Влияние ИКТ на эмоциональную сферу дошкольников
презентация

Баляева Ольга Владиславовна

Виртуальная среда часто является весьма привлекательной и, как бы взрослые ни старались оградить ребенка от ее влияния, достаточно естественной для современных детей.

Поэтому психолого-педагогической задачей становится необходимость создания образовательного пространства адекватного возрастным особенностям детей, в том числе с использованием виртуальной среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.88 КБ
Файл vliyanie_ikt_na_emotsionalnuyu_sferu_doshkolnikov.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Одуванчик» города Балашова Саратовской области»

Доклад на тему:

Влияние ИКТ на эмоциональную сферу дошкольников

Педагог – психолог

Баляева О.В.

г. Балашов


Современное образовательное пространство формируется на наших глазах: в последние годы произошло стремительное развитие информационно-компьютерных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека.

Использование возможностей виртуальной среды для эмоционального развития ребенка обусловлена тем фактом, что, согласно психолого-педагогическим подходам, среда, наследственность, воспитание – это факторы развития личности.

В XXI веке ребенок с рождения оказывается «втянут» в виртуальное пространство: работающий в комнате телевизор, светящийся экран монитора домашнего компьютера, активная реклама на уличных экранах и т. д. В результате окружающая ребенка среда приобретает новые характеристики. Большинством детских дошкольных образовательных учреждений активно приобретаются и используются современные информационно-коммуникационные средства: интерактивные доски, компьютеры с выходом в Интернет и т. д. Однако их использование в большей степени остается стихийным и в основном подчинено задачам когнитивного развития дошкольников.

Педагоги и родители ориентированы в большей степени на интеллектуальное развитие ребенка, на формирование с раннего возраста навыков счета и чтения, игнорируя закономерности становления личности ребенка, возрастные особенности каждого периода детства.

Несмотря на наличие большого объема публикаций на тему влияния виртуальной среды на психику ребенка в целом и эмоциональную сферу в частности, значительная их часть посвящена анализу негативных сторон такого воздействия – это появление эмоциональных отклонений, таких как ночные страхи, раздражительность, агрессия, гиперактивность и нарушение сна. Малыши лучше запоминают эмоции, след изображения со временем затирается, а эмоции остаются.

Проведение свободного времени, только перед компьютером и телевизором минимизирует физическую и общественную активность детей. Ограничивает воображение и творческие способности, вызывает нарушение концентрации и внимания.

При этом отмечается недостаточность исследований о воспитательном потенциале виртуальной среды для обеспечения полноценного эмоционального развития ребенка.

На исключительное значение развития эмоций как центрального фактора психологического развития и адаптации детей в обществе указывали многие отечественные и зарубежные ученые (А. Валлон, Л. С. Выготский, У. Джемс, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Э. Эриксон и др.).

Эмоции оказывают стимулирующее влияние на формирование психических процессов, повышение физиологической жизнедеятельности организма и психической активности, способствуют развитию креативности детей.

Виртуальная среда часто является весьма привлекательной и, как бы взрослые ни старались оградить ребенка от ее влияния, достаточно естественной для современных детей.

Поэтому психолого-педагогической задачей становится необходимость создания образовательного пространства адекватного возрастным особенностям детей, в том числе с использованием виртуальной среды.

Создание виртуальной образовательной среды придает предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения новые характеристики, которые необходимо учитывать.

При создании виртуальной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении следует помнить о таком явлении эмоциональной жизни ребенка, как эмоциональный тон ощущений, когда одни события и элементы окружающей ребенка среды вызывают удовольствие, имеют положительный эмоциональный тон, другие – неудовольствие, отрицательный эмоциональный тон. Эмоциональный тон состоит из отдельных жизненно важных воздействий (температурных, зрительных, слуховых и др.). В эмоциональном тоне отражаются как положительные, так и отрицательные факторы внешней среды. Значит, необходима целенаправленная работа по созданию и сохранению благоприятных и устранению неблагоприятных воздействий виртуальной среды.

Виртуальная среда, организованная сообразно доминантам возрастного и индивидуально-типологического развития ребенка, помогает обеспечить полноценное развитие ребенка и создать эмоционально комфортную атмосферу в группе.

Для эффективного развития эмоциональной сферы необходимо обеспечение различных сенсорных раздражителей. Современные информационно-коммуникационные средства помогают обеспечивать такие зрительные и визуальные раздражители, которые трудно обеспечить в «реальной» среде дошкольного образовательного учреждения. Например, можно создать иллюзию посещения леса, высокогорья и пр. Механизм обогащения эмоциональной сферы через получение сенсорного опыта заключается в том, что поток информации от виртуальной среды постепенно пробуждает, обостряет ощущения ребенка. А уже ощущения с присущим им эмоциональным тоном вызывают гамму эмоциональных реакций, становятся побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы.

Психолого-педагогической проблемой использования виртуального пространства могут выступать индивидуальные различия в предпочтениях детей, особенностях формирования базовой эмоциональной регуляции. Уровни эмоциональной регуляции участвуют в процессе адаптации организма к внешнему миру, играют важнейшую роль в определении полноты и своеобразия чувственной жизни человека.

Например, дети могут бояться неожиданных изменений в пространстве, неожиданных резких звуков, сказочных героев и пр. При этом часть детей, наоборот, нуждается в интенсивных сенсорных впечатлениях, частом изменении внешней среды. Воспитатель, организуя виртуальное пространство группы, должен учитывать их потребности, обеспечивая интенсивные сенсорные впечатления. При использовании виртуальной среды для эмоционального развития дошкольников перед педагогом встает необходимость для проводимых в группе занятий ставить специфические образовательные задачи, соотнося их с задачами эмоционального развития ребенка: накопления, амплификации эмоционального опыта ребенка и своевременного «отыгрывания» эмоций, эмоционального возбуждения и расслабления и т. д.

Лучшей формой организации эмоционального поведения детей является игра, поэтому целенаправленное использование различных игр является обязательным условием создания виртуальной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. В игре активно формируются высшие психические процессы, закладывается база для других видов деятельности. В свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты. Возможности виртуальной среды помогают ребенку изменять игровое пространство и тем самым почувствовать себя «творцом». В процессе игры он может выбирать партнеров, в том числе и вымышленных или находящихся далеко, или играть в одиночку. Необходимо помнить об эстетической стороне предлагаемых детям визуальных материалов. Тем самым педагоги способствуют формированию высших эмоций: получение удовольствия от созерцания предметов искусства, музыки пр. Эмоциональное воздействие становится сильнее, когда предъявляемые детям образы находятся в движении, сопровождаются звуком. Появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности. Кроме игровой деятельности активизируют и насыщают эмоциональное развитие ребенка различные сюрпризные моменты, яркие эмоционально окрашенные события и ситуации (театральные постановки, детские фильмы и мультфильмы и пр.). Радостные переживания благотворно влияют на организм человека. Отсутствие радостных переживаний может вызвать серьезные психические и физические нарушения. Но очень часто даже детские фильмы и мультфильмы оказываются не продуманными с точки зрения ритма. Они либо подчинены взрослому ритму, который намного медленнее, чем ритм жизни детей, либо задают слишком интенсивный ритм, поддерживаемый на протяжении всего времени. Педагоги и родители часто забывают о том, что дети нуждаются в регуляции эмоции радости, так как радостное переживание может быть достаточно интенсивным и при продолжительном воздействии вместо расслабления и повышения энергии привести к психическому и физическому истощению. Поэтому воспитатели должны постоянно наблюдать за состоянием детей. Не следует считать, что дети должны получать только положительные эмоции. Длительное переживание одинаковых эмоций приводит к привыканию, снижает их значимость для ребенка. Кроме того, возникновение отрицательных переживаний может служить мотивом к их преодолению.

Ребенок при регуляции отрицательной эмоции будет чувствовать возрастающую уверенность в своих силах. Для поддержания эмоционального комфорта ребенок должен «отыгрывать» свои эмоции – как положительные, так и отрицательные. Подавление эмоции гнева может привести к нарушению адаптации человека, появлению различных психосоматических расстройств, таких как артрит, псориаз, язва желудка и др. Помощь воспитателей будет состоять в том, чтобы с использованием умело подобранных сюжетов позволить ребенку испытать разные эмоции.

Важное направление развития эмоциональной сферы у детей раннего и дошкольного возраста – это появление способности различать эмоции других людей и развитие языка эмоций. Появление способности к словесному выражению своих эмоциональных переживаний является предпосылкой и одновременно индикатором адекватного психологического развития ребенка. Развивающие возможности виртуальной среды в этом направлении значительны. Например, вместо статичных картинок можно предлагать видео с детьми и взрослыми людьми, находящимися в различных эмоциональных состояниях. Еще одно важное направление использования виртуальной среды в работе с дошкольниками – коррекционно-развивающая работа. Достаточно известны и распространены специальные компьютерные программы для детей с нарушениями в развитии. Для детей, имеющих эмоциональные нарушения, выявленные в результате наблюдения за ребенком и диагностического обследования, педагогом совместно с психологом и медиком могут быть составлены индивидуальные коррекционно-развивающие программы с использованием современных информационно-коммуникационных средств. Таким образом, важнейшим для ребенка фактором, определяющим его эмоциональное состояние, является внешняя среда. Важно, чтобы уже на уровне целеполагания психологи и педагоги дошкольного образовательного учреждения были сориентированы не столько на создание современной, в том числе и «модной», виртуальной среды, а на использование ее возможностей для решения задач эмоционально-личностного развития ребенка как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние ИКТ на эмоциональную сферу дошкольников

Слайд 2

В XXI веке ребенок с рождения оказывается «втянут» в виртуальное пространство: работающий в комнате телевизор, светящийся экран монитора домашнего компьютера, активная реклама на уличных экранах и т. д.

Слайд 3

Педагоги и родители ориентированы в большей степени на интеллектуальное развитие ребенка, на формирование с раннего возраста навыков счета и чтения, игнорируя закономерности становления личности ребенка, возрастные особенности каждого периода детства.

Слайд 4

Несмотря на наличие большого объема публикаций на тему влияния виртуальной среды на психику ребенка в целом и эмоциональную сферу в частности, значительная их часть посвящена анализу негативных сторон. При этом отмечается недостаточность исследований о воспитательном потенциале виртуальной среды для обеспечения полноценного эмоционального развития ребенка.

Слайд 5

Эмоции оказывают стимулирующее влияние на формирование психических процессов, повышение физиологической жизнедеятельности организма и психической активности, способствуют развитию креативности детей.

Слайд 6

П сихолого-педагогической задачей становится необходимость создания образовательного пространства адекватного возрастным особенностям детей, в том числе с использованием виртуальной среды.

Слайд 7

Э моциональный тон ощущений – одни события и элементы окружающей ребенка среды вызывают удовольствие, имеют положительный эмоциональный тон, другие – неудовольствие, отрицательный эмоциональный тон.

Слайд 8

Виртуальная среда, организованная сообразно доминантам возрастного и индивидуально-типологического развития ребенка, помогает обеспечить полноценное развитие ребенка и создать эмоционально комфортную атмосферу в группе.

Слайд 9

Современные информационно-коммуникационные средства помогают обеспечивать такие зрительные и визуальные раздражители, которые трудно обеспечить в «реальной» среде дошкольного образовательного учреждения. Например, можно создать иллюзию посещения леса, высокогорья и пр.

Слайд 10

Психолого – педагогической п роблемой использования виртуального пространства могут выступать индивидуальные различия в предпочтениях детей, особенностях формирования базовой эмоциональной регуляции. Уровни эмоциональной регуляции участвуют в процессе адаптации организма к внешнему миру, играют важнейшую роль в определении полноты и своеобразия чувственной жизни человека.

Слайд 11

Лучшей формой организации эмоционального поведения детей является игра, как обязательное условие создания виртуальной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения .

Слайд 12

Важное направление развития эмоциональной сферы у детей раннего и дошкольного возраста: - появление способности различать эмоции других людей и развитие языка эмоций; - использование виртуальной среды в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо ус...

влияние музыки на эмоциональную сферу дошкольника

С самого раннего возраста ребенок слышит звуки, окружающие его.  Задача музыкального руководителя-помочь дошкольнику слушать и слышать музыку. двигаться в соответствии с ней....

Влияние эмоциональной сферы дошкольника на мотивацию поведения

Типичными мотивами поведения дошкольников являются стремление быть как взрослый, желание установить положительные отношения с  взрослыми, мотивы самолюбия  и самоутверждения. И большое значе...

Консультация для родителей.«Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух вза-имоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание....

Влияние изобразительной деятельности на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Изодеятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционального, эстетического развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков,...

Статья. "Мобильные игры, влияние на эмоциональную сферу дошкольников"

В современном мире мобильные игры занимаю не малое место в формировании эмоциональной сфере ребенка....