Развитие речи через разные виды деятельности в соответствии ФГОС дошкольного образования.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Выступление на методическом объединении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи через разные виды деятельности в соответствии ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область.

Образовательная область «Речевое развитие» включает;

 - владение речью как средством общения и культуры;

 - обогащение активного словаря;

 - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

 - развитие речевого творчества;

 - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

 - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

 - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:

  1. Коммуникативная
  2. Трудовая
  3. Познавательно-исследовательская
  4. Продуктивная
  5. Музыкально-художественная
  6. Чтение
  7. Игровая

Давайте рассмотрим, как идет развитие речи в этих видах деятельности.

  1. Коммуникативная.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения:

« Кто  к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик  дружбы», «Прокати мяч  и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся!»,  «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».

  1. Трудовая деятельность.

Через трудовую деятельность развиваются  навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

  1. Познавательно-исследовательская.

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

- поддерживать условия для развития познавательно - речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

  1. Продуктивная (художественная) деятельность.

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает сопровождать речью свою деятельность. После занятия, например по лепке, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

  1. Музыкальная  деятельность.

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

 Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

  1. Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, формируют, таким образом, свою речь. Чтение художественной литературы и русского народного фольклора поможет избежать этого. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы, в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом, у детей будет формироваться умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и  интонационная её сторона, выразительность.

  1. Игровая

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается  связная речь.

Чтобы  ребенок  своевременно  и  качественно  овладел  устной  речью,

необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками  и  со  взрослыми,  т.е.  обладал  определенной  речевой активностью.  При  нормальном  становлении  речи  этот  процесс  протекает

незаметно,  сам  собой,  а  педагогически  правильная  организация  жизни  и

общения детей в различных видах деятельности позволяет ускорить формирование речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...

Консультация Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Презентация для МО по речевому развитию "Речь в разных видах деятельности в соответствиис ФГОС ДО"

Презентация для МО по речевому развитию "Речь в разных видах деятельности в соответствиис ФГОС ДО"...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Развитие речи через разные виды деятельностив свете ФГОС дошкольного образования...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Развитие речи через разные виды деятельностив свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объ...