Песочная терапия в работе педагога – психолога с детьми с ЗПР.
статья
Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало, так как, либо многим детям данные методы могут не подойти, либо они не смогут полностью усвоить предлагаемый материал. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Поэтому, на занятиях с детьми важно использовать нетрадиционные методы и формы работы.
Одним из таких методов и является песочная терапия. С помощью нее можно быстро найти общий язык с ребенком, узнать его интересы и предпочтения. Для ребёнка открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром, помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия в работе педагога – психолога с детьми с ЗПР.
Баляева О.В. педагог – психолог
МДОУ д/с «Одуванчик», г. Балашов.
Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
В настоящее время в научных исследованиях содержатся данные, подтвержденные практикой, о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления отклонений в развитии ребенка имеют период раннего дошкольного возраста, т.к. в этот период психика наиболее пластична. Но родители не замечают отклонения у своих детей и поэтому очень поздно обращаются за помощью к специалистам. Чем раньше будет начинаться проводиться работа, тем больше шансов выйти на положительный результат.
Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало, так как, либо многим детям данные методы могут не подойти, либо они не смогут полностью усвоить предлагаемый материал. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Поэтому, на занятиях с детьми важно использовать нетрадиционные методы и формы работы.
Одним из таких методов и является песочная терапия. С помощью нее можно быстро найти общий язык с ребенком, узнать его интересы и предпочтения. Для ребёнка открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром, помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние.
В основу песочной терапии с детьми с ЗПР положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.
Ребенок не боится играть, рисовать в песке, потому что, если он ошибется, то ошибку можно исправить. Причем делать это можно сколько угодно. Но бывали случаи в работе, что ребенок с ЗПР не мог трогать песок вообще, он вызывал у него еще большее напряжение и страх. В течении полугода, ребенок знакомился с песком. Сначала просто трогал его руками, дальше пробовал брать его в ладонь или оставлять отпечатки ладони на песке. После того, как ребенок начал смело брать песок в руки, ему показывались игры и манипуляции с ним. В результате ребенок привык играть с песком, он начал использовать фигурки в своих действиях, проводить определенные манипуляции. Данный вид терапии пошел на пользу в развитие эмоциональной сферы, мелкой моторики.
Рисование песком широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ (презентация).
Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Каки...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Важным этапом в развитии личности ребенка является познание. Арт-терапия с детьми с ОВЗ позволяет развивать ту часть мозга, которая отвечает за решение задач, а также адаптацию к окружающему миру....
«Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ»
Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психолог...
Использование песочной терапии в работе педагога-психолога
Использование световой песочницы в работе педагога-психолога ДОУ...
Мастер – класс «Магия песка» песочная терапии в работе педагога – психолога»
Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это нео...
Доклад: "Песочная терапия в работе педагога-психолога"
Доклад: "Песочная терапия в работе педагога-психолога"...