Психологические особенности детей дошкольного возраста
материал на тему
Определение рамок «нормы» и «патологии» («аномалии») на сегодняшний день остается предметом дискуссий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение этих понятий на основе возрастной периодизации развития.
Л. С. Выготский, занимавшийся разработкой теоретических вопросов периодизации развития человека, в ее основу положил понятие «критического возраста», так как психическое развитие понималось им как процесс качественных преобразований (кризисов) в виде ломки отживших структур и формирования новых. Впервые именно Л. С. Выготский предположил, что негативизм, характерный для всех кризисных этапов, несет в себе позитивный заряд, стимулирующий дальнейшее развитие. Кроме того, им была высказана идея о том, что чем ярче протекает период кризиса, тем продуктивнее идет развитие. Согласно его теории, в каждом возрасте есть центральное новообразование, объединяющее вокруг себя развитие других психических изменений.
Процесс развития нельзя охарактеризовать как плавный именно в связи с наличием в нем кризисных периодов. Отдельные системы и психические функции развиваются не параллельно и с разной степенью интенсивности, обусловленные определенными закономерностями. Тем не менее, весь процесс роста и развития человека является единым и целостным.
Поэтому знание закономерностей развития ребенка в норме является той основой, на которой строится гипотетическое предположение о наличии в развитии конкретного ребенка нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 14.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Показатели | Возрастная группа | ||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | |
Мышление | Наглядно-действенное | Наглядно-образное | Наглядно-образное | Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического | Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного |
Речь | Словосочетаниями, понимает глаголы | Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные | Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли | Формирование планирующей функции речи | Развитие внутренней речи |
Произвольность познавательных процессов | Внимание и память непроизвольные | Внимание и память непроизвольные | Внимание и память непроизвольные, начинает развиваться произвольное запоминание в игре | Развитие целенаправленного запоминания | Начало формирования произвольности, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения |
Физиологическая чувствительность | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту | Высокая чувствительность к дискомфорту | Уменьшение чувствительности к дискомфорту | Уменьшение чувствительности к дискомфорту | Индивидуально, у большинства низкая |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями |
Способ познания | Манипулирование предметами, их разбирание | Экспериментирование, конструирование | Рассказы взрослого, эксперементирование | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками |
Условия успешности | Разнообразие развивающей сферы | Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Форма общения | Ситуативно-личностное | Ситуативно-деловое | Внеситуативно-деловое | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное | внеситуативно-личностное |
Отношения со сверстниками | Мало интересен | Мало интересен | Интересен как партнер по сюжетной игре | Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении | Собеседник, партнер по деятельности |
Отношения со взрослыми | Источник защиты, ласки и помощи | Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству | Источник информации | Источник информации, собеседник | Источник эмоциональной поддержки |
Наличие конфликтов | Со взрослыми «я-сам» | Со взрослыми, как продолжение «я-сам» | Отсутствуют | Отсутствуют | К 7 годам-кризис-смена социальной роли |
Эмоции | Сильной модальности, резкие переходы | Сильной модальности, резкие переключения | Более ровные, старается контролировать | Преобладание ровного оптимистичного настроения | Развитие высших чувств |
Игровая деятельность | Предметно-манипулятивная, игра «рядом» | Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения | Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психологические особенности детей дошкольного возраста"
Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....
Психологические особенности детей дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста1.2. Особенности эмоц...
Психологические особенности детей дошкольного возраста с зпр.
В выступлении раскрыты : психологические особенности развития детей с задержкой психического развития, познавательные особенности детей....
Психологические особенности детей дошкольного возраста с СДВГ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Семинар - практикум для педагогов «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Современные дети. Какие они
Представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами...
Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста
Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...
Комментарии
Психологические особенности детей дошкольного возраста