«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»
статья (подготовительная группа) по теме
Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, своего народа.
М. Ахундов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antsiferova_tezisy_.docx | 43.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Александра Александровна Анциферова, воспитатель
1квалификационной категории, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - «Детский сад № 3 «Морозко» г. Северодвинск
«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»
Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, своего народа.
М. Ахундов
В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Северный регион традиционно является местом довольно развитой народной культуры, он славится резьбой по дереву, плетением из бересты и т.д.
Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования отечественных ученых XX века показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Посредством народного творчества дошкольник может последовательно развиваться, проявлять свои неограниченные умения и фантазию. Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре своей страны, родного края – задача родителей и педагогов.
Большую роль в приобщении дошкольников к культуре родного края играла и играет художественная литература. Она открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Северные писатели Степан Григорьевич Писахов, Борис Викторович Шергин и многие другие дают прекрасные образцы языка родного края. Сказки этих писателей обогащают образность речи, учат главному жизненному принципу истинного поведения русского человека: торжеству жизни, доброте, любви, трудолюбию, честности; формируют патриотические чувства и представление детей о богатстве русской северной культуры, национальных особенностях характера и быта поморов. Вводя ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, они заставляют переживать его вместе с героями чувства, оказывающие влияние на всю последующую жизнь.
Тема приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой нас заинтересовала и увлекла. Мы проанализировали свои возможности, содержание книжного уголка, перспективное планирование по разделу «Чтение художественной литературы» и пришли к выводу:
- в данном направлении работа проводится, но она не носит систематический характер: в перспективное планирование включено слушание сказок северных писателей, однако в течение года запланировано по данной теме всего 2 занятия;
- развивающая среда группы недостаточно оснащена дидактическими играми, а в книжном уголке художественная литература северных писателей представлена в небольшом количестве.
Мы решили создать систему работы по приобщению детей к культуре родного края через художественную литературу и апробировать ее. Наметили этапы работы:
- Мониторинг уровня знаний у детей о писателях Архангельской области, их культурном наследии, знании устного народного творчества;
- Постановка цели и задач. Реализация основных видов деятельности по направлениям;
- Определение эффективности работы с детьми.
Рассмотрим этапы подробнее:
1 этап.
Для определения уровня знаний о художественной литературе родного края провели мониторинг по разделу «Чтение художественной литературы» (О.О. «Речевое развитие). Мы взяли за основу метод - индивидуальные беседы с ребенком на тему: «Площадь поэтов, писателей, сказочников», цель которого изучение познавательного интереса детей, их знаний о писателях Архангельской области, способностей к самостоятельной творческой речевой деятельности с использованием литературных произведений родного края.
Результаты диагностики на начало старшей группы были следующие:
Низкий уровень-57%
Средний уровень-40%
Высокий уровень-3%
Анализ результатов показал:
- дети предпочитают слушанию чтения произведений художественной литературы о родном крае другим занятиям, не заинтересованы рассматриванием иллюстраций к сказкам;
- дети пассивны при обсуждении сказок писателей Архангельской области, в драматизации и других видах художественной деятельности;
- не проявляют внимание к языку литературного произведения
- испытывают трудности в самостоятельной творческой речевой деятельности с использованием литературных произведений родного края.
Исходя из анализа мониторинга, мы определили цель: приобщить дошкольников к культуре родного края через ознакомление с произведениями писателей Архангельской области.
Для достижения данной цели мы обозначили следующие задачи:
- Ознакомление детей с художественным наследием родного края.
- Привлечение дошкольников к внимательному и заинтересованному слушанию художественных произведений.
- Формирование интереса детей к книге через сопровождение чтения небольших произведений игровыми действиями и инсценировками.
- Развитие умения выражать свои мысли опираясь на впечатления от прочитанной сказки.
- Развитие элементов творчества, умения использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной).
- Воспитание способности наслаждаться художественным словом (загадки, народные высказывания, звукоподражания), уважения к культуре родного края.
Наша система работы по данной проблеме строилась по трем направлениям:
- предметно-развивающая среда
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Свою работу мы начали в средней группе, но поскольку детей этого возраста еще рано знакомить с творчеством северных писателей, т.к язык этих сказок им не понятен и у них нет устойчивого интереса к слушанию сказок родного края, поэтому мы решили начать работу с русских народных сказок. Русские народные сказки близки детям, легки для восприятия, в них также описан быт, убранство, жизнь людей в старые времена. Данная работа является подготовительным этапом для ознакомления дошкольников со сказками Степана Писахова и Бориса Шергина.
Непосредственное знакомство с творчеством этих писателей мы начали со старшей группы и построили систему работы следующим образом:
Исходя из поставленной цели и задач, мы создали в группе следующие условия:
-сделали подборку детской художественной литературы (сказки С.Писахова и Б.Шергина).
- создали аудиотеку по сказкам С.Писахова и Б.Шергина).
-изготовили схемы к сказкам: Б.Шергина «Шиш и рифмы», «Шиш и трактирщица», С.Писахова «Апельсин».
Работа с детьми
Работа с детьми, проводимая в ДОУ по приобщению детей с художественной литературой родного края строится по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и особенностями воспитанников. Использование интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности с детьми, которые мы использовали в своей работе:
- Проведение НОД: «Пересказ сказки С.Писахова «Апельсин»
- Самостоятельная деятельность детей и индивидуальная работа (Дидактическая игра «Найди последовательность сказки»)
- Театрализованная деятельность: инсценировка сказок С.Писахова - «Апельсин», «Как поп работницу нанимал», Б.Шергина - «Шиш и рифмы»
- Совместная деятельность: создание иллюстраций к сказкам северных писателей
- Провели музыкальный утренник «Посиделки с мамами»
Работа с родителями
Важная роль в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе родного края отводится семье. Используя различные формы работы, как:
-создание альбома «Северные писатели для детей».
- Творческие задания «Придумайте вместе с ребенком сказку (рассказ)», «Прочитайте с ребенком сказку серных писателей и нарисуйте к ней иллюстрацию»
Мы сумели пробудить у родителей интерес к данной теме и повысить их компетентность.
В подготовительной группе продолжается работа по данной проблеме в этих же направлениях:
Развивающая среда:
Оформлены папки:
- «Словарь малоизвестных слов и выражений из сказок северных писателей».
- «Наш край Северный» (о городах Архангельской области)
Работа с детьми
- В НОД: «Кто не работает, тот не ест»;
- провели конкурс чтецов: «Мое счастье-моя семья»;
- Театрализованная деятельность: показ сказок северных писателей для старших групп детского сада
Работа с родителями
- -провели «День открытых дверей»
- -творческое задание «Придумайте с ребенком герб своей семьи»
- -семейный праздник «Дары Архангельской области»
Результаты мониторинга проделанной работы представлены в сравнении с результатами на начало обучения. Данная диаграмма говорит о результативности нашей системы работы:
Низкий уровень-8%
Средний уровень-32%
Высокий уровень-60%
Результаты работы следующие:
- у детей появился интерес к слушанию произведений художественной литературы о родном крае, рассматриванию иллюстраций к сказкам;
- они с желанием инсценируют и пересказывают сказки, выражая свои мысли и чувства;
- верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания, мысли и чувства, сопереживают героям;
- проявляют внимание к языку литературного произведения, стремятся сохранить характерную лексику, осознанно используя типичные средства выразительности;
- проявляют речевое творчество в сочинении сказок, рассказов, активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности.
Вывод: мы убедились в том, что наша система работы по приобщению дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой является эффективной. Целенаправленная работа по созданию развивающей среды, обновление содержания образовательной детской деятельности, активизация родителей как участников образовательного процесса способствуют достижению поставленных задач.
Данную работу мы продолжаем в подготовительной к школе группе и надеемся, что у наших воспитанников будет развит устойчивый интерес к культуре родного края через литературное наследие северных писателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к культуре родного края"
консультация для воспитателей детского сада...
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ....
Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)
В современном обществе остро ощущается навязывание детям западной культуры. Настало время, когда необходимо «вернуть» современных родителей и детей к истории кубанского народа, богатству природных рес...
Презентация "Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)
Презентация "Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)...
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края через ознакомление с творчеством писателей Республики Крым».
Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гр...
Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала
В настоящее время, главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Для решения данной задачи, важное значение приобретает формирование регионального...
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Какая музыка сегодня вокруг нас?...