Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников.
статья
Декаративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад для педагогов | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников.
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формировании общечеловеческих ценностей. Использование в эстетическом развитии ребёнка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.
В детском саду ребёнок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство – это один из видов пластического искусства. Делят декоративное искусство на монументально-декоративное (витражи, мозаика, росписи), народное декоративно-прикладное (бытовые хозяйственные изделия) и оформительское искусство (оформление выставок, экспозиций и т.д.).
Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения которого, выполняя определённую практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало. Красота и художественный образ в произведениях декоративно-прикладного искусства соединяются с практической полезностью. Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности. Назначение этого вида искусства состоит в том, чтобы украшать быт.
В народном декоративно-прикладном искусстве практическая, обрядовая, эстетическая, воспитательная функции находятся в неразрывном единстве. Однако основная функция изделий – быть полезными и красивыми. Когда мы говорим о декоративно-прикладном искусстве, важным понятием является народный художественный промысел.
Дошкольников знакомят с некоторыми промыслами: матрёшкой, с городецкой, хохломской росписями, с филимоновской и дымковской игрушками, керамикой Гжели. Сила искусства народных промыслов заключается в передаче оригинальных приёмов мастерства.
Знакомясь с разнообразием и богатством изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Народное искусство даёт пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстетическим суждениям.
Знакомясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребёнка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям.
В произведениях декоративно-прикладного искусства одним из основных компонентов, привлекающих к себе внимание, является форма. В ней закладывается несколько характеристик: она во многом определяет назначение предмета, выражает замысел мастера, служит неким символом. Эстетическую ценность предмет приобретает благодаря орнаменту. Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь, для которого характерно ритмическое расположение элементов рисунка. Орнамент – наиболее характерная черта, особый знак предметов крестьянского творчества. Орнамент позволяет говорить об эстетике предмета, его художественности.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.
Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы.
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Знакомство ребёнка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности. При рассмотрении элементов узора можно вносить элемент игры: найти одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования.
Педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности. Затем привлекаются виды с растительным узором (городец, хохлома, жостова).
С.В.Погодина предлагает строить работу по развитию детского декоративно-прикладного творчества в трех направлениях:
- знакомство детей с определенным видом искусства, различными видами орнаментов, изучение законов построения композиций;
- обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров;
- развитие детского декоративного творчества.
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.
У каждого преподавателя есть своя «изюминка»- как интересней он может показать приёмы техники изготовления, рисования своим воспитанникам.
Исследуя с ребятами свойства бумаги, мы увлеклись и решили попробовать лепить . Для этого взяли яичные лотки, разорвали их на мелкие части, замочили в горячей воде (неделя), отжали лишнею воду, измельчили намокшую бумагу, добавили- клей ПВА, бустилат , жидкое мыло и замесили тесто, которое выложили в формочки и оставили до полного высыхания на окне. Затем :вынули же готовые изделия из форм, загрунтовали и нанесли рисунок. Вот такие у нас получились подарки родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хореографическое искусство, как средство полноценного развития дошкольника
Хореографическое искусство способствует развитию пластики и красоты движений, развивает индивидуальные способности, а также закладывает определенные знания умения и навыки. Именно в раннем возрасте за...
Консультация для воспитателей «Музыка и танец – как средство эстетического развития дошкольников»
Консультация для воспитателей«Музыка и танец – как средство эстетического развития дошкольников»...
«Детский музыкальный фольклор, как средство эстетического развития дошкольников»
Русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание де...
Консультация для воспитателей ДОУ Тема: “Хореографическое искусство, как средство эстетического воспитания дошкольников”.
Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореогра...
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников.
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников....
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников...
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников...