« Познавательное развитие детей через разные виды деятельности»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитием познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы (работаю с воспитанниками средней группы), я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
« Познавательное развитие детей через разные виды деятельности»
Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитием познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы (работаю с воспитанниками средней группы), я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. На протяжении своей работы я составила план по самообразованию.
Поставила перед собой цель и задачи.
Цель: определить педагогические условия, способствующие познавательному развитию у дошкольников.
Задачи:
- оценить эффективность (результативность) применяемых педагогических технологий в процессе организации образовательной деятельности и в режимных моментах;
- выбрать наиболее эффективные педагогические технологии, которые будут способствовать познавательному развитию детей;
- оценить эффективность и результативность собственной педагогической деятельности, определяя её перспективные направления.
В процессе развития познавательной активности детей, одним из условий является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности, поэтому пополнила и обогатила центры развития: «Центр познания», «Центр математики» , «Центр опытов и экспериментирования»
Одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить свои знания в развитии воображения и творческой активности; поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательное развитие.
Это могут быть сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата
Поисково-исследовательская деятельность. Поисково-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление.
Почему дети в опытах активны?
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Воспитанник быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами, которые их окружают, и ставим простейшие опыты, и делаем элементарные выводы.
- «Вода, бумага, камень». Дети проводят исследование, делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плаву.
- «Песок или крупа». Дети рассматривают песок, затем манную крупу. Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.
- «Найди воздух» 1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
- Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают). Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки
Вывод: Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.
На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.
Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, А так же сделали вывод: что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить на ладошку, от тепла рук снег превращается в водичку.
К этому виду мы относим проектную деятельность «Птицы зимой».
Изобразительная деятельность.
Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствуют снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук, творческие способности.
Поролоновые рисунки - вначале дети хаотично рисовали разные фигуры. А затем дети научились рисовать простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Рисование крупой (манной) – дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали.
Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.
Рисование на песке (манной крупе)- удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость.
Работа с родителями. Особое место в деятельности детского сада продолжает занимать сотрудничество с родителями. Позитивный опыт общения родителей с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей. Семья – первая социальная ячейка, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание я уделяю внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Наметила разные формы работы с родителями. Подготовила консультации для родителей:
Провела семинар – практикум по игре
Результативность работы: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; способен принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- пополнилась предметно-развивающая среда в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы. Развитие творческих способностей детей через разные виды деятельности.
Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей....
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...
Формирование познавательных интересов детей через разные виды исследовательской деятельности
Формирование познавательных интересов детей через разные виды исследовательской деятельности...
Развитие речи через разные виды деятельности в соответствии ФГОС дошкольного образования.
Выступление на методическом объединении....
Консультация Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...
«Познавательное развитие детей через разные виды деятельности»
Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждени...