Статья "Приобщение старших дошкольников к культуре родного края"
статья (подготовительная группа)
Народное творчество играет огромную роль в формировании у детей системы ценностей и воспитании культуры чувств.
Культура чувств способствует становлению нравственных и моральных принципов личности, которые обуславливают поступки и поведение людей. Воспитание духовной сферы возможно только через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству, к культурному наследию своей малой родины.
Для работы в данном направлении мы определили для себя следующие задачи:
- формировать у старших дошкольников нравственно-эстетическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию;
- воспитывать уважение к своей нации, понимание всех национальных особенностей;
- развивать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантности к другим национальностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорычева Дарья Геннадьевна,
воспитатель первой квалификационной категории,
МБДОУ №11, г. Городец, Нижегородская область
Статья «Приобщение старших дошкольников к культуре родного края»
Народное творчество играет огромную роль в формировании у детей системы ценностей и воспитании культуры чувств.
Культура чувств способствует становлению нравственных и моральных принципов личности, которые обуславливают поступки и поведение людей. Воспитание духовной сферы возможно только через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству, к культурному наследию своей малой родины.
Для работы в данном направлении мы определили для себя следующие задачи:
- формировать у старших дошкольников нравственно-эстетическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию;
- воспитывать уважение к своей нации, понимание всех национальных особенностей;
- развивать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантности к другим национальностям.
Используя принцип приоритетности культурного регионального наследия, мы предлагаем включать в работу с детьми декоративно-прикладное искусство:
- ознакомление с определенным его видом (рассматривание предметов, иллюстраций, рассказ воспитателя, беседы);
- практические занятия, позволяющие детям овладеть приемами воссоздания мотивов народного орнамента.
Формы организации данной работы разнообразны: мастер-классы, интегрированные занятия, творческие посиделки, художественные мастерские, экспериментирование с новыми материалами, выставки детского творчества.
Изучение искусства родного края во всем его многообразии представляет собой сложный познавательный комплекс, в котором большую роль играет использование творческого потенциала городских культурно-просветительских учреждений, особенно музеев. Проводя экскурсию, знакомя с экспонатами, педагог погружает детей в предметный мир прежних поколений, создавая особую атмосферу сопереживания и сотворчества. Возникает та необходимая эстетическая среда, которая максимально приближает маленького человека к сокровищам народной культуры. Педагог подчеркивает функциональное использование предметов быта, отмечает их простоту и в то же время красоту оформления.
Посещая Городецкий историко-краеведческий музей, в котором представлены обширные экспозиции, мы знакомим детей с историей и традициями родного края. Сотрудничество с МБУК «Городецким историко-художественным музейным комплексом» позволяет нам ходить на выставки предметов народных промыслов и игрушек. Специалисты комплекса проводят праздники и развлечения, научно-практические мастер-классы, способствующие пропаганде художественных ремесел. После посещения музеев и выставочных залов в беседах с детьми мы узнаем их мнение об увиденном, закрепляем полученные знания.
На занятиях по рисованию дети знакомятся с городецкой росписью. Птицы, звери, растения, цветы, изображенные на предметах быта, воспринимаются детьми прежде всего как сказочные и вместе с тем вполне узнаваемые животные, несущие в себе черты традиционной условности.
Знакомя детей с праздничным костюмом нашей Нижегородской области, мы указываем на то, как их многорайонный состав повлиял на подобную одежду. Сохраняя в основном общность с русскими традициями, смелым сочетание разных цветов.
Внимание детей обращается на украшение одежды вышивками с разнообразным узором. Полученные представления позволяют дошкольникам включаться в активную самостоятельную деятельности при создании одежды для кукол. На каждом занятии педагог подчеркивает, в чем именно ребенок может проявить самостоятельность (в выборе цвета, элементов, украшений, формы. композиции).
При обучении детей изобразительному искусству родного края, мы используем игры, игровые приемы и упражнения, повышающие эффективность усвоения техник рисования, лепки, аппликации.
Особое место в нашей работе занимают народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями и переживаниями. Оптимально для духовно-нравственного воспитания в детском саду проведение сезонных праздников (Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица). Старшие дошкольники вместе со взрослыми исследуют особенности каждого из них, устанавливают их взаимосвязь с изменениями в природе, с трудом людей в прошлом и настоящем, а так же с важными датами, событиями общественной жизни.
Также знакомим детей с загадками, стихами, сказками, песнями нижегородских, городецких авторов. Это позволяет расширить кругозор дошкольников, дополнить его знаниями о жизни и быте городчан. Каждая наша встреча дает возможность воспитывать в детях нравственные ценности, такие как трудолюбие, доброта, милосердие, великодушие, почитание, учит бережно относится к народной культуре, понимать ее.
Проведенная нами работа показала, что ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства, использование национального фольклора помогает приобщать их к культуре родного края, знакомить с богатым, образным родным языком, способствует развитию художественного вкуса, устойчивого интереса к народному творчеству, понимая его ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к культуре родного края"
консультация для воспитателей детского сада...
«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»
Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ....
Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...
Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...
Приобщение старших дошкольников к культуре родного края
Работа по приобщению детей к истокам народной культуры помогает расширить у детей представления о многообразии культуры; обогащаются представления о характерных особенностях народных пром...
«Ознакомление дошкольников с культурой родного края и родным языком»
laquo;Ознакомление дошкольников с культурой родного края и родным языком»...