Рабочая программа старшей группы
рабочая программа (старшая группа)

Шалова Марина Александровна

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_starshey_gruppy_2021-2022g.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

с. Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Принято  педагогическим советом

Протокол № 1от 25. 08.2021 г.

Утверждено                                                                                                                        

                                                                                                                                 заведующий МАДОУ                                                                                                                         детский сад с.Нижнетроицкий                                                                                                                           _______ Скоробогатова С.В.                                                                                                                        Приказ. № 44  от  25.08.2021г.

        

Рабочая программа для детей   5 - 6 лет

МАДОУ детский сад с.Нижнетроицкий

Республики Башкортостан

в группах общеразвивающей направленности

                                                                                                                                                     Воспитатель:

Шалова М.А.

                                                             с. Нижнетроицкий


Аннотация к рабочей программе для детей 5-6лет

МАДОУ детский сад с.Нижнетроицкий

Рабочая программа старшей группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад с..Нижнетроицкий разработана на основе:

  • Инновационной образовательной программы дошкольного образования «ОТ

РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С Комаровой, Э.М. Дорофеевой,

М.: МОЗАИКА -- СИНТЕЗ, 2019;

  • Основной образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Нижнетроицкий.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Инновационной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2019.

Цели и задачи программы см. Основная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Нижнетроицкий

Принципы и подходы к формированию программы см. Инновационную образовательную программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Характеристика старшей группы, реализующая программу. Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении см. Инновационная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2019.

Программа включает в себя три основных раздела (целевой, содержательный, организационный) и дополнительный раздел. Каждый из основных разделов включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика группы и приоритетные направления работы.

Содержание обязательной части базируется на положениях основной образовательной программы дошкольного образования и обеспечивает комплексное развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Образовательные области реализуются как в обязательной части, так, и в части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть учебного плана реализуется через Инновационную образовательную программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой и составляет не более от общей нагрузки.

                                              1

Вариативная часть учебного плана формируемая участниками образовательного процесса ДОУ осуществляется через парциальные и авторские программы педагогов ДОУ. Вариативная часть обеспечивает вариативность образования и отражает приоритетное направление деятельности МАДОУ детский сад с.Нижнетроицкийй, что составляет не более 40 % от общей учебной нагрузки. Парциальные программы:

Программа <<Основы безопасности детей дошкольного возраста», Авдеева Н.Н.

Программа «Юный эколог» Николаева С.Н.

Программа «Развитие речи» Ушакова О.С.

Программа <<Музыка в детском саду» Р.К.Мухаметзянова

Программа художественно — эстетического воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыкова

Региональная программа «Я Родину свою хочу познать!».Автор : Гасанова Р.Х.Содержание программы определяется в пособии Гасанова Р.Х.Уфа.БИРО,2007

Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии санитарно гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.ЗО49-В),

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет не более 25 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности --- 10 минут

Форма организации занятий с детьми 5-6 лет фронтальные. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.

                                                                     2

                                      Содержание программы:

  1.  Целевой раздел …………………………………………………………………………4
  1. Пояснительная записка……………………………………………………………….4
  2. Принципы и подходы реализации Программы …………………............................4
  3. Цели и задачи реализации Программы…………………………………….……….5
  4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики......5  
  5. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшей группы                  5-7                                        
  6. Планируемые результаты освоения программы……………………………...........7
  1.   Содержательный  раздел ……………………………………………………….…….8-16

2.1. Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе               ……………………….11

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

развития ребенка..........................................................................................................................13

2/3Региональныйкомпонент программы МАДОУ с.Нижнетроицкий …………….17-21

2/4.Взаимодействие с родителями (законными представителями)  воспитанников…….22

2.5Перспективно- тематическое планирование........................................23-24

IIIОрганизационный раздел…………………………………………………………………………...................25-27

3.1.    Предметно – развивающая среда…………………………………………………….173

3.2РасписаниеОрганизованно-образовательной деятельности.......................................................................28

3.3. Режим дня  ...............................................................................29

                                                                             

                                                                     

3

                                                                          I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей  старшей группы разработана в соответствии с ООП  ДО МБДОУ детского сада с Нижнетроицкий  в соответствии с  ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию.Нормативно-правовой базой разработки ООП ДО являются следующие документы:

Федеральный уровень

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Декларацией прав ребенка ООН (1959);

- Конвенцией о правах ребенка (1989 г.);

- Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003).  

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.09.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Региональный уровень

- Уставом МАДОУ с. Нижнетроицкий;

-Лицензия на правоведение образовательной деятельности серия 02Л01№00052118 от 10.12.2015,регистрационный №3493,срок действия - бессрочно

Программа « Я Родину свою хочу познать!»Автор Гасанова Р.Х Содержание программы определяется в пособии Гасанова Р.Х.Уфа.БИРО,2007

1.2  Принципы и подходы реализации Программы

При разработке и реализации образовательной программы учитывались следующие принципы:

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
  2. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  3. Принцип научной обоснованности и практической применимости.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

  1. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса с ведущей игровой деятельностью.

4

  1. принцип гуманизации, то есть признания уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; признания неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.
  2. принцип непрерывности, требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп и  между детским садом и начальной школой.
  3. Принцип культуросообразности, обеспечивающий учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняющий недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

    Основой организации образовательного процесса является единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

1.3.  Цель и задачи  реализации Программы

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

1.Формировать  общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать  их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.

2.Создать  благоприятные условия   для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.

3.Обеспечить  психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в   вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.4 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

Краткая информация о группе. Группа работает в режиме пятидневной рабочей недели: с понедельника по пятницу,с?.30 до 18.00 часов. Количество детей в группе старшего возраста 21 человек: 16 мальчиков,5 девочек. Направленность группы общеразвивающая. Воспитательно-образовательную работу осуществляют педагоги: Шалова М.А.,Ашрапова Л.Е. музыкальный руководитель Неволяни Вера Валимовна.

1.5.Возрастные и индивидуальные особенности детей старшей группы (от 5 до 6 лет). Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем

5

другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

    Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

           Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.  Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

    Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

      Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

    Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

    Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.                        

6

    Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.6.    Планируемые результаты освоения программы. 

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.

     Целевые ориентиры к 6 годам (в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комарова, М.А. Васильевой):

- Самостоятельно одевается и раздевается, правильно совершенствует процессы умывания и мытья рук, пользуется предметами личной гигиены

- Проявляет любознательность, познавательную активность, которая выражается в совершении множества пробных действий, интересе к  экспериментированию. Стремиться самостоятельно преодолевать ситуации затруднения, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения.

- Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремиться конструктивно с помощью речи решать спорные ситуации. Делиться своими впечатлениями с воспитанниками и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью.

- Знает и соблюдает общепринятые нормы и правила поведения: в общении, гигиенические, коммуникативные, правила поведения в природе, соблюдает элементарные правила поведения во время приема пищи, правила безопасности. Выполняет игровые правила. Может оценивать в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих, отрицательно относиться к нарушению общепринятых  норм и правил поведения;

Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что  нужно сделать сначала, а что потом), а также описывает последовательность различных событий: что было раньше, что потом;

-Решает интеллектуальные задачи с помощью наглядно-образных средств; способен  использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, ориентироваться по плану;

Может называть свою страну, столицу России, родной город, улицу, на которой живёт, президента; имеет представление о флаге, гербе, узнает мелодию гимна России, Республики Башкортостан.

- Может называть некоторых животных и растения, прежде всего, своего ближайшего окружения, некоторые сезонные изменения в природе; начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа.

7

II.          Содержательный  раздел

2.1.Учебный план реализации РП в старшей группе 

Инвариантная часть учебного плана воспитательно-образовательной работы в младшей группе составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т С. Комаровой, М.А. Васильевой 2015 года  и обеспечивает обязательный объем знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста. .При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются  поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

2.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального  интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» .

Основные цели и задачи 

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

8

Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности  и  саморегуляции собственных действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений. Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды. Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.). Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

Родная страна. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна.

9

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы.

Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.). Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.). Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Формирование основ безопасности.

Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.

Безопасность на дорогах. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

9

Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Сюжетно-ролевые игры. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

Подвижные игры. Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми. Воспитывать честность, справедливость в самостоятельных играх со

сверстниками.

Театрализованные игры. Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

2.3   Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» .

 Основные цели и задачи

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;

10

объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Содержание психолого-педагогической работы

в старшей группе  (от 5 до 6 лет). Задачи:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.). Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.). Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре.

11

Формирование элементарных математических представлений.

Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).. Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5). Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета). Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру. Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Ознакомление с миром природы.

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить ухаживать за растениями. 12

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.). Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.). Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

2.4 Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Содержание психолого-педагогической работы

в старшей группе (от 5 до 6 лет). Задачи:

Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими просить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

12

 

Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Художественная литература.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

2.5Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» 

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной  творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

 Основные цели и задачи Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

13

Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкальная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Содержание психолого-педагогической работы    в старшей группе (от 5 до 6 лет).

Задачи.

Приобщение к искусству.

Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

Изобразительная деятельность.

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).

Лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы. Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях.

Аппликация. Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).

14

С целью создания выразительного образа учить приему обрывания. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Художественный труд. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

Музыкально-художественная деятельность.

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус.

Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

2.6   Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

15

Физическая культура.

Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.

Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям.

Основные цели и задачи:

Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально - коммуникативное).

Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

16

Региональный компонент Программы

                      МАДОУ детского сада с. Нижнетроицкий

Региональный компонент включает ознакомление детей с историей, культурой, природой города и области; используется программа «Я Родину свою хочу познать» Р.Х. Гасановой

Старшая группа

Месяц

Ознакомление с окружающим, развитие речи

Художественное чтение

Изобразительная деятельность

Игровая деятельность

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Я люблю свой детский сад

( Ильгам стр 82)

    Экскурсия в краеведческий музей

Тема: «Материальная культура РБ»

Мой Башкортостан

( Я - башкортостанец

Р .Агишева)

Беседа об истории возникновения района

В мире игрушек

(Ильгам стр 33)

Посуда башкирского народа  (Методические рекомендации стр 55)

Мамино увлечение ( встреча с интересными людьми   Росток стр 89)

Экскурсия в лес (Л.Марченко Весна ,стр 14)

Жилище

(Р.Х.Гасанова, Я  Родину хочу познать, стр. 136)

1.       Чтение башкирской народной  сказки « Заяц и лев»

(Хрестоматия стр 7)

2 Чтение стихотворения Свой язык М.Гали

(Хрестоматия стр 95)

3 Чтение и пересказ кулямасы «Что полезнее»

(Башкирский детский фольклор стр 121)

4 Загадывание загадок об овощах и ягодах

(Башкирский детский фольклор стр 113)

 

  1     Чтение башкирской народной  сказки «Курица и ястреб (Хрестоматия стр  8)

  2 Чтение стихотворения  «Башкортостан» Ш. Бабич, «Флаг моей республики»Ф Губайдуллина

(Хрестоматия стр  56 - 57)

3 Чтение и пересказ кулямасы «Дышать трудно»

(Башкирский детский фольклор стр 122)

4 Загадывание загадок о растениях (Башкирский детский фольклор стр 111    

1Чтение башкирской легенды «Происхождение  башкир»

(Хрестоматия стр  46)

 2 Чтение стихотворения  «Красив Урал» М Сюндюкле

(Хрестоматия  стр  60)

3 Чтение и пересказ кулямасы «Художники»

(Башкирский детский фольклор стр 122)

4 Заучивание пословиц и поговорок   о труде и трудолюбии (Башкирский детский фольклор стр 115)

1Чтение рассказа  Х.Карима «Родниковая вода»

(Хрестоматия стр  13)

 2 Чтение стихотворений о зиме

(Хрестоматия  стр  115)

3 Чтение и пересказ кулямасы «Помощник»

(Башкирский детский фольклор стр 123)

4 Заучивание пословиц и поговорок   о характере человека (Башкирский детский фольклор стр 117)

1Чтение рассказа  Р.Байбулатова «Руки моего дедушки»

(Хрестоматия стр  16)

 2 Чтение стихотворения  К Киньябулатовой «Много у меня дьузей»

(Хрестоматия  стр  63)

3 Чтение и пересказ кулямасы «Два яблока»

(Башкирский детский фольклор стр 130)

4 Заучивание пословиц и поговорок   о  хлебе (Башкирский детский фольклор стр 120)

1Чтение рассказа  Р.Султангареева  «Кто обманулся»

(Хрестоматия стр  17)

 2 Чтение стихотворения  К М. Гали«Свой язык»

(Хрестоматия  стр  95)

3 Чтение и пересказ кулямасы «Причины не осталось»

(Башкирский детский фольклор стр 133)

4 Заучивание пословиц и поговорок   о  песне, о музыке (Башкирский детский фольклор стр 120)

1Чтение рассказа   Б.Тимофеева   «Мороз и солнце»

(Л.Марченко Весна ,стр 14)

 2 Чтение стихотворения  КВ.Шугреевой «Мама»

(Л.Марченко Весна ,стр 15)

3 Чтение и пересказ кулямасы «Причины не осталось»

(Башкирский детский фольклор стр 133)

4 Заучивание поговорок   о  весне  (Л.Марченко Весна ,стр 43)

1Чтение рассказа  «Весенние голоса» К. Мазовский   (Л.Марченко «Весна»,стр. 29)

 2 Чтение стихотворения  З. Александровой «Станция «Весна» (Л.Марченко «Весна», стр.32

3 Чтение и пересказ кулямасы «Семь диких зверей»

(Башкирский детский фольклор стр 137)

4 Заучивание пословиц и поговорок   о  животном мире (Башкирский детский фольклор стр 113)

1. Рассказывание  башкирской народной  сказки « Шумбай»

((Р.Х.Гасанова, Я  Родину хочу познать, стр. 136)

 2. Чтение стихотворения «Наша семья»

(Хрестоматия стр 15)

3. Чтение и пересказ  «Семь»

(Хрестоматия  стр 6)

4. Загадывание загадок о жилище.

Рисование  «Космея» (Гербова

стр 37)

Аппликация,  « На лесной полянке выросли грибы» (Гербова стр 37)

Л)епка  «Грибы»   (Гербова стр 34)

Рисование «Загадки с грядки»

(Лыкова стр 44)

Аппликация «Блюдо с овощами и фруктами» (Комарова стр 43)

Лепка  «Красивые птички» (Комарова стр420

 Рисование «Наши игрушки»

(Росток стр 79)

Аппликация «Дома на нашей улице» (Комарова стр 53)

Лепка  «Пернатые,мохнатые, колючие» (Лыкова  стр47)

Рисование «Зима»

(Комарова стр 61)

Аппликация «Елочка красавица» (Лыкова  стр 102)

Лепка  «Девочка в зимней шубе» (Комарова  стр67)

Рисование «Сказочные краски»

(Ильгам стр 42)

Аппликация «Национальный костюм башкир» (Ильгам стр 42)

Лепка  «Узорные ковши» (Ильгам стр 39)

 Рисование «Башкирские сапожки»

(Росток стр 108)

Аппликация «Пароход» (изготовление открытки Комарова стр 84)

Лепка  «Боченок с медом» (Ильгам стр 55)

Рисование «Веточки с листочками в вазе»

(Л.Марченко Весна ,стр 124)

Аппликация «Маме в подарок» ( изготовление открытки) (Л.Марченко Весна ,стр 124)

Лепка  «Любимые птички» (Л.Марченко Весна ,стр 124)

Рисование «Дети танцуют на дне рождении детского  сада»

(Комарова стр 105)

Аппликация «Весенний сад» (Л.Марченко Весна ,стр 127)

Лепка  «Вылепи любимую игрушку»

 (Л.Марченко Весна ,стр 126)

Рисование  «Наш детский сад» (Росток, стр.76)

Аппликация,  « Сказочный дом»

Лепка  «Посуда для башкирской юрты»  

 1 Сюжетно - /ролевая игра « Семья»

 2 Подвижная игра  Завязывание глаз (вариант жмурок)

 3 Дид. игра  Путешествие по городу Дид игры «Я познаю Башкортостан» стр7)

1 Сюжетно - /ролевая игра « Музей»

 2 Подвижная игра  «Игра в коней»

 3 Дид. игра  « Собери башкирский флаг» ( Дид игры «Я познаю Башкортостан» стр7)

17

1 Сюжетно - /ролевая игра « Больница»

 2 Подвижная игра  «Пройти через ворота»

 3 Дид. игра  « У нас гости» ( Дид игры «Я познаю Башкортостан» 118стр9)

1 Сюжетно - /ролевая игра « Пожарная часть»

 2 Подвижная игра  «Буря»

 3 Дид. игра  « Улицы города» ( Дид игры «Я познаю

1 Сюжетно - /ролевая игра « Салон красоты»

 2 Подвижная игра  «Белый тополь ,синий тополь»

 3 Дид. игра  « Птицы нашего края» ( Дид игры «Я познаю Башкортостан» стр 21)

1Сюжетно - /ролевая игра « Пограничники»

 2 Подвижная игра  «Нет ни медведя, ни волков»

 3 Дид. игра  « Зимующие птицы» ( Дид игры «Я познаю Башкортостан» стр 25)

1Сюжетно - /ролевая игра « Магазин семян»

 2 Подвижная игра  «          Медведь и пчелы»

 3 Дид. игра  « Зимующие птицы» ( Дид игры «Я познаю Башкортостан» стр 25)

1Сюжетно - /ролевая игра « В саду»

 2 Подвижная игра  

« Лесные пятнашки»

 3 Дид. игра  «Перелетные птицы» ( Дид игры «Я познаю Башкортостан» стр 25)

1 Сюжетно - ролевая игра « Семья»

 2 Подвижная игра  Завязывание глаз (вариант жмурок)

 3 Дид. игры: «Было-есть»  «Кому, что нужно»  (Р.Л. Агишева Дид. игры «Я познаю Башкортостан» стр.17, 30)

IV              Взаимодействие с родителями (законными представителями)   воспитанников

 Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

•изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

•знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

•информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

•создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

•привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

•поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

22

  1. Перспективно-тематическое планирование образовательной работы с детьми

Месяц

Старшая группа

По Вераксе Н.Е.

Сентябрь

1-я неделя «День знаний»

2-я неделя «Детский сад»

3-я неделя «Золотая осень»

4-я неделя « Мой дом. Моё село»

5-я неделя «Дары осени»

Октябрь

1-я неделя «День Республики»

2-я неделя «Я расту здоровым»

3-я неделя «Познаём себя»

4-я неделя « Профессии моих родителей»

Ноябрь

1-я неделя «День Народного Единства»

2-я неделя «Моя малая Родина»

3-я неделя «Правила дорожные детям знать положено!»

4-я неделя « День матери»

Декабрь

1-я неделя «Зима!»

2-я неделя «Зимовье зверей»

3-я неделя «Елочка-красавица!»

4-я неделя « Новогодние сюрпризы»

5-я неделя «Новый год!»

Январь

1-я неделя

2-я неделя «Зимние виды спорта»

3-я неделя «Зимующие птицы!»

4-я неделя « Животные зимой»

Февраль

1-я неделя «Неделя доброты»

2-я неделя «В гостях у сказки»

3-я неделя «Мебель. Инструменты!»

4-я неделя « День защитника Отечества!»

Март

1-я неделя «Краски весны»

2-я неделя «Международный женский день»

3-я неделя «Всемирный день воды!»

4-я неделя « Традиции народов России!»

23

Апрель

1-я неделя «Перелетные птицы»

2-я неделя «День космонавтики»

3-я неделя «Транспорт. Внимание дорога!»

4-я неделя « Неделя здоровья!»

Май

1-я неделя «День победы»

2-я неделя «Международный день семьи»

3-я неделя «Насекомые!»

4-я неделя « Здравствуй лето!»

24

Организационный раздел.

6.1. Материально-техническое обеспечение Программы. Перечень используемых пособий.

Методические пособия

Б у р е  Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7  лет).

П е т р о в а В. И., С т у л ь н и к Т. Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет.

Наглядно-дидактические   пособия

Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День Победы».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле»; «Рас- скажите детям об Отечественной войне 1812 года».

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Методические пособия

Ку ц а к о в а Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет.

Формирование основ безопасности

Методические пособия

Б е л а я  К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3–7  лет).

С а у л и н а Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3–7 лет).

Наглядно-дидактические   пособия

Б о р д а ч е в а И. Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ.

Б о р д а ч е в а И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет.

Игровая деятельность

Методические пособия

Гу б а н о в а Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа. (5–6 лет).

    Образовательная область  «Познавательное  развитие»

Наглядно-дидактические   пособия

Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н. Е., Веракса А. Н.

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Методические пособия

Д ы б и н а О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5–6 лет).

      Наглядно-дидактические   пособия

Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»;

«Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности».

Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»;

25

 «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте»,

«Расскажите детям о хлебе».

Формирование элементарных математических представлений

Методические пособия

П о м о р а е в а И. А., П о з и н а  В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5–6 лет).

Наглядно-дидактические   пособия

Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».

Ознакомление с миром природы

Методические пособия

С о л о м е н н и к о в а О. А. Ознакомление с природой в детском саду.

Старшая группа (5–6 лет).

Наглядно-дидактические   пособия

Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»;

«Птицы»; «Фрукты».

Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котята- ми»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».

Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»;

«Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Со- баки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»;

«Ягоды садовые».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»;

«Лето»; «Осень».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Рас- скажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»;

«Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».

Образовательная область  «Речевое развитие»

Методические пособия

Гер б о в а В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4–5 лет). Гер б о в а В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).

Наглядно-дидактические   пособия

Серия «Грамматика в картинках»

Развитие речи в детском саду. Для работы с детьми 5-6 лет. Раздаточный материал. Гер б о в а В. В.

Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок».

Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие»

Методические пособия

К о м а р о в а  Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.

26

К о м а р о в а  Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.

 Старшая группа (5–6 лет).

      Хрестоматии

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5–6 лет.

Образовательная область «Физическая  культура»

Методические пособия

П е н з у л а е в а Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).

27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...

Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"

Представлен  материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...