Особенности сенсорного развития младших дошкольников.
статья (младшая группа)

Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей

являются одним из тех вопросов, которые не перестают волновать

психологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. Это не случайно,

так как познание окружающего мира начинается с восприятия всего того, что

нас окружает. Восприятие же, в свою очередь, является основой сенсорного

развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sensornogo_razvitiya_mladshih_doshkolnikov.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности сенсорного развития младших дошкольников.

Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей

являются одним из тех вопросов, которые не перестают волновать

психологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. Это не случайно,

так как познание окружающего мира начинается с восприятия всего того, что

нас окружает. Восприятие же, в свою очередь, является основой сенсорного

развития.

В каждом детском возрасте стоят свои задачи сенсорного развития, и

решение их лежит в разработке и использовании наиболее эффективных

средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности

формирования функции восприятия в онтогенезе. Период дошкольного

детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда

совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях

предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и

действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет,

форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др.

Вряд ли возможно переоценить значение сенсорного развития в

младшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст является

наиболее благоприятным для развития и совершенствования деятельности

органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.

Благодаря работам таких выдающихся зарубежных ученых в области

дошкольной педагогики, как М. Монтессори [29; 30], Ф. Фребель [10, c. 124],

О. Декроли [14, c. 142], и таких известных представителей отечественной

дошкольной педагогики и психологии, как Е.И. Тихеева [31, c. 92], А.В.

Запорожец [13, c. 73], А.П. Усова [46, c. 34], Л.А. Венгер [6, c. 31], сенсорное

воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития,

приобретает статус одной из важнейших сторон воспитания дошкольников

[31, c. 64].

Анализ научных работ данных авторов показывает, что при переходе к

младшему дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной

11

деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа,

синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект

на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем

объединяя в единое целое.

Основа умственного воспитания – сенсорное развитие, то есть

формирование ощущений, обогащение ребенка разнообразными

впечатлениями, расширение ориентировки в окружающем. Целесообразно

продолжать знакомить ребенка с названиями игрушек и предметов

различных форм, текстур и оттенков цвета. Психологи выделяют младший

дошкольный возраст как период, когда в деятельности ребенка

главенствующую роль начинает играть именно предметная деятельность.

В младшем дошкольном возрасте образное мышление еще весьма

ограничено в своих возможностях. Как доказали исследования Л.А. Венгера

[6, c. 23], А.Л. Венгера [5, c. 36], Н.Б. Венгера [7, c. 125], Э.Г. Пилюгина [33,

c. 34; 7, c. 26], З.М. Богуславской [5, c. 63], О.М. Дьяченко [48, c. 25],

дидактические игры активно развивают сенсорные способности детей.

В основе познания ребенком окружающей среды лежат процессы

ощущения и восприятия. Ознакомление младших дошкольников с цветом,

формой, величиной и другими свойствами предмета побудило ученых и

практиков разработать систему дидактических игр и упражнений по

сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия

ребенком характерных признаков предметов.

Для интеллектуального, сенсорного развития детей младшего

дошкольного возраста наиболее полезны любые «орудийные» игры с

использованием наглядно-действенного мышления. Мышление ребенка

активно развивается, когда он играем с предметами различной

геометрической формы, размера, текстуры поверхности. Это могут быть

различные «колокольчики, колпачки, кольца, кубики» [46, c. 23]. Игра

подобными предметами непосредственно связана с восприятием – малыш

мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями.

12

Среди всех психических процессов в младшем дошкольном возрасте

главная роль принадлежит восприятию: «поведение и сознание целиком

определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас» [36, c. 57].

В младшем дошкольном возрасте формируется новый тип восприятия –

зрительное соотнесение. Свойство одного предмета теперь превращается в

образец, в мерку для измерения свойства другого. Так, величина одного

кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали

разбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется

сразу, без предварительных практических проб. Зрительный выбор по

образцу – «более сложная задача, нежели простое узнавание или

промеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме,

по величине, и лишь потом – по цвету» [21, c. 92] .

Ребенок в младшем дошкольном возрасте легко сравнивает хорошо

знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными

образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. К

примеру, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его как

«домик», а круглый – «мячик». Это означает, что у ребенка есть

представления о свойствах вещей, и представления закрепляются за

конкретными предметами, но эти представления сами не формируются со

свойствами предметов, ребенка «необходимо знакомить в конкретных

практических действиях» [14, c. 67].

В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает совершать

действия в уме, зачастую способен без внешних проб подбирать нужные

детали, например, для пирамидки или матрешки.

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей

занимает «ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и

способами их использования» [9, c. 241]. Следует создать для ребенка

младшего дошкольного возраста условия, чтобы он мог следить за

движущимися яркими игрушками, брать предметы разной формы и

величины. К третьему году жизни ребенок умеет выделять цвет, форму и

13

величину как особые признаки предметов, накапливает представления об

основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя

предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные

эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах,

геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими

предметами. Далее ребенка следует знакомить с оттенками цвета, с

вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине,

возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества

предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей

способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг

образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы,

выполнению все более сложных глазомерных действий. В качестве особой

задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое

восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму

предметов, выделять отдельные измерения величины предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие младших дошкольников в познавательно-практической деятельности

Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзыв...

Развивающие пособия для сенсорного развития младших дошкольников.

В данном материале представленны сведения о сенсорном развитии дошкольников и представленны две дидактические игры для сенсорного воспитания....

Особенности сенсорного развития (младший возраст)

Не стоит забывать, что первыми воспитателями  и учителями ребёнка являются родители, поэтому игры и занятия с малышом в домашних условиях имеют большое значение....

«Особенности сенсорного развития младших дошкольников»

Особенности сенсорного развития младших дошкольников. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей являются одним из тех вопросов, которые не перестают волновать психологов и педагогов, ...

Особенности физического развития младших дошкольников.Значение подвижной игры в младшей группе.

Материал представлен в виде презентации, отражает основные аспекты физического развития младших дошкольников, а также раскрывает роль подвижной игры для детей 3-4 лет....