Особенности адаптации детей дошкольного возраста и влияние сказкотерапии
методическая разработка (младшая группа)

Харитонова Надежда Николаевна

Особенности адаптации к детскому саду и влияние сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrobotka.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

на тему

Особенности адаптации

 детей дошкольного возраста

и влияние  сказкотерапии

Работу выполнила:

Харитонова Надежда Николаевна

г. Санкт-Петербург

2021

В 2-3 года наступает один из важнейших  периодов жизни маленького человека  - приход в дошкольное учреждение. Это первый опыт самостоятельной жизни в социальной среде. И должен выработать у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен и актуален момент адаптации детей  дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Объект исследования – дети  дошкольного возраста.

Цель работы – изучение периода адаптации детей к ДОУ  и влияния  сказкотерапии. Организация сказкотерапевтических средств.

Задачей исследования изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период  и влияние сказок.


Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. «Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).» [2, 6].

Адаптацию можно рассматривать и как составную часть социализации и в качестве ее механизма. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую [3, 23]. Между ними существует взаимосвязь. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления — добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:

а) ознакомление;

б) ролевую ориентацию;

в) самоутверждение.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.

Под прессом стресса ребенок обычно изменяется настолько, что может забыть почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, дополнительно легко усваивая новые.

У некоторых малышей на фоне стресса, при тяжелой степени адаптации меняется и речь, регрессируя. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре употребляя младенческие или облегченные слова. Предложения становятся односложными, причем состоят в основном из глаголов. При легкой степени адаптации – речь или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.

Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш постоянно вскакивает на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но этот сон беспокойный, прерывается всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест очень много. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета. На фоне стресса Ваш ребенок может похудеть но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г.Яковлевой исследований [10, 3-4] было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
  2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
  3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. По наблюдениям психологов средний срок этого периода в норме составляет:

  • В яслях - 7-10 дней
  • В детском саду в 3 года - 2-3 недели
  • В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц

В процессе адаптации педагогом решаются следующие задачи.

  1. Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Показатель того, что цель достигнута:

  • Ребенок охотно идет от матери к воспитателю;
  • Улыбается, радуется, когда видит воспитателя;
  • Успокаивается от общения с воспитателем;
  • Ребенок обращается за помощью к воспитателю.
  1. Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.

Показатель того, что цель достигнута:

  • Ребенок знает расположение и назначение комнат;
  • Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.
  1. Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.

Показатель того, что цель достигнута:

  • ребенок легко подчиняется режиму;
  • сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.
  1. Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.

Показатель того, что цель достигнута:

  • ребенок охотно играет с детьми;
  • спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
  • ребенок спокойно относится к тому. что игрушками играет не только он, но и другие дети

Целью воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация как приспособление организма ребенка к новой обстановке в детском образовательном учреждении, приводит или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

Социальными психологами и педагогами (А.И. Баркан [3], Г. Степанова [14]) были выделены признаки стрессового состояния малыша. Они могут проявляться:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  • в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  • в проявлении упрямства;
  • в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
  • в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
  • в игре с половыми органами;
  • в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
  • в повышенной тревожности;
  • в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Итак: разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. Очень часто такая адаптация приводит к неврозам, которые уже вылечить намного сложнее.

Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль и в первом классе школы.

Таким образом создание психологической атмосферы в детских группах. Является одной из основных составляющих успешной адаптации младших дошкольников к детскому саду.

Психологическая атмосфера создается прежде всего воспитателем при соблюдении следующих условий:

  1. Обеспечение чувства уверенности малыша. Ребенок находиться

максимальное длительное пребывание около воспитателя.

  1. Включенность родителей в подготовку и проведение занятий.
  2. Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.
  3. Эпатичность воспитателя.
  4. Создание благоприятной атмосферы. (развешивание фото

родителей (виртуальное присутствие родителей) игрушечные телефонные звонки).

  1. Группа ярко, красочно оформлена.
  2. Воспитатель принимает на себя роль посредника, организатора во всех детских взаимодействиях. Игра и любое взаимодействие строится на первых шагах воспитателем (он и посредник, организатор, куратор).

Таким образом, задачей воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.

        Современные исследовательские данные показывают, что результатом положительно-направленного эмоционально опыта для детей является доверие к окружающему миру, открытость и готовность взаимодействовать с людьми

        В работе с дошкольниками в адаптационный период важно использовать разнообразные, формы психотерапевтической работы. Одно из таких форм является «Сказкотерапия». Эта форма предоставляет дошкольнику возможность проиграть, пережить и осознать происходящие с ним жизненные ситуации, наиболее лояльным для психики ребенка способом. Сказкотерапевтические методики позволяют окунуться в проблему настолько насколько ребенок готов к ее переживанию.

        Сказкотерапия – это методика, которая использует форму сказок для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия дошкольника

        Организация сказкотерапевтических средств в адаптационный период:

1. Оформление книжного уголка

2. Чтение  и пересказ сказок.

3. Пение и танцы под музыку к сказкам.

4. Использование театрализованной деятельности

5. Использование героев сказок для гимнастки.

6. Диагностика тревожного состояния по средствам сказок. (Психологическое упражнение «Придумай конец сказки»)

        Сказка – это нежный мир чудес и фантазий. Главное в сказке не то, что в ней происходят чудеса, а то, что она может творить чудеса со всеми, кто с ней соприкоснется. Необходимо только внимательно прислушаться к сказке.

        Секрет сказкотерапии в том, что она дает ребенку возможность самостоятельно выразить свои мысли через речь сказочного героя или игрушки - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо.

Любая сказка - это небольшой рассказ об отношениях между героями. Язык сказок понятен даже детям младшего дошкольного возраста. Ведь он пока не умеет мыслить логически, а сказка не утруждает дошкольника серьёзными логическими рассуждениями.

        Сказка способствует тому, что дошкольники учатся слушать и слышать людей. Сказка помогает найти родителям общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему в решении первых жизненных трудностей. Часто встречается то, что напрямую сложно выяснить, какие конкретно факторы тревожат ребенка, потому что многие дети стесняются своих страхов, которые их мучают. В таком случае сказкотерапия приходит на помощь ведь дошкольнику гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а на примере далекого сказочного героя. Следовательно, самой важной задачей сказкотерапии можно назвать выявление актуальных проблем дошкольника и способы психологической помощи. Сказкотерапия позволяет взглянуть на сложившуюся ситуацию с различных сторон и показать ребенку различные пути решения данной проблемы. значение. С помощью сказкотерапии появляется возможность выработать эффективный план решения ситуации. Самое главное, в результате сказкотерапии дошкольник видит поддержку и неравнодушие взрослых, что очень важно в период адаптации.

        Сказка для дошкольника имеет большое познавательное и воспитательное значение. Это любимый жанр всех детей. И не случайно в программе используются различные сказки, (литературные, бытовые и авторские). Детей привлекает интересный сюжет, выразительность персонажей, яркость образов. Слушая сказки, дошкольники погружаются в увлекательный мир, становясь непосредственными участниками происходящих в сказке событий.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказкатерапия является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.


Список использованных источников

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1997. – 456 с.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 452 с.
  3. Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан.– М.: Столетие, 1996. – 368 с.
  4. Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994. – 390 с.
  5. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания. / Е.В. Бондаревская. – М.: Педагогика. 2001. – 123 с.
  6. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига, 2000.
  7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М.: Наука, 1956. –526 с.
  8. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.
  9. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
  10. Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад… / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. – с.2-11.
  11. Компенсирующее дошкольное учреждение: опыт социальной адаптации детей с туберкулезной интоксикацией. Красноярск: КВПУ№2, 1997. – 103с.
  12. Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 172 с.
  13. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. / Е.О. Смирнова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 160 с.
  14. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное воспитание. –1998. – №5. – с.39-54.
  15. Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Букова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М.: Педагогика, 1980. – 122 с.
  16. Петровская А.В. Возрастная психология. / А.В. Петровская. – М.: Наука, 1979. – 348 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э...

Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...

"Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динами­ку развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....

Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление  и способы решения проблем, п...

ФГОС дошкольного образования. Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО. ...