Искусство как фактор эстетического развития ребенка дошкольника
статья

Темнорусова Ольга Анатольевна

Эстетическое развитие ребенка способствует воспитанию его эмоциональной сферы, приобщение ребенка к прекрасному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Искусство как фактор эстетического развития

ребенка дошкольника

    Перед дошкольным учреждением стоит цель, направленная  на всестороннее развитие ребенка, как духовно богатой, эстетически воспитанной личности. В дошкольной педагогике под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать, создавать прекрасное. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие дошкольников. 

     Актуальность художественно-эстетического развития детей обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых направление эстетического развития  рассматривается  как  «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей»

     Эстетическое развитие ребенка  способствует воспитанию его эмоциональной сферы, приобщает детей к прекрасному, влияет на развитие нравственного поведения, повышает познавательную активность. Это является одной из актуальных задач сегодняшнего дня.

         Фактор в переводе с латинского определяется как   движущая сила, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.  Встает  вопрос : какая сила  движет эстетическим развитием дошкольника, под влиянием каких факторов оно протекает.

       Задачи эстетического развития детей дошкольного возраста в настоящее время отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».

      Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

        Все эти  качества можно развить только через искуство, через соприкосновение с его видами: музыкой, театром, живописью и др.

       Очень важно для  художественно-эстетического развития – создать такую образовательную систему, которая бы способствовала эстетическому развитию дошкольника через приобщение его к духовным ценностям, через вовлечение ребенка в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

       Искусство как раз и  включает в себя такие  виды – литературу, живопись, музыку, театрализованную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.. Через взаимодействие с этими видами искусства и происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей, эстетического развития.

     Ведь именно период дошкольного детства является благоприятным к восприятию различных видов искусства. Именно в детский период своего развития ребёнок обладает повышенной любознательностью, эмпатией, открыт навстречу всему новому и прекрасному. Это объясняется тем, что эмоциональная сфера является ведущей в психике ребёнка, а искусство эмоционально по своей природе.

        Таким образом, можно сказать, что  движущей силой эстетического развития дошкольника и является искусство.

     Именно искусство раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их правильно воспринимать окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.

     Приобщение ребенка дошкольника к миру искусства - изобразительного искусства, музыки и театра - поможет так же  значительно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также развить художественный вкус.

      Кроме того, искусство не только оказывает большое  влияние на эстетическое развитие, дошкольника, но и  помогает проявляться и развиваться творческим способностям ребенка.

Согласно исследованиям таких педагогов как  Комарова Т.С., Ветлугина Н.А., Доронова Т.Н., Новиковой Г.П. и др., можно сказать, что эффективность художественно-эстетического развития происходит только тогда, когда  использование разных видов искусства и художественно-эстетической деятельности происходит взаимосвязанно.

        Взаимосвязь познания искусства и разнообразных видов художественной деятельности способствует появлению ярких эмоциональных переживаний.

         Что способствует более глубокому  осмыслению ребенком различных явлений жизни; пониманию образного воплощения в рисунках, лепке, аппликации.

Нельзя ограничивать воспитание и развитие ребёнка лишь одним видом искусства. Только их взаимодействие может обеспечить полноценное художественно-эстетическое развитие.

Важным путём художественно-эстетического развития является организованное восприятие искусства.

       Поэтому основной формой работы по эстетическому развитию является специально организованная образовательная деятельность, которая осуществляется согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Эта работа реализуется в процессе ознакомления старших дошкольников с окружающим миром, с природой, с разными видами искусства (литературное, музыкальное, изобразительное, декоративно-прикладное искусство и другое). Дошкольники так же всегда имеют возможность отразить свои впечатления от полученных знаний в совместной со взрослыми деятельности и в самостоятельной творческой деятельности (в рисовании, лепке, драматизациях, создании рукотворных книг, в играх и т.д.)
     Ребенок - дошкольник все время творит: он что-то рисует, лепит, делает разные поделки, мастерит из бумаги; он  играет, поет и  танцует. Все, что ребенок делает - это продукты его творчества и эти продукты творчества ребенка  тоже являются искусством. Потому что ребенок через них выражает свои эмоции и чувства, мысли и желания.

      К дисциплинам эстетического цикла  относятся рисование, лепка, аппликация, музыка, которые   являются средством эстетического развития дошкольников, так как все они относятся к миру искусства. С помощью этих средств  и происходит  развитие понимания прекрасного ребенком.  А со временем все это переходит в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и в жизни.

      Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация) формируют у детей умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов, развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество.

      Музыкальные занятия развивают умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; формировать запас музыкальных впечатлений, использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.

     Чтение художественной литературы помогает приобщать детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д..

      Художественно-декоративная деятельность воспитывает эстетическое отношение к природному окружению.

      Особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделятся театрализованной деятельности, всем видам детского театра. Они помогают сформировать у ребенка правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру, познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями.

Не вызывает сомнения тот факт, что  искусство является фактором, движущей силой  в эстетичком развитии. Опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

     Знакомясь с миром искусства, ребенок воспринимает мир по особому, искусство учит ребенка смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами других людей. Ребенок учится через восприятие прекрасного состраданию и сопереживанию,   учится видеть красоту и беречь ее. Поэтому человек, который  с детства приобщен к искусству, всегда вырастает эстетически развитым, нравственным человеком.

     Таким образом, искусство это движущая сила, существенное обстоятельство или фактор эстетического развития ребенка дощкольника.

Список литературы.

  1. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук, М. «Сфера», 2013 г.
  2. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
  3. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.-с.156.
  4. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.
  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1995.
  6. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. - 1999.-№1.-с.35-38.
  7. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с.
  8. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Н. А. Ветлугина: Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в художественно-эстетическом развитии ребенка дошкольника

Использование ИКТ   на занятиях  позволяет  познакомить дошкольника с   многообразием  цветовой гаммы окружающего мира, учить находить  необычное в обычны...

ИКТ в художественно-эстетическом развитии ребенка дошкольника

Использование ИКТ   на занятиях  позволяет  познакомить дошкольника с   многообразием  цветовой гаммы окружающего мира, учить находить  необычное в обычны...

"ЛУЧИК" Программа по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников на основе приобщения к народному искусству

Программа «Лучик» является специализированной программой для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на основе приобщения к народному ис...

Презентация " Сказкотерапия в художественно-эстетическом развитии ребенка-дошкольника"

Презентация "Сказкотерапия в художественно-эстетическом развитии ребенка-дошкольника"...

Консультация для родителей. Тема: «Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольника».

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставлена консультация на тему: "Художестенно-эстетическое развитие ребенка".Цель консультации: повышение педагогической компетенции родителей.&qu...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников.

Декаративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников...

«Взаимодействие детского сада и семьи как фактор позитивного художественно-эстетического развития ребенка»

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Всё зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит...