«Использование метода моделирования при ФЭМП у дошкольников».
учебно-методический материал

Бурлакова Алина Владимировна

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.

Процесс формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании игровых методов и приемов.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_modelirovaniya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 «Колосок»

Комсомольского района Чувашской Республики

Доклад на тему:

«Использование метода моделирования при ФЭМП у дошкольников».

                                                                                                 Работу выполнила

                                                           воспитатель Бурлакова Алина Владимировна

Комсомольское-2020 г.

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.

Процесс формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании игровых методов и приемов.       

Игровая форма при проведении ФЭМП понятна и интересна детям. С каждым разом дети всё больше втягиваются в обучающий процесс. При этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, ФЭМП для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс.

         Применения моделирования как метода математического обучения допустимо и эффективно в детском саду. Это связывается в первую очередь с тем, что мышление детей во многом стимулируется развитием сенсорного аппарата ребенка. Первоначально источником знаний детей о действительности является восприятие предметов и явлений окружающего мира через ощущения. 

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. 

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:

  •  замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
  • использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
  • построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дидактике выделены три вида моделей:

  • Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.
  • Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.
  • Третий вид - графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.

Приемами наглядного моделирования являются: заместители, пиктограммы, мнемотаблицы. У каждого воспитателя в процессе работы существуют свои модели, с которыми он работает с детьми.

      Расскажу о некоторых… 

Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие.

 Модели числа. Лепка цифр и геометрических фигур.

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина (или соленого теста) и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в свободную деятельность детей, поскольку он может затянуться по времени.

Количественный счет и порядковый счёт легче усвоится детьми с помощью наглядной плоскостной модели "Домик, где знаки и числа живут".

 Здесь используется прием счета предметов на картине.

Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.

К созданию моделей подключаем родителей (родители дома вместе с ребенком создают модель).

Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: воспитатель, родитель и ребенок.

Наглядную объемная модель "Солнечная система" в нашей группе сделала мама воспитанницы Насти Сергеенко. "У нашей звезды Солнце есть своя семья. В нее входит 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца, то есть все эти 10 космических тел объединены в одну группу. 

Данная модель нравится детям, с ее помощью можно закрепить представления детей о геометрических телах и фигурах в процессе сравнения; научить детей определять и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученной группы (солнечная система); научить (или закрепить) умение детей определять последовательность ряда предметов по размеру; развивать понимание пространственных отношений, определять местонахождение одних объектов относительно других; совершенствовать порядковый и количественный счет; закрепить умение пользоваться условной меркой для измерения расстояний; закрепить умение решать арифметические задачи.

Наглядная плоскостная модель "Счетный торт" даёт детям представления о понятии "целое" и "часть".

Модель «Неделя» показывает место каждого элемента недели в схеме и цикличность (периодичность, алгоритм).

Каждый день недели должен иметь отличительную особенность, чаще всего мы обозначаем её цветом или количеством кругов. Элементы модели лучше располагать по кругу (в виде цветка с семью лепестками или зонтика с семью секторами, кольца, окрашенного в семь цветов, бус с разными бусинками, таким образом, будет лучше видно, что после воскресенья опять приходит понедельник, и дни недели следуют друг за другом без конца).

Модель года и модель месяца могут быть представлены в виде различного вида календарей. Самой доступной моделью года для детей этого возраста является отрывной календарь. Дети легко усваивают, что листок – это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. По такой модели дети могут проследить, что время течёт и с каждыми сутками приближается ожидаемая дата (выходной, праздничный день или день рождения).

Более сложной моделью является календарь месяца, где отражается взаимосвязь между такими единицами времени, как сутки и неделя. Поэтому в подготовительной группе важно иметь календарь на текущий месяц.

Дети подготовительной группы любят игру «Танграм».

Игра «Танграм» даёт отличную возможность составлять фигуры из геометрических фигур по схемам.

Все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.

Так же на занятии по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша, «Цветные счётные палочки Кюинезера», игры Воскобовича, пособие Никитина "Сложи квадрат".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечаетс...

Использование метода моделирования в экологическом образовании дошкольников

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ...ТРАДИЦИОННЫЕ:НАГЛЯДНЫЕСЛОВЕСНЫЕПРАКТИЧЕСКИЕРабочие экологические тетрадиРабота в экологической тетради значительно обогащает...

Использование метода моделирования для экологического воспитания дошкольников

В презентации представлены основные понятия метода "моделирования" применительно к экологическому воспитанию дошкольников. Приведены примеры разных моделей, отмечены особенности использовани...

" Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги"

В методической разработке расказано о возможности применения метода моделирования для формирования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи умения употреблять предлоги....