Особенности сенсорного развития младших дошкольников.
статья (младшая группа)
Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей
являются одним из тех вопросов, которые не перестают волновать
психологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. Это не случайно,
так как познание окружающего мира начинается с восприятия всего того, что
нас окружает. Восприятие же, в свою очередь, является основой сенсорного
развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_sensornogo_razvitiya_mladshih_doshkolnikov.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сенсорного развития младших дошкольников.
Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей
являются одним из тех вопросов, которые не перестают волновать
психологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. Это не случайно,
так как познание окружающего мира начинается с восприятия всего того, что
нас окружает. Восприятие же, в свою очередь, является основой сенсорного
развития.
В каждом детском возрасте стоят свои задачи сенсорного развития, и
решение их лежит в разработке и использовании наиболее эффективных
средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности
формирования функции восприятия в онтогенезе. Период дошкольного
детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда
совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях
предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и
действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет,
форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др.
Вряд ли возможно переоценить значение сенсорного развития в
младшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст является
наиболее благоприятным для развития и совершенствования деятельности
органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Благодаря работам таких выдающихся зарубежных ученых в области
дошкольной педагогики, как М. Монтессори [29; 30], Ф. Фребель [10, c. 124],
О. Декроли [14, c. 142], и таких известных представителей отечественной
дошкольной педагогики и психологии, как Е.И. Тихеева [31, c. 92], А.В.
Запорожец [13, c. 73], А.П. Усова [46, c. 34], Л.А. Венгер [6, c. 31], сенсорное
воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития,
приобретает статус одной из важнейших сторон воспитания дошкольников
[31, c. 64].
Анализ научных работ данных авторов показывает, что при переходе к
младшему дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной
11
деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа,
синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект
на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем
объединяя в единое целое.
Основа умственного воспитания – сенсорное развитие, то есть
формирование ощущений, обогащение ребенка разнообразными
впечатлениями, расширение ориентировки в окружающем. Целесообразно
продолжать знакомить ребенка с названиями игрушек и предметов
различных форм, текстур и оттенков цвета. Психологи выделяют младший
дошкольный возраст как период, когда в деятельности ребенка
главенствующую роль начинает играть именно предметная деятельность.
В младшем дошкольном возрасте образное мышление еще весьма
ограничено в своих возможностях. Как доказали исследования Л.А. Венгера
[6, c. 23], А.Л. Венгера [5, c. 36], Н.Б. Венгера [7, c. 125], Э.Г. Пилюгина [33,
c. 34; 7, c. 26], З.М. Богуславской [5, c. 63], О.М. Дьяченко [48, c. 25],
дидактические игры активно развивают сенсорные способности детей.
В основе познания ребенком окружающей среды лежат процессы
ощущения и восприятия. Ознакомление младших дошкольников с цветом,
формой, величиной и другими свойствами предмета побудило ученых и
практиков разработать систему дидактических игр и упражнений по
сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия
ребенком характерных признаков предметов.
Для интеллектуального, сенсорного развития детей младшего
дошкольного возраста наиболее полезны любые «орудийные» игры с
использованием наглядно-действенного мышления. Мышление ребенка
активно развивается, когда он играем с предметами различной
геометрической формы, размера, текстуры поверхности. Это могут быть
различные «колокольчики, колпачки, кольца, кубики» [46, c. 23]. Игра
подобными предметами непосредственно связана с восприятием – малыш
мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями.
12
Среди всех психических процессов в младшем дошкольном возрасте
главная роль принадлежит восприятию: «поведение и сознание целиком
определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас» [36, c. 57].
В младшем дошкольном возрасте формируется новый тип восприятия –
зрительное соотнесение. Свойство одного предмета теперь превращается в
образец, в мерку для измерения свойства другого. Так, величина одного
кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали
разбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется
сразу, без предварительных практических проб. Зрительный выбор по
образцу – «более сложная задача, нежели простое узнавание или
промеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме,
по величине, и лишь потом – по цвету» [21, c. 92] .
Ребенок в младшем дошкольном возрасте легко сравнивает хорошо
знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными
образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. К
примеру, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его как
«домик», а круглый – «мячик». Это означает, что у ребенка есть
представления о свойствах вещей, и представления закрепляются за
конкретными предметами, но эти представления сами не формируются со
свойствами предметов, ребенка «необходимо знакомить в конкретных
практических действиях» [14, c. 67].
В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает совершать
действия в уме, зачастую способен без внешних проб подбирать нужные
детали, например, для пирамидки или матрешки.
Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей
занимает «ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и
способами их использования» [9, c. 241]. Следует создать для ребенка
младшего дошкольного возраста условия, чтобы он мог следить за
движущимися яркими игрушками, брать предметы разной формы и
величины. К третьему году жизни ребенок умеет выделять цвет, форму и
13
величину как особые признаки предметов, накапливает представления об
основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя
предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные
эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах,
геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими
предметами. Далее ребенка следует знакомить с оттенками цвета, с
вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине,
возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества
предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей
способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг
образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы,
выполнению все более сложных глазомерных действий. В качестве особой
задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое
восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму
предметов, выделять отдельные измерения величины предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие младших дошкольников в познавательно-практической деятельности
Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзыв...
Сенсорное развитие младших дошкольников через игры с использованием природного и бросового материала
htt://dou57.tw1.ru...
Развивающие пособия для сенсорного развития младших дошкольников.
В данном материале представленны сведения о сенсорном развитии дошкольников и представленны две дидактические игры для сенсорного воспитания....
Особенности сенсорного развития (младший возраст)
Не стоит забывать, что первыми воспитателями и учителями ребёнка являются родители, поэтому игры и занятия с малышом в домашних условиях имеют большое значение....
«Особенности сенсорного развития младших дошкольников»
Особенности сенсорного развития младших дошкольников. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей являются одним из тех вопросов, которые не перестают волновать психологов и педагогов, ...
Статья " Сенсорное развитие младших дошкольников -основа развития мышления. "
Обобщение опыта по работе с сенсорными играми....
Особенности физического развития младших дошкольников.Значение подвижной игры в младшей группе.
Материал представлен в виде презентации, отражает основные аспекты физического развития младших дошкольников, а также раскрывает роль подвижной игры для детей 3-4 лет....