категории МБДОУ №34 НМР РТ
Зорькина Олеся Сергеевна,
г. Нижнекамск
2016 г.
Введение в тему мастер-класса
Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции и чувства, интеллект, общение и др. Дети играют со всем, что попадает им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и лего-конструкторы дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.
Лего-конструкторы позволяют юному исследователю окружающего мира не только собрать игрушку, постройку, модель, но и играть с ней. Так зарождаются сюжеты игры.
Элементы лего-конструктора также можно использовать в дидактических играх и упражнениях с целью решения многих образовательных задач: развитие речи, психологических процессов, интересов к обучению, формирование коммуникативных функций и др.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой ребенок всесторонне развивается, получает определенные умения, навыки необходимо выбрать такую основную форму организации детской деятельности, как занятие, которое предполагает организованную совместную деятельность педагога и детей дошкольного возраста.
Занятие имеет определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Основываясь на этом, определяется и структура занятия по лего-конструированию:
- Первая часть занятия – должна содержать материал, направленный на создание мотивации, интереса к дальнейшей образовательной деятельности. Предполагается использование ситуаций, вопросов проблемного характера, сюрпризных моментов, а также возможность использование дидактической игры-разминки на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
Основные задачи дидактических игр-разминок с использование лего-конструктора:
- Совершенствование навыков классификации.
- Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
- Активизация памяти и внимания.
- Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
- Вторая часть – собственно конструирование, развитие способностей к наглядному моделированию
- Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Сегодня наш мастер-класс будет посвящен использованию дидактических игр-разминок в образовательной деятельности по лего-конструированию в группах среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Практическая часть мастер-класса
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир лего и на практике увидеть, как дидактические игры-разминки с использованием лего-конструкторов способствует развитию познавательной процессов и активности детей дошкольного возраста.
- Д/и «Цветные фонарики»
Задачи: учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого, развивать ловкость, самостоятельность, внимание, закреплять умение различать цвета.
Материал: детали лего, листы цветной бумаги, 2 стола.
Ход игры:
В одном конце группы на столе лежат листы цветной бумаги. На другом конце группы лежат разноцветные детали лего.
Педагог читает стихотворение:
Яркие фонарики поднимем высоко
Желтый (красный, синий и т. д.) цвет их виден далеко.
Зажглись фонарики!
Дети бегут к столу с деталями лего, берут деталь того цвета, который указан в стихотворении и несут к другому столу, где находятся листы цветной бумаги. Кладут детали на нужный цвет. Педагог говорит: «Погасли фонарики». Дети возвращаются на исходную позицию.
Игра повторяется 2 – 4 раза.
- Д\и «Что изменилось?»
Задачи: закреплять знание геометрических форм и цвета деталей лего, развивать наблюдательность, внимание, память и речь.
Материал: детали лего.
Ход игры:
Педагог раскладывает на столе детали лего (от 4 до 5). Повторяет с детьми названия геометрических форм и цвет деталей лего и предлагает запомнить последовательность их расположения. По команде «Глазки спят!» дети закрывают глаза, а педагог быстро переставляет или убирает одну или несколько деталей лего. По команде «Глазки проснулись! Посмотрите, что изменилось?» дети должны сказать, какой фигуры нет или как изменилось расположение фигур.
- Д/и "Чудесный мешочек".
Задачи: закреплять знание геометрических форм и цвета деталей лего, развивать наблюдательность, внимание, память и речь.
Материал: детали лего (кирпичики, кубики, пластины).
Ход игры:
В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего.
а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
б) Педагог только называет необходимую деталь.
в) Ребенку необходимо на ощупь определить, какую деталь он хочет достать из мешочка.
- Д/и "Запомни и выложи ряд"
Задачи: закреплять умение скреплять детали лего, развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление.
Материал: детали лего (кирпичики, кубики, пластины).
Ход игры:
Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности (ряд из 4-5 деталей). Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
- Д\и «Продолжи ряд»
Задачи: закреплять умение скреплять детали лего, развивать внимание, логическое мышление.
Материал: детали лего (кирпичики, кубики).
Ход игры:
Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.
Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.
Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.
Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.
- Д/и “Разложи по цвету, форме”
Цель: Закрепить цвет, форму деталей конструктора Лего, развивать внимание.
Материал: кирпичики, кубики Лего всех цветов 2x2, 2х4, 4 обруча разного цвета.
Ход: дети делятся на 4 команды, педагог каждой команде озвучивает форму и цвет детали, которую необходимо поместить в обруч. По команде ведущего дети раскладывают кирпичики Лего по обручам. Команда, которая справилась с задачей быстрее – побеждает.
- Д/и “Передай кирпичик Лего”
Цель: развития координации движения.
Оборудование: 1 большой кирпичик Лего.
Ход игры:
Ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: "Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.
- Д/и "Разноцветные дорожки"
Цель: формировать представления о цвете, форме, величине; развивать внимание, память; закреплять умение соединять детали конструктора.
Материал: кирпичики, кубики, пластины лего
Ход игры:
а) Кирпичики лего чередуются по цвету, форме. Дети под диктовку собирают длинные и короткие дорожки. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т.д).
б) Кирпичики лего чередуются по цвету, форме. Педагог показывает иже собранную дорожку (4-5 деталей), дети по памяти собирают дорожки. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т.д).
в) Дети сидят в кругу (вокруг стола, у каждого ребенка есть конструктор). Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такой же формы.
9. Д/и "Орнамент под диктовку"
Цель игры: развивать слуховую памяти, слуховое внимания; формировать пространственные представления («вверху - внизу», «выше - ниже», «справа – слева»); закреплять цвета и формы деталей лего.
Материал: наборы конструкторов лего
Ход игры:
Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая детали определенным образом под вашу диктовку: «Положи в верхний правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экскурсии».
Раскрывается роль экскурсии в развитии познавательной активности дошкольников....
Из опыта работы "Интерактивные игры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую мину...
Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Задача дошкольного образования заключается в том, что бы научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес....
Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО»в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Методы и приемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для педагогов....
Мастер класс «Использование элементов проблемного обучения как условие развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
Основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность. Очень важ...