Семинар-практикум «Кубики Никитина. Уникуб»
материал
Семинар-практикум «Кубики Никитина. Уникуб»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 301.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. ЗЕРНОГРАДА
Семинар-практикум
«Кубики Никитина. Уникуб»
Подготовила:
Воспитатель Вдовенко В.В.
г. Зерноград 2018
Кубики Никитина - развивающая игрушка, придуманная еще в советские времена. Игры с кубиками Никитиных развивают способности к мыслительным операциям, конструкторской и творческой работе, пространственное мышление. Самые популярные игры с этими кубиками - "Сложи узор (СУ)" и "Уникуб (У)".
Уникуб – игра для детей от 3 до 7 лет на развитие пространственного воображения.
Игра состоит из 27 кубиков с гранями трех цветов, окрашенных в желтый, красный, синий цвета и рисунки-задания изготовленные из картона и цветных квадратов для создания различных узоров, коробка. Расположение граней разных кубиков отличаются друг от друга. Сущность игры: создание модели из набора фигур «Уникуба» по цветным изображениям или словесному описанию. Эти универсальные кубики вводят детей в мир трёхмерного пространства.
Никитины - одни из первых, кто начал говорить о том, что детям нужно раннее развитие. Способности к развитию у детей детсадовского возраста гораздо больше, чем у школьников. Этим непременно нужно воспользоваться для раскрытия потенциала ребенка.
Огромное значение Никитины уделяли играм. Именно во время игры ребенок может усвоить много новой информации и сделать много маленьких открытий. Поэтому игрушки должны отвечать некоторым требованиям:
- Игра должна представлять собой набор задач, которые посильно решить ребенку.
- Задачи даются ребенку в различной форме и знакомят его с разными средствами передачи информации.
- Задачи в играх должны быть разного уровня сложности, чтобы пробуждать интерес и у детей, и у взрослых. Кроме того, задачи должны поступать ребенку в порядке "от просто к сложному", чтобы ребенок мог решать их самостоятельно.
- До окончания игры нельзя подсказывать ребенку. Он должен научиться принимать решения САМ.
- Нельзя требовать от ребенка решения задачи, которая ему пока не под силу.
- Решение задачи должно представляться ребенку не в абстрактном виде, а виде реальных и осязаемых вещей.
- Игра не должна исчерпать себя базовым набором заданий. Она должна предоставить широкие возможности для составления своих заданий, т. е. для творческой деятельности.
Как играть с ребенком в Уникуб?
Для начала попросите ребенка просто сложить кубики в коробку. Получилось? Тогда следующее задание: собрать кубики в коробку так, чтобы донышко в коробке было синим, серединка желтой, верх красным.
Прежде чем предлагать игру "Уникуб" малышу, попробуйте поиграть сами. Осторожно высыпьте кубики на стол, положите рядом часы с секундной стрелкой или секундомер и, заметив время, сложите из всех двадцати семи кубиков куб одного цвета (У-35). Если с первой попытки вам удалось это сделать за две минуты - у вас блестяще развито пространственное мышление, но сначала охватите куб двумя руками и осторожно поверните его на бок, чтобы кубики не рассыпались. Посмотрите, как окрашено "дно". Нет ли в нем квадратов другого цвета, кроме избранного вами? Если есть, то повремените гордиться, а сначала потренируйтесь. Вы почувствуете, как строг "Уникуб" в отношении ошибок: не позволяет сделать ни одной! Да и "говорит" он об ошибках тонко: "Вы где-то допустили ошибку, вот и не получается куб одного цвета". И найти ошибку не так просто - нужна сразу хорошая "система контроля", в один день вряд ли вы сумеете ее выработать.
Задания в «Уникубе» сложные, требуют затрат времени и сил, их нельзя давать много и на одном занятии (1–2 в зависимости от возможностей ребёнка).
Этапы моделирования:
- Моделирование из кубиков одноцветных дорожек разной длины, выстраивание сериационных рядов из 2 и 3 дорожек, отличающихся по длине.
- Нахождение одинаковых кубиков.
- Сложение одноцветного куба по показу педагога
- самостоятельно.
- Классификация множества фигур «УниКуба» разными способами.
- Сложение двухцветного куба шахматной раскраски.
- Сбор собственной модели из заданного количества
- кубиков.
Дальше приступайте к сборке по схемам.
1. Красный поезд (У-1). Нужно сложить из кубиков поезд, как показано на рисунке с заданием. Крыши, стены вагонов и электровоз - красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-1. Длина поезда может быть и точно такая, как на рисунке, и больше. Это зависит от настроения "машиниста". В первых трех заданиях точность в числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудность задания для трехлетнего малыша - одновременно следить за двумя плоскостями и к тому же отбирать подходящие кубики (с двумя и тремя красными гранями).
Но если он сделает красными только крыши вагонов, а стенки получатся не у всех вагонов красными - похвалите его. "Хорошо маляры покрасили крыши - все красные. А теперь посмотрим, как маляры покрасили стенки." И ведите указательным и средним пальцами вдоль поезда. Остановитесь около вагона со стенкой другого цвета и подумайте: "Посылать ли вагон в перекраску или нет?" Решение должен принять сам "машинист".
2. Синяя труба (У-2). Кубики надо сложить в столбик, 2 видимые грани и верх трубы - синие. Высоту можно задавать в шесть-восемь кубиков и даже: "У кого будет выше всех?" Тогда ребенок будет совершенствовать способ установки кубиков друг на друга. Чем выше труба, тем точнее требуется устанавливать кубики, а рекорды высоты для малышей интересны.
3. Желтая квадратная коробка (У-3). Малыш должен решить, какие кубики надо взять, чтобы и четыре боковые грани были желтыми? Варианты - синяя и красная коробки.
4. Синяя квадратная площадка из девяти кубиков (У-4). Это игровая площадка для дошкольников. Все четыре боковые ее грани синие.
5. Желтая квадратная площадка из шестнадцати кубиков (У-5). Это может быть спортплощадка для школьников. Все грани которой, кроме нижней, - желтые.
6. Красная квадратная площадка из двадцати пяти кубиков (У-6). Здесь уже надо различать, какие "сорта" кубиков надо укладывать по периметру и какие в центр модели, иначе может не хватить кубиков нужного цвета.
7. Двухцветная башня (У-7). Одна видимая грань - красная, вторая - желтая и верх - синий. Более сложный вариант башни - две стенки, примыкающие, красные и две желтые, т.е. надо "окрасить" все четыре стены: и те, что видны на рисунке, и те, что не видны.
Если оба варианта не поддаются малышу, можно перейти к классификации (У-23), после которой кубики приобретают "имена" и ребенок получает представление, какой "стройматериал" у него есть и какой требуется по рисунку.
8. Три беговые дорожки на стадионе из девяти кубиков разного цвета (У-8). Боковые грани имеют цвет прилегающей дорожки.
9. Синяя буква П (У-9).
10. Красная буква Н (У-10). Так же можно складывать любые буквы, которые хорошо получаются из кубиков (Г, Е, О, С, Т, Ч и др.).
11. Трехцветная скамейка для электрички (У-11). К сожалению, на невидимой стороне только сиденья скамейки можно сделать того же цвета, что и на видимой, а спинки получаются другого.
12. Рыцарский замок с четырьмя башенками по углам (У-12).
13. Атомный ледокол с красной палубой, синими бортами и желтыми палубными надстройками (У-13).
14. Разноцветная крепость с бойницей (У-14).
15. Цирковая лесенка с синими ступенями с двух сторон (У-15). Сколько кубиков надо для такой лесенки?
16. Шахматная доска из пяти клеток с желто-красными клетками (У-16). Четыре боковые грани тоже с шахматной окраской. Возможны варианты: красно-синяя, желто-синяя.
17. Египетская пирамида (У-17). Правые и левые стенки - красные, передние и задние - желтые, "крыши" всех ярусов - синие. Для пирамиды не обязательно иметь тридцать кубиков, вполне достаточно имеющихся двадцати семи кубиков. Задайте малышу задачу: как построить прочную пирамиду, если трех кубиков не хватает? Где можно сэкономить эти кубики? (Вместо четырех центральных кубиков в первом ярусе можно поставить один в центре ("гробница фараона") и повернуть его на 45 градусов, чтобы на него опирались сразу пять кубиков второго яруса.)
18. Желтое шоссе размером 3х9 с одним красным квадратом в центре (У-18). Четыре боковые грани - желтые.
19. Красный пятиэтажный дом с окошками, с синими крышами на всех этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могут быть любого цвета (У-19).
20. 21. 22. Три водонапорные башни разной высоты (У-20, У-21, У-22). Кроме соблюдения порядка окраски здесь есть еще "секрет" технологии строительства. Без открытия этого "секрета" построить вторую, а особенно третью башню очень трудно. Пусть малыш сам откроет этот "секрет". ("Секрет" состоит в порядке складывания: сначала надо заготовить все этажи, но складывание надо начинать с верхнего этажа, а не с нижнего, как принято во всяком строительстве.)
23. Классификация (У-23). Разложите кубики по "сортам". В первый ряд поставьте все кубики с одной красной гранью (К-1), во второй - с двумя красными гранями (К-2), в третий ряд - с тремя красными гранями (К-3) и в четвертый ряд - без красных граней (К-0). Получаются три "состава" разной длины и один "тепловоз".
С классификации начинается серьезное овладение "Уникубом", поэтому её можно дать значительно раньше, т.е. после выполнения первых трех заданий, особенно в том случае, если малыш уже считает до трех или до пяти и может различать "сорта" кубиков. Авторы не придумали названия каждому "сорту" кубиков, поэтому можно пользоваться плодами детского словотворчества: "однушка красная", "двушка синяя", "трешка желтая" и "нулевка". В таком названии ясно видно, по какому цвету шла классификация и сколько граней этого цвета есть на кубике. Малышей такая терминология устраивает, и, складывая квадратную сцену для летнего театра (У-6), они сразу говорят: "По углам я поставлю "красные трешки", между ними "красные двушки", а в середину можно класть "красные однушки" и что останется".
Предварительная классификация кубиков по красному, синему или желтому цвету значительно облегчает выполнение любого задания, поэтому часто малыши по собственной инициативе, перед тем как приступить к новому заданию, делают такую классификацию. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать и делать ли классификацию полностью или отобрать одни "трешки" или двушки".
24. Посчитайте, сколько кубиков каждого сорта в игре (6, 8, 12). Из кубиков какого "сорта" можно сложить малый куб одного цвета?
25. Малый куб красного цвета (У-25). Все шесть граней должны быть красными. Варианты: желтый и синий кубики. К сожалению, их нельзя сложить одновременно, а только последовательно.
26. Малый куб трех цветов (У-26). Две соседние (примыкающие) грани одинакового цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).
27. Малый куб двух цветов (У-27). Три грани, образующие одну вершину, - синие, три другие - желтые. Варианты: желто-красный и красно-синий.
28. Малый куб трех цветов (У-28), Противоположные грани одного цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).
29. Малый куб двух цветов (У-29). Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая, передняя и правая - красного. Варианты - иные сочетания цветов.
30. Синяя вокзальная скамейка (У-30). Со всех сторон она окрашена в синий цвет (кроме "дна"). Можно сложить такую же скамейку красного или желтого цвета.
31. Красный колодец (У-31). Снаружи он со всех сторон красный, а внутри - синий ("вода"). К сожалению, для внутренней окраски недостает одной синей грани и в колодце виден "песок" (одна желтая грань).
32. Кресло с подлокотниками (У-32). Обтянуто снаружи синим, а внутри и спереди красным бархатом. Цвета обивки можно менять.
33. Антошина скамейка (У-33). Сколько человек могут сесть на скамейку одновременно (каждый кубик - сиденье). Сиденья и спинки с одной стороны - красные, с другой - синие, а верх и торцы - желтые (скамейка Антона Никитина, 7 лет).
34. Вопросы. Почему кубиков с одной красной гранью только шесть? (По числу граней куба.) Почему кубиков с двумя красными гранями - двенадцать? (По числу ребер куба). Почему кубиков с тремя красными гранями - восемь? (По числу вершин куба.) Почему кубик без красных граней только один? Сколько граней у одного кубика? Кто быстрее подсчитает, сколько красных граней на всех кубиках? Сколько всех граней на всех кубиках? Сколько граней у шести кубиков, у восьми кубиков, у двенадцати кубиков, у двадцати семи?
35. Большой куб красного цвета (У-35). Проверьте, все ли шесть граней красного цвета, так как часто (особенно те, кто складывает впервые) забывают, что "дно" должно быть такого же цвета, как и остальные грани. Можно складывать большой синий и большой желтый кубы.
Это одно из самых часто повторяемых заданий и заданий, которые делают "на время". На складывание у трех-четырехлетних уходит десять минут, у пяти-шестилетних - до двух минут, а десяти-двенадцатилетние дети могут выполнить это задание даже за минуту. "Рекордсмены", работая двумя руками сразу и по определенной системе, могут "выйти из минуты".
36. Большой куб трех цветов (У-36). Две соседние грани одинакового цвета.
37. Большой трехцветный куб с противоположными гранями одного цвета (У-37).
38. Большой трехцветный куб с горизонтальными слоями одного цвета (У-38).
39. Двухцветный куб, три грани, образующие вершину, - желтого цвета, три другие грани - синего (У-39). Возможны другие сочетания цветов: желтого с красным, красного с синим.
40. Большой двухцветный куб (У-40). Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая передняя и правая - красного (куб Саши Дунаева, 6 лет). Можно использовать и другие сочетания цветов.
41. Высотный дом желтого цвета на двадцать квартир (У-41). В основании лежат четыре кубика, и высота дома пять этажей. Стены, крыша и пол на первом этаже желтого цвета. Окраску дома можно делать и красной, и синей.
42. Большой куб с шахматной окраской всех шести граней (У-42). Сочетания цветов могут быть и другие: сине-красные, желто-красные.
43. Двойная классификация (У-43). Кубики сначала надо разложить по "сортам", как в задании У-23, по красному цвету. Получится ряд с одной красной гранью (К-1), ряд с двумя красными гранями (К-2) и ряд с тремя красными гранями (К-3).
Затем внутри каждого ряда разложить их по сортам, но уже синего (или если надо - желтого) цвета. Ближе к себе положить кубики с тремя синими гранями, далее - с двумя и еще дальше - с одной. Получаются "триады", как на задании У-43. Двойная классификация заметно облегчает выполнение сложнейших заданий №44 - 50, так как сразу можно найти кубик с заданным числом и цветом граней. Например, все "трешки красные" лежат в ряду К-3, "трешки синие" - это ближайшие к ребенку кубики (их просто видно), а "трешки желтые" - самые дальние в каждом ряду.
44. Малый куб красного цвета (У-44). Любые грани разъема одного цвета (куб Антона Никитина, 8 лет). Варианты: желтый куб, синий куб.
45. Двухсторонняя шахматная доска, размером пять клеток (У-45). Все шесть её граней имеют шахматную окраску. Большая, невидимая на рисунке грань должна быть красно-желтой или желто-синей, а узкие грани - той же окраски, что и одна из широких. На рисунке все они красно-синие. Это одно из сложнейших заданий. При его выполнении почти все допускают ошибки и теряют массу времени на их исправление, перестановку кубиков (доска Сережи Беляева, 14 лет).
46. Трехэтажный красный дом (У-46) на девять квартир, но так, чтобы задняя стенка была синей. Это может быть подготовка к разъемным заданиям, где работает «внутренний порядок».
47. Большой красный куб (У-47). Все шеть наружных граней - красные, любые соприкасающиеся грани разъема - одноцветные (желтые или синие). Возможны варианты другого цвета.
Это задание решающее во многих отношениях. Во-первых, выполнив его, можно убедиться, что окраска "Уникуба" при изготовлении была безошибочной. Во-вторых, ребенок, справившийся с заданием У-47, сможет справиться и с любым другим.
Интересно, что тренировка в решении задания У-47 только в самой начальной стадии заметно улучшает результаты взрослых, а затем они изменяются мало, и взрослые вообще, как правило, не могут дойти до результатов, показываемых детьми уже в десять-двенадцать лет (отстают по времени в два-три раза). Исключения здесь крайне редки.
48. Большой красный куб (У-48). Любые соприкасающиеся грани разъема разного цвета. Внешне этот куб такой же, как У-47, но "внутреннее устройство" у него другое - соприкасающиеся грани разъема - разного цвета. Внешнюю окраску можно задавать и другого цвета (желтую или синюю), но тогда соответственно изменяется и внутренняя окраска (куб Антона Никитина, 10 лет).
49. Большой красный куб (У-49). Любые соприкасающиеся грани разъема - полосатые. Возможны шесть вариантов выполнения этого задания: три варианта определяются цветом внешней окраски (красный, желтый, синий), и внутри каждого из них есть по два варианта внутренней окраски по разъемам. Один, показанный на рисунке к заданию У-49, при котором соприкасаются в каждом разъеме разноцветные полосы (синие с желтыми), и второй - когда соприкасаются полосы одноцветные (куб Антона Никитина, 10 лет).
50. Большой красный куб (У-50). Соприкасающиеся грани разъема имеют шахматную окраску. Здесь так же можно изменять цвет наружных граней, а соприкасающиеся грани разъема или могут быть зеркальным отражением друг друга, или соприкасаться разноцветными квадратиками, как У-50 (куб Антона Никитина, 10 лет).
Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словесное объяснение, но это не означает, что надо соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться. Только тогда, когда вы убедитесь, что малыш может сложить и "малый куб синего цвета" (из восьми "синих трешек") и "большой куб красного цвета" (из двадцати семи кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме - как задавать задание: устно или графически. Иначе говоря, надо подводить ребенка к такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания, как в устной форме, так и в форме рисунка.
Задания расположены примерно в порядке возрастания сложности, но строгой последовательности все-таки нет, и там, где будут попадаться "провалы" и возникать "неприступные скалы", папе и маме надо самим подбирать задания промежуточной сложности или изобретать новые. Авторы игры пробовали иногда после У-3 перейти на У-23, и получалось хорошо. Малыши, научившись в три-четыре года классифицировать кубики по "сортам", легко и уверенно шли как вперед, так и назад к У-4, У-8 и другим заданиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/10/picture-766541-1457630281.jpg)
Перспективное планирование по работе с кубиками Никитина "Логические кубики для всех"средняя группа
В качестве главного средства развития познавательной сферы детей была выбрана технология развивающих игр Б.П. Никитина «Логические кубики для всех» с использованием ИКТ, включение их в различные виды ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/27/picture-952776-1506489167.jpg)
Семинар-практикум педагогов по теме «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина»
Игры Никитина помогают раскрыть творческий потенциал ребенка. По мнению самого автора, «там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-1206760-1636391908.jpg)
Семинар – практикум по теме: Как изготовить игру Б.П. Никитина «Сложи узор»
Цель: познакомить педагогов с практикой использования игры Б.П. Никитина «Сложи узор» в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:- сформировать представления о методах и приемах использ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/16/picture-721429-1592274418.jpg)
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".
Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/10/picture-1362202-1636536639.jpg)
Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"
Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/18/picture-1149871-1560838430.jpg)
Семинар-практикум для родителей и педагогов "Развивающие игры Никитина Б.П."
В материале представлено краткое описание методики Никитина Б.П. Дана краткая характеритика самых популярных развивающих игр с примерами практических заданий....