Развитие речи через разные виды деятельности в соответствии ФГОС дошкольного образования.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Выступление на методическом объединении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речи через разные виды деятельности в соответствии ФГОС дошкольного образования.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область.
Образовательная область «Речевое развитие» включает;
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:
- Коммуникативная
- Трудовая
- Познавательно-исследовательская
- Продуктивная
- Музыкально-художественная
- Чтение
- Игровая
Давайте рассмотрим, как идет развитие речи в этих видах деятельности.
- Коммуникативная.
Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.
В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения:
« Кто к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся!», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».
- Трудовая деятельность.
Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.
- Познавательно-исследовательская.
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
- поддерживать условия для развития познавательно - речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности
-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности
- Продуктивная (художественная) деятельность.
Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает сопровождать речью свою деятельность. После занятия, например по лепке, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.
- Музыкальная деятельность.
Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Совместно решаются и речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
- Восприятие художественной литературы
Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, формируют, таким образом, свою речь. Чтение художественной литературы и русского народного фольклора поможет избежать этого. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы, в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.
Таким образом, у детей будет формироваться умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.
- Игровая
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью,
необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает
незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и
общения детей в различных видах деятельности позволяет ускорить формирование речевой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...
Консультация Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...
Презентация для МО по речевому развитию "Речь в разных видах деятельности в соответствиис ФГОС ДО"
Презентация для МО по речевому развитию "Речь в разных видах деятельности в соответствиис ФГОС ДО"...
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования
Развитие речи через разные виды деятельностив свете ФГОС дошкольного образования...
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.
Развитие речи через разные виды деятельностив свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объ...