Самообразование 2021 -2022 г. Развитие связной речи у детей 6- 7 лет.
методическая разработка (подготовительная группа)

Данилова Татьяна Анатольевна

Развитие связной речи у детей 6- 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021-2022_razvitie_svyaznoy_rechi.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:


План по самообразованию на 2021-2022 учебный год воспитателя Даниловой Татьяны Анатольевны

Тема: «Развитие связной речи у детей 6-7 лет»

Цель, задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете,

содержании сюжетной картины;

- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

А. Куприн. «Слон»;

М. Зощенко. «Великие путешественники».

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапии:

Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;

«Айога», нанайск.,

обраб. Д. Нагишкина.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Познакомить родителей с играми             ( дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

Работа с загадками. Составление загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование

В. Даль. «Старик-годовик»;

П. Ершов. «Конек-Горбунок»;

К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Снегурочка» детям старшей группы.

Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

 

Конкурс чтецов.

Май

Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок».Обучение сочинению сказок.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

ООД для родителей.

Список использованной литературы:

1.Базик И.Я. Развитие способности к наглядному  пространственному        моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1986.

2.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

3.Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб.:речь; М.:Сфера, 2011.

4.Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

6.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

7.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...

Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя-логопеда высшей квалификационной категории Буслаевой Надежды Ивановны на 2022-2027 год Тема самообразования: «Коррекция и развитие связной речи у детей с

quot;Коррекция и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи". Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведени...

Самообразование воспитателя по теме"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

        Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.  ...

Доклад по инновационной теме на 2021 - 2022 г. «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ – ОТСМ».

Данная работа представлена родителям с применением ТРИЗ – технологии по теме «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ &ndash...