ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
статья

Филиппова Яна Андреевна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_statya.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГА

При работе с кадрами над введением ФГОС рекомендуется, чтобы учителя школы разработали индивидуальные планы своего профессионального развития в рамках новых  стандартов.

Индивидуальный план отличается от общего тем, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, значительная часть мероприятий направлена на самообразование и обучение на рабочем месте. То есть в нем учитель предстает сформировавшимся субъектом собственного профессионального развития.

Как правило, индивидуальные планы разрабатываются самими учителями.

Самостоятельно написать качественный индивидуальный план в состоянии только зрелый педагог, хорошо информированный по вопросам реализации ФГОС, осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному совершенству. Написание плана – это творческая работа, но насколько она станет именно такой на практике, во многом зависит от руководителя школы. Педагогам необходимо подсказать, что можно использовать для приобретения нужных знаний и умений при работе по новому стандарту, какими возможностями системы методической работы школы, муниципальной службы и региональной системы ДППО стоит воспользоваться. Нужно стремиться, чтобы сама процедура разработки индивидуального плана не была забюрократизирована и не приобрела формальный характер. У многих педагогов еще сохранились в памяти не вызывающие положительных эмоций планы самообразования.

План – это прогнозирование профессионального роста, развития; это средство, помогающее учителю подняться над повседневностью, текучкой, очертить новые границы, определить перспективы, обозначить будущие профессиональные достижения. Задача руководителя состоит в том, чтобы планирование профессионального развития постепенно становилось для педагога не только обязанностью, но и его внутренней потребностью, помогало ему продвигаться вперед, самостоятельно решать новые задачи.

Как и все планы повышения квалификации, индивидуальный также должен обсуждаться и утверждаться одним из органов управления методической работой. Рекомендуется заслушать и утвердить планы на заседаниях методического объединения учителей начальной школы, согласовать их содержание с задачами разработки и реализации проекта введения ФГОС. Предварительно планы могут быть просмотрены председателем МО, завучем, опытными учителями школы – экспертами, внесены замечания и поправки, даны рекомендации по их доработке.

Ниже приводится структура индивидуального плана профессионального развития учителя и даются рекомендации по его содержанию. В структуре плана 7 разделов. В совокупности они отражают разнообразные направления деятельности педагога, актуальные для введения ФГОС. Однако это не означает, что по каждому из них должна быть обязательно спланирована определенная работа, нужно исходить из реальных задач, потребностей и возможностей учителя и школы.

Контролировать самостоятельную работу учителей по повышению квалификации  2 трудно. Поэтому в плане предусматриваются специальные меры, управления реализацией плана: формы представления промежуточных и итоговых результатов и отчетность по ним.

В конце отчетного периода в плане делается запись о его выполнении и степени подготовленности педагога к работе по ФГОС. Отчетные материалы и сам план могут собираться, систематизироваться и храниться в портфолио учителя в компьютерном варианте и на бумажных носителях.

Целесообразно разрабатывать план на один учебный год и конкретно (например, по четвертям) указывать в нем сроки выполнения запланированной деятельности. Однако могут быть разработаны планы или их отдельные разделы на перспективу в четырехлетний период.

Даже хорошо разработанные планы не исключают, а, напротив, предполагают коррекцию, которая осуществляется по мере их выполнения, так как ситуация, в которой работает учитель, по истечении определенного времени может меняться.

Индивидуальный план профессионального развития учителя

Структура плана

Цели профессионального развития

Цель 1:_______________________________________________________________

Цель 2:_______________________________________________________________

Цель 3:_______________________________________________________________

И т.д.

Разделы плана

1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

Указывается по каким вопросам реализации ФГОС будет изучаться литература, работы каких авторов будут прочитаны учителем. Называются основные работы.

Формой представления отчета может быть доклад, аналитическая статья, аннотации к прочитанным книгам. Результаты изучения литературы могут использоваться в других формах отчетности.

Вопросы введения ФГОС Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования литературных источников

Сроки Форма отчетности Где, кем, когда заслушивается

отчет о выполнении Начало Окончание работы

2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса Указывается, что будет разрабатываться учителем для обеспечения учебновоспитательного процесса по новому ФГОС: разделы основной образовательной программы школы, авторские (откорректированные) программы учебных курсов, календарнотематическое и поурочное планирование, конспекты уроков, подборки упражнений, дидактического материала, контрольных работ, тестовых заданий, планы воспитательной работы, планы работы кружков, сценарии мероприятий и др.

В качестве отчета могут быть представлены разработанные материалы или рекомендации по их использованию.

3 Задачи или содержание деятельности

Сроки Форма представления результатов работы

Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Начало Окончание

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Указывается тема, по которой учитель предполагает обобщить свой опыт введения

ФГОС. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополнительных разработок; подготовке итоговых обобщенных материалов – написанию рекомендаций, статей, подготовке сообщений, а так- же передаче обобщенного опыта своим коллегам в формах мастерклассов, открытых уроков, семинаров и др.

Обобщенный опыт может быть представлен в виде статьи, рекомендаций, доклада, методических разработок и др.

Задачи или содержание деятельности

Сроки Форма представления результатов работы

Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Начало Окончание

4. Участие в системе школьной методической работы

Указывается, в каких методических мероприятиях школы, осуществляемых в рамках введения ФГОС, предполагает участвовать учитель, какова конкретно будет его роль.

Школьное мероприятие

Сроки Выполняемые виды работ (решаемые задачи)

Форма представления результатов работы

Начало Окончание

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.

Указываются темы курсов по вопросам, связанным с реализацией ФГОС (программ, модулей), которые предполагает закончить учитель.

Отчетом о прохождения курсов служат курсовые работы, рефераты, зачетные уроки, супервизии, выполненные задания и др.

Темы курсов Место прохождения курсов

Сроки Форма отчета о результатах подготовки

Начало Окончание 4

6. Руководство повышением квалификации других учителей.

Указывается, за какую работу по подготовке других учителей школы к введению ФГОС отвечает данный учитель: руководит стажировкой молодых специалистов, ведет мастер-класс по проблеме, связанной с введением ФГОС; проводит консультации, участвует в супервизиях, работает с информационными ресурсами интернета, готовит подборки методической литературы и др.

Отчетом о работе служит число подготовленных учителей и методические разработки проведенных с ними мероприятий.

Организационные формы работы с учителями школы

Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров

Сроки Количество учителей

Начало Окончание

7. Работа в составе органов управления школой и рабочей группы проекта введения ФГОС

Указываются органы, в составе которых работает учитель, виды выполняемых им работ, сроки их выполнения и результаты.

Отчетом служат продукты, выполненные в рамках проекта введения ФГОС: программы, КИМы, рекомендации и др., обеспечивающие работу всей команды учителей начальной школы.

Органы разработки и реализации проекта

Виды выполняемых работ

Сроки Результаты

Начало Окончание

Оценка результатов подготовленности учителя к реализации ФГОС

__________________________________________________________

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития педагога

Цель профессионального развития: построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской....

Индивидуальный план профессионального развития педагога Будько Ирины Вадимовны.

Приобритение профессиональных компетенций педагога  в соответствии с требованиями ФГОС....

Индивидуальный план профессионального развития педагога

Индивидуальный план профессионального развития педагога...

Индивидуальный план профессионального развития педагога

Индивидуальный план профессионального развития Методическая тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с ПДД»...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Гусейновой О.С. по теме «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»

Цель:     развитие системно - логического мышления детей  для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний.Задачи:1.Педагогические:-  создать...

Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»

Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...

Индивидуальный план профессионального развития педагога по теме "Технология "Кубик Блума" в работе с детьми ОВЗ по развитию речи и критического мышления"

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнения...