Конспект НООД по познавательному развитию "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НООД по познавательному развитию "Живая и неживая природа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nood_zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно - организованной образовательной деятельности
с воспитанниками подготовительной группы
по образовательной области «познавательное развитие»
«Живая и неживая природа»
Цель: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы.
Задачи: формировать у детей представление о неразрывной связи живой и неживой природы; закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; продолжать формировать знания о нормах и правилах поведения в природе (воспитывать бережное отношение к природе); расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.
Дидактические материалы: картинки- 2 домика (зелёный, синий) для определения живой и неживой природы, карточки с изображением живой и неживой природы; карточки «Правила поведения в природе»; карточки с объектами пищевой цепочки; картинки - солнце, тучка, бантики для рефлексии.
Предварительная работа: общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти.
Ход НООД
Дети входят
Слайд 1. (Картинка «Солнышко»)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Воспитатель:
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг... (природа).
Слайд 2. (картинка природы)
Воспитатель: Что такое природа?
Дети: Природа - это растения, животные, вода, воздух, небо, солнце, человек, песок и т.п.
Воспитатель: Правильно. Природа – это всё то, что нас окружает.
Воспитатель: А что не относится к природе?
Дети: Машины, дома, игрушки, одежда и так далее, то есть то, что сделано руками человека.
Воспитатель: Очень часто человек наблюдая за природой, копирует её, создаёт похожие на природные объекты вещи.
СЛАЙД 3. (картинка вертолёт – стрекоза ( для сравнения)
Например: вертолёт, он похож на стрекозу ( картинка на слайде и объяснение, чем похожи). Вертолёт, как и стрекоза в любую секунду может остановиться и продолжить свой полёт в противоположном направлении, может зависнуть в воздухе. Сейчас мы поиграем в игру «На что похоже».
Дидактическая игра «На что похоже»
(На слайде предмет созданный человеком и несколько вариантов объектов природы. Дети подбирают к этому предмету, похожий объект природы)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, вы видите предмет созданный человеком (зонт). СЛАЙД 4. Предлагаю подобрать к этому предмету парную картинку, похожую на объект природы (гриб). СЛАЙД 5 (самолет – птица). СЛАЙД 6. (мост- радуга). СЛАЙД 7. (музыкальный колокольчик – цветок колокольчик). СЛАЙД 8. (лампочка – солнце). СЛАЙД 9. ( душ – дождь).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно подобрали картинки.
Воспитатель: Вы знаете, что всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и неживой природы.
СЛАЙД 10.(объекты живой и неживой природы)
- А в чём вы видите отличие живой природы от неживой?
Дети: Объекты живой природы: дышат, растут, питаются, двигаются, развиваются, размножаются, умирают. Объекты неживой природы: не дышат, не растут, не питаются и т.д.
Воспитатель: Всё верно, ребята. Все эти перечисленные признаки и отличают живую природу от неживой природы.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Воспитатель: Я для вас приготовила картинки, но они все перепутались, ваша задача разделить картинки, отобрав объекты живой природы и разместить их под домиком зелёного цвета, и объекты неживой природы и разместить их под домиком синего цвета.
(Дети вывешивают на мольберте под домиками картинки, называют, что на них изображено и объясняют свой выбор). Работа в паре.
Воспитатель: Вы назвали правильно объекты живой и неживой природы. Раз вы так хорошо всё знаете, давайте поиграем ещё в одну игру «Третий лишний»
Воспитатель: Посмотрите на экран, попробуйте назвать лишний предмет в ряду и объяснить свой выбор. Будьте внимательны.
Дидактическая игра «Третий лишний»
СЛАЙД 11, 12, 13
Воспитатель: Молодцы, ребята. И с этим заданием справились. А сейчас предлагаю провести разминку.
(Дети встают в полукруг)
СЛАЙД 14
Физкультминутка
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево.)
Головой теперь вращаем
Вправо-влево, а потом, (Вращение головой вправо и влево.)
Три-четыре, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели.
(Дети садятся.)
Воспитатель: Продолжая разговор о природе, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких телепередач, а так же побывать участниками этих передач.
Программа: «Умники и умницы». (проигрывается заставка-мелодия этой передачи).
СЛАЙД 15.(картинка программы)
Воспитатель: - Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».
- Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко и полными предложениями. Готовы? Тогда слушайте вопрос внимательно.
Игра «Что было бы, если бы…?»
1.Представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю? (Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замёрз, зимняя шубка теплее, чем летняя)
2. А что было бы, если бы у ежа не было бы колючих иголок? (Ему трудно было бы спасаться от врагов)
3. Что было бы, если бы после лета, сразу наступила зима? (Люди не успели бы собрать урожай, животные не успели бы приготовиться к зиме)
4. Что было бы, если медведь не засыпал на зиму? (Остался бы голодный, нет ни ягод, ни мёда. Бродил бы злой и на всех нападал)
5. Что было бы, если бы была всё время ночь? (Температура воздуха была бы очень низкой, было бы очень холодно, водоёмы постепенно замёрзнут, растения не смогли бы расти. Всё живое погибло бы)
6. Что было бы, если у белки не было бы такого пушистого хвоста? (Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у неё как руль)
Вос-ль: - На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Я довольна вами, вы настоящие умники и умницы.
- А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу.
- Звучит заставка к программе «В мире животных».
СЛАЙД 16. (картинка программы)
Воспитатель: Вот мы попали на программу: «В мире животных».
Воспитатель: Мы говорили с вами о том, как разнообразен животный и растительный мир.
- Скажите, а чем отличаются животные друг от друга? (цветом шерсти, величиной, питанием, повадками, местом обитания, формой тела…
Воспитатель: На какие группы можно разделить животных по тому, как они питаются? (травоядные, хищные, всеядные).
Воспитатель: Каких животных называют травоядными? (Животные, которые питаются растительностью).
Воспитатель: Каких животных называют хищниками? (Животные, которые питаются другими мелкими животными, а иногда и крупными)
Воспитатель: Каких животных называют всеядными? (Животные, которые питаются и растительностью и животными)
Воспитатель: Ребята, вы правильно ответили, молодцы! А теперь посмотрите на экран СЛАЙД17 (изображение животного), назовите, кто это и к какой группе животных относится по способу питания (Заяц- травоядное животное, питается травой, корой деревьев, веточками деревьев; СЛАЙД18. Медведь – всеядное животное, питается грибами, ягодами, корешками, мышами, насекомыми; СЛАЙД19. Лиса – хищное животное, питается мышами, зайцами, насекомыми, птицами; СЛАЙД 20. Белка – всеядное животное, питается орехами, семенами, грибами, растительностью, насекомыми, яйцами птиц; СЛАЙД 21. Лось- травоядное животное, питается грибами, ягодами, корой деревьев, мхами, лишайниками;
СЛАЙД 22. (Пищевая цепочка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая цепочка в природе получается. Растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же «кормит» растения? (Дети вспоминают, что нужно для роста и развития растения: солнце, вода, свет и воздух и для животных тоже необходим воздух, вода, свет, тепло )
Воспитатель: Так, что – же мы с вами видим? Все объекты живой и неживой природы тесно связаны и все друг другу нужны. Вот такую зависимость в природе называют «Пищевая цепочка».
Дидактическая игра « Пищевая цепочка»
Воспитатель: Сейчас вам предстоит выполнить задание группами. От того, как дружно вы будете работать, зависит успех выполнения задания. Вы готовы?
Для каждой группы я приготовила карточки с объектами природы – это звенья пищевой цепочки (приглашаются 4 ребёнка, каждому выдаётся картинка) На карточках изображены объекты природы. Внимательно на них посмотрите. Ваша задача выстроится так, чтобы получилась пищевая цепочка, чтобы было видно кто кому необходим для питания.
(Группа детей выстраивается в пищевую цепочку и объясняет, что получилось. Затем другая группа детей выходит. Воспитатель задаёт вопрос: « Что произойдёт, если исчезнет из пищевой цепочки……? Дети рассуждают и обосновывают свой ответ )
Воспитатель: Так какой же мы сможем сделать вывод, глядя на эти пищевые цепочки? (Все в природе взаимосвязано: растения, животные, почва, воздух и вода. Живая природа не может обходиться без неживой и наоборот)
Воспитатель: Природа – это «дом» для живых существ, в том числе и человека. Очень важно, чтобы человек не мешал природе, не засорял окружающую среду и бережно к ней относился.
СЛАЙД 23. (картинки по правилам поведения в природе)
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю вспомнить правила поведения в природе. Я раздам картинки, а вы попробуйте объяснить по ним, что не следует делать в природе.
(Детям раздаются картинки с соответствующими знаками «Береги природу».)
Дидактическая игра « Береги природу»
Воспитатель: Надеюсь, что вы будите соблюдать все эти правила поведения, когда решите отправиться на прогулку в природу.
Воспитатель: И в заключении нашей беседы я предлагаю вам сейчас окунуться в мир природы. Пройдите и сядьте на ковер. Давайте закроем глаза, представим, что мы в лесу и послушаем музыку — природы.
СЛАЙД 25. (со звуками природы)
Воспитатель: Ребята! Откройте глаза, тихонько встаньте в кружок.
Подводится итог занятия
Воспитатель: О чем сегодня мы с вами говорили?
(О живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано. Закрепили правила поведения в природе. Играли в игры: «На что похоже»;
«Третий лишний»; «Живая и неживая природа», «Пищевая цепочка»).
Рефлексия.
Воспитатель: Если сегодня вы легко справлялись со всеми заданиями, вам было интересно, то украсьте своим бантиком солнышко, оно так радуется вашему успеху. А если кому то было сегодня немного сложно и вы затруднялись при выполнении заданий, подарите свой бантик тучке, она грустная, но мы ей пообещаем, что в следующий раз будем стараться лучше, и она тоже будет улыбаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого районного занятия по экспериментированию (неживая природа) для детей подготовительной группы
Конспект открытого районного занятия по экспериментированию (неживая природа) для детей подготовительной группы...
Поисково-познавательная деятельность по неживой природе с детьми старшего дошкольного возраста.
«Помощница вода»Цель. Использовать знания о повышении уровня воды для решенияпознавательной задачи.Материал. Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость сводой, стаканчики.Ход игры. Пер...
Конспект занятия на тему:"Живая и неживая природа "
Конспект занятия на тему:"Живая и неживая природа "...
Конспект образовательной деятельности Тема: «Живая и неживая природа»
Конспект образовательной деятельности предназначен для детей подготовительной группы....
План - конспект. Электронное дидактическое пособие «Живая и неживая природа» (для воспитанников подготовительной группы).
Закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы, сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы. Дидакти...
Конспект НООД на тему: "Азбука безопасности в природе"
Тема : "Азбука безопасности в природе"...
- Мне нравится (1)