Особенности адаптации детей дошкольного возраста и влияние сказкотерапии
методическая разработка (младшая группа)
Особенности адаптации к детскому саду и влияние сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrobotka.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
на тему
Особенности адаптации
детей дошкольного возраста
и влияние сказкотерапии
Работу выполнила:
Харитонова Надежда Николаевна
г. Санкт-Петербург
2021
В 2-3 года наступает один из важнейших периодов жизни маленького человека - приход в дошкольное учреждение. Это первый опыт самостоятельной жизни в социальной среде. И должен выработать у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен и актуален момент адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Цель работы – изучение периода адаптации детей к ДОУ и влияния сказкотерапии. Организация сказкотерапевтических средств.
Задачей исследования изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период и влияние сказок.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. «Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).» [2, 6].
Адаптацию можно рассматривать и как составную часть социализации и в качестве ее механизма. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую [3, 23]. Между ними существует взаимосвязь. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления — добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:
а) ознакомление;
б) ролевую ориентацию;
в) самоутверждение.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.
Под прессом стресса ребенок обычно изменяется настолько, что может забыть почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, дополнительно легко усваивая новые.
У некоторых малышей на фоне стресса, при тяжелой степени адаптации меняется и речь, регрессируя. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре употребляя младенческие или облегченные слова. Предложения становятся односложными, причем состоят в основном из глаголов. При легкой степени адаптации – речь или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.
Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш постоянно вскакивает на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но этот сон беспокойный, прерывается всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест очень много. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета. На фоне стресса Ваш ребенок может похудеть но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.
В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г.Яковлевой исследований [10, 3-4] было выделено три фазы адаптационного процесса:
- острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
- подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
- фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. По наблюдениям психологов средний срок этого периода в норме составляет:
- В яслях - 7-10 дней
- В детском саду в 3 года - 2-3 недели
- В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц
В процессе адаптации педагогом решаются следующие задачи.
- Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.
Показатель того, что цель достигнута:
- Ребенок охотно идет от матери к воспитателю;
- Улыбается, радуется, когда видит воспитателя;
- Успокаивается от общения с воспитателем;
- Ребенок обращается за помощью к воспитателю.
- Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.
Показатель того, что цель достигнута:
- Ребенок знает расположение и назначение комнат;
- Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.
- Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.
Показатель того, что цель достигнута:
- ребенок легко подчиняется режиму;
- сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.
- Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.
Показатель того, что цель достигнута:
- ребенок охотно играет с детьми;
- спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
- ребенок спокойно относится к тому. что игрушками играет не только он, но и другие дети
Целью воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация как приспособление организма ребенка к новой обстановке в детском образовательном учреждении, приводит или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
Социальными психологами и педагогами (А.И. Баркан [3], Г. Степанова [14]) были выделены признаки стрессового состояния малыша. Они могут проявляться:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в рассеянности, невнимательности;
- в беспокойстве и непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- в проявлении упрямства;
- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
- в игре с половыми органами;
- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
- в повышенной тревожности;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Итак: разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. Очень часто такая адаптация приводит к неврозам, которые уже вылечить намного сложнее.
Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль и в первом классе школы.
Таким образом создание психологической атмосферы в детских группах. Является одной из основных составляющих успешной адаптации младших дошкольников к детскому саду.
Психологическая атмосфера создается прежде всего воспитателем при соблюдении следующих условий:
- Обеспечение чувства уверенности малыша. Ребенок находиться
максимальное длительное пребывание около воспитателя.
- Включенность родителей в подготовку и проведение занятий.
- Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.
- Эпатичность воспитателя.
- Создание благоприятной атмосферы. (развешивание фото
родителей (виртуальное присутствие родителей) игрушечные телефонные звонки).
- Группа ярко, красочно оформлена.
- Воспитатель принимает на себя роль посредника, организатора во всех детских взаимодействиях. Игра и любое взаимодействие строится на первых шагах воспитателем (он и посредник, организатор, куратор).
Таким образом, задачей воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.
Современные исследовательские данные показывают, что результатом положительно-направленного эмоционально опыта для детей является доверие к окружающему миру, открытость и готовность взаимодействовать с людьми
В работе с дошкольниками в адаптационный период важно использовать разнообразные, формы психотерапевтической работы. Одно из таких форм является «Сказкотерапия». Эта форма предоставляет дошкольнику возможность проиграть, пережить и осознать происходящие с ним жизненные ситуации, наиболее лояльным для психики ребенка способом. Сказкотерапевтические методики позволяют окунуться в проблему настолько насколько ребенок готов к ее переживанию.
Сказкотерапия – это методика, которая использует форму сказок для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия дошкольника
Организация сказкотерапевтических средств в адаптационный период:
1. Оформление книжного уголка
2. Чтение и пересказ сказок.
3. Пение и танцы под музыку к сказкам.
4. Использование театрализованной деятельности
5. Использование героев сказок для гимнастки.
6. Диагностика тревожного состояния по средствам сказок. (Психологическое упражнение «Придумай конец сказки»)
Сказка – это нежный мир чудес и фантазий. Главное в сказке не то, что в ней происходят чудеса, а то, что она может творить чудеса со всеми, кто с ней соприкоснется. Необходимо только внимательно прислушаться к сказке.
Секрет сказкотерапии в том, что она дает ребенку возможность самостоятельно выразить свои мысли через речь сказочного героя или игрушки - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо.
Любая сказка - это небольшой рассказ об отношениях между героями. Язык сказок понятен даже детям младшего дошкольного возраста. Ведь он пока не умеет мыслить логически, а сказка не утруждает дошкольника серьёзными логическими рассуждениями.
Сказка способствует тому, что дошкольники учатся слушать и слышать людей. Сказка помогает найти родителям общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему в решении первых жизненных трудностей. Часто встречается то, что напрямую сложно выяснить, какие конкретно факторы тревожат ребенка, потому что многие дети стесняются своих страхов, которые их мучают. В таком случае сказкотерапия приходит на помощь ведь дошкольнику гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а на примере далекого сказочного героя. Следовательно, самой важной задачей сказкотерапии можно назвать выявление актуальных проблем дошкольника и способы психологической помощи. Сказкотерапия позволяет взглянуть на сложившуюся ситуацию с различных сторон и показать ребенку различные пути решения данной проблемы. значение. С помощью сказкотерапии появляется возможность выработать эффективный план решения ситуации. Самое главное, в результате сказкотерапии дошкольник видит поддержку и неравнодушие взрослых, что очень важно в период адаптации.
Сказка для дошкольника имеет большое познавательное и воспитательное значение. Это любимый жанр всех детей. И не случайно в программе используются различные сказки, (литературные, бытовые и авторские). Детей привлекает интересный сюжет, выразительность персонажей, яркость образов. Слушая сказки, дошкольники погружаются в увлекательный мир, становясь непосредственными участниками происходящих в сказке событий.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказкатерапия является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.
Список использованных источников
- Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1997. – 456 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 452 с.
- Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан.– М.: Столетие, 1996. – 368 с.
- Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994. – 390 с.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания. / Е.В. Бондаревская. – М.: Педагогика. 2001. – 123 с.
- Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига, 2000.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М.: Наука, 1956. –526 с.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.
- Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
- Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад… / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. – с.2-11.
- Компенсирующее дошкольное учреждение: опыт социальной адаптации детей с туберкулезной интоксикацией. Красноярск: КВПУ№2, 1997. – 103с.
- Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 172 с.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. / Е.О. Смирнова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 160 с.
- Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное воспитание. –1998. – №5. – с.39-54.
- Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Букова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М.: Педагогика, 1980. – 122 с.
- Петровская А.В. Возрастная психология. / А.В. Петровская. – М.: Наука, 1979. – 348 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Определение рамок «нормы» и «патологии» («аномалии») на сегодняшний день остается предметом дискуссий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э...
Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...
"Психологические особенности детей дошкольного возраста"
Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....
Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление и способы решения проблем, п...
ФГОС дошкольного образования. Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО. ...