Доклад по инновационной теме на 2021 - 2022 г. «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ – ОТСМ».
методическая разработка (подготовительная группа)
Данная работа представлена родителям с применением ТРИЗ – технологии по теме «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ – ОТСМ».
Цель. Формировать умения детей находить противоречия и формулировать проблему, решать ее и определять идеальное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eltsova_doklad_podg_gr_dlya_roditeley_po_innovatsii.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для родителей, выступление.
Тема «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ – ОТСМ». Цель. Просвещение родителей.
Ельцова Ирина Владимировна
Воспитатель
Уважаемые родители!
Хочу Вам представить - работу с применением ТРИЗ – технологии «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ – ОТСМ».
Цель. Формировать умения находить противоречия и формулировать проблему, решать ее и определять идеальное решение.
Основными целями ТРИЗ – образования дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование творческой личности.
Работа с применением ТРИЗ одними из действенных методов развития творческого мышления детей является разрешение проблемных ситуаций. В проблемной ситуации всегда присутствует противоречие, которое дети должны решить, а решив его. они тем самым решают и творческие задачи.
В ТРИЗ, как и в диалектике, понятие ПРОТИВОРЕЧИЕ является одним из важнейших. Кроме того, этот термин имеет несколько значений, поэтому поговорим о противоречиях подробнее, без четкого понимания противоречия невозможно освоить «тризовское мышление противоречиями».
Определение термина "ПРОТИВОРЕЧИЕ" в ТРИЗ
ПРОТИВОРЕЧИЕ - это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое.
Создатель ТРИЗ - Г.С. Альтшуллер дает такое определение противоречия в технических системах: «Техническим противоречием называют ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (заметьте – «взаимодействие») в системе, состоящее, например, в том, что полезное действие вызывает ОДНОВРЕМЕННО и вредное действие».
Например, холодильник создает холод, и это ХОРОШО, но одновременно потребляет электроэнергию, занимает место, шумит, требует периодического размораживания, чистки... и это ПЛОХО. Или: кто-то сделал полезную покупку, но одновременно лишился денег и сделал невозможной другую покупку.
Противоречие и проблемная ситуация
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - это несоответствие между потребностями и реальными возможностями, как о них судит тот, кто выдвигает требования. Дело изобретателя - путем анализа из проблемной ситуации выделить задачу (задачи), найти противоречие и его разрешить.
Сейчас я представлю систему игровых заданий и упражнений по развитию у детей дошкольного возраста представлений о противоречиях окружающего мира.
1. Словесные игры по формированию у детей представлений о противоречивых свойствах предметов и явлений окружающего мира.
1.1. Игра «Хорошо – плохо»
а) выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов или явлений, не вызывающих у детей стойких ассоциаций;
б) выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов и явлений в целом (полная характеристика);
в) выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов и явлений, вызывающих у детей стойкую ассоциацию.
1.2. Игра “Наоборот”:
а) использование слов - антонимов;
б) использование стихов и пословиц с обратным значением;
в) использование противоположной функции предметов или явлений.
1.3. Игры типа “Полезно – вредно”, “Нравится – не нравится”.
Приступая к работе по использованию в своей работе ТРИЗ технологии, я проводила игровые задания, целью которых, было понимание детьми противоположных свойств окружающего мира.
Детям предлагалось ответить на вопросы, поиграть в игру «Хорошо – плохо» «Дождь – это хорошо, потому что…», «Дождь – это плохо, потому что…»; «Гулять много–это хорошо, потому что…», «Гулять много–это плохо, потому что…» (например такие ответы: «Дождь – это хорошо, потому что у меня новые сапожки и зонтик, всем покажу, что мне мама купила»; «Дождь – это плохо, потому что на улице много дождевых червяков на асфальте, а все торопятся, на них наступают и давят, мне их жалко»; «Гулять много – это хорошо, потому что можно и с друзьями на велосипеде покататься и с дедушкой на речку сходить, хорошо, когда никто домой не зовёт есть …»; «Гулять много – это плохо, потому что вот кончатся у тебя силы и упадёшь прямо на улице, а мне на танцы надо идти …».
Далее мы перешли к следующему этапу системы работы по развитию представлений о противоречивости окружающего мира – знакомство со сказочными задачами.
Основными задачами были: разрешение противоречий и проблемных ситуаций в мире сказки.
Цель этого вида работ – работе с проблемами, поиск ресурсов, выход на идеальный результат. В конечном итоге, у ребенка формируется позиция по решению проблемы сказочного героя, т.е. «как бы я лучше решил проблему»
Анализ литературных произведений, построенных на ОТСМ – ТРИЗ – технологии является основой формирования готовности к разрешению проблем, информационной и коммуникативной компетентности дошкольников, так как у детей наилучшем образом формируется готовность к разрешению собственных проблем, умение делать выводы из полученной информации, оценка проблем социальных привычек.
Анализ литературных произведений не следует сводить к пересказу, обсуждению главных героев и их поступков, а рассматривать произведение с точки зрения проблем, с которыми сталкиваются герои. Следует заметить, что не во всех литературных произведениях герои сталкиваются с проблемами. Например, в произведениях описательного плана проблемных ситуаций, как правило, нет.
Работа велась по следующему алгоритму.
Алгоритм анализа литературного произведения:
При разборе проблемных ситуаций в произведениях необходимо выделить объект (героя).
Далее надо выяснить у детей, что хотел герой? Что ему мешало? Что делал?
На вопрос «Кто или что помогло решить проблему» в случае, если герой не решил свою проблему, можно задать вопрос «Решил ли герой свою проблему?». При решении проблем герои литературных произведений используют ресурсы самого себя или окружения. Считается, что если герой использует собственные ресурсы (чаще всего сообразительность), то проблема решена хорошо. Если герой просит помощи у других, то за это надо расплачиваться.
Жизненное правило формулируется, если герой решил свою проблему не в ущерб кого-либо, если нет, или решил недостойным образом (за что, как правило, пострадал), то дается совет герою.
После анализа литературных произведениях побуждать детей находить аналоги ситуаций в личном опыте (просмотренном фильме, наблюдаемой жизни взрослых, общении детей между собой и т.д.).
В литературных произведениях, особенно в сказках, герои сталкиваются с жизненными проблемами, которые рано или поздно придется решать каждому человеку. И если вооружить ребенка алгоритмом решения творческих задач, то решенные им «нетиповые» творческие задачи перейдут в разряд «типовых», то есть появится опыт решения проблем данной группы.
Приемы разрешения противоречий, которые могут использоваться при решении проблемных ситуаций. Мы изучили схемы и их значения.
Во времени.
В подсистеме (одно значение признака в части объекта, другое во всем объекте).
В смене агрегатного состояния.
На микроуровне (изменение структур ведет к тому, что проявляется разные значения одного признака).
По сравнению.
Антисистема (когда предмет начнет выполнять антифункцию, или наделяться антисвойством).
Объединение с другими системами (одно значение признака в системе, другое - в других объектах).
Замена объекта моделью (противоположное значение признака находиться в модели объекта).
В пространстве (противоположное значение одного признака разносятся в пространстве).
Работу над решением сказочных проблемных ситуаций вели по алгоритму.
Выделяли объект (героя), определяли его действия до того, которое привело к проблеме.
Сформировали противоречие по схеме:
Если делать так-то, то
но
Если не делать так-то то,
но
Как сделать так, чтобы….
Поиск ресурсов. Для облегчения последующего анализа, во время решения противоречия детьми, схематизировали их ответы.
Выбирали лучшее решение с точки зрения использования РВС (ресурсов, размера, времени, стоимости) и близости к НКР (идеальному конечному результату, когда решение дешево, небольшое по размеру и не требует для создания много времени).
Таким образом, использование игр, сказочных задач позволяет заложить основы для формирования представлений детей дошкольного возраста о противоречиях окружающего мира.
Решение проблемы (сказка «Лисичка со скалочкой»)
Предварительная работа.
Противоречие – это взаимодействие противоположных систем, интересов, желаний. Это предъявление противоположных требований к одному и тому же объекту, к сложившейся ситуации.
А для чего нам надо выявлять ресурсы?
Ответы детей. Ресурсы можно для чего – применить.
Воспитатель. Правильно, ресурсы можно применить для того, чтобы выйти из трудной ситуации, или придумать что – то новенькое, т.е. решить изобретательское задачу.
Сформировали противоречие по схеме:
Если делать так – то, то
но
Если не делать так – то, то
но
Как сделать так, чтобы…
Поиск ресурсов. Для облегчения последующего анализа, во время решения противоречия детьми, схематизировали их ответы.
Задание.
Ребята давайте решим проблему в сказке «Лисичка со скалочкой»
Воспитатель. Назовите проблему в сказке «Лисичка со скалочкой» у Лисы
Дети. Лиса взяла обменом курочку, уточку, чтобы поесть, из – за этого, была потрепана собаками.
Сформулируем противоречие по схеме.
Если возьмет обманом, то «+» поест
«-» ей попадет от собак
Если не обманет, то «-» не поест, будет голодная
«+» не будет потрепана собаками.
Закончите формулировку противоречия.
Противоречие. Как сделать так, чтобы лиса поела и не была потрепана собаками?
Ресурсы лисы. Может предложить свою помощь по дому: убрать сготовить, понянчится с детьми, поиграть.
Великолепно.
Вывод. Мы сейчас с вами сформулировали противоречие для Лисы в сказке «Лисичка со скалочкой» и выявили ресурсы лисы.
Спасибо за внимание!
Готова ответить на все ваши вопросы.
Буду рада ответить на ваши вопросы.
Презентация игры для родителей.
Игра «В какой сказке?» Круг «Луллия»
Цель. Учить детей называть сказки, героев сказок, подбирать пословицы к сказкам, которые бы учили какому-либо жизненному правилу. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее и определять идеальное решение. Развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения.
Оборудование.
- 1 круг «Сказочные герои».
- Герои сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: Сестрица Аленушка, Братец Иванушка.
- Герои сказки «Хаврошечка»: Хаврошечка, Коровушка, Одноглазка, Двуглазка и Триглазка, барин.
- Герои сказки «Гуси – лебеди»: Братец, Сестрица.
- Герои сказки «Царевна – лягушка»: Иван-царевич, Василиса Премудрая, царевна – лягушка.
- Герои сказки «Снегурочка»: Иван да Марья , старички. Снегурочка – девочка из снега.
- Герои сказки «Сивка – бурка»: волшебный конь Сивка Бурка, Иван Дурак, Царевна.
- 2 круг: «Название сказок».
-Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». - Русская народная сказка «Хаврошечка».
- Русская народная сказка «Гуси – лебеди»
- Русская народная сказка «Царевна – лягушка»
- Русская народная сказка «Снегурочка»
- Русская народная сказк «Сивка – бурка».
- 3. Круг «Подбери пословицу или жизненное правило»
- Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
(Их водой не разольешь. Своя семья – самые верные друзья)
- Русская народная сказка «Хаврошечка».
(«Как проживешь, так и прслывешь»)
- Русская народная сказка «Гуси – лебеди»
(«Как аукнется , так и откликнется», «Сумел ошибиться, сумей и исправить», «За добро добром платят», «Все хорошо , что хорошо кончается», «Надо слушаться старших, на добро отвечать добром» )
- Русская народная сказка «Царевна – лягушка»
(«Не было бы счастья, да несчастье помогло» «Не по виду суди, а по делам гляди»,
«Умел сказать, умей и ответ держать», «По одежке встречают, по уму провожают»)
- Русская народная сказка «Снегурочка»
(Осторожность никогда не помешает. От судьбы не уйдешь. Лучше поберечься, чем обжечься. Кто с огнем играет, тот в огне сгорает.)
- Русская народная сказка «Сивка – бурка».
(«Иванушка – дурачок, да в жизни не простачок». Не по виду суди, а по делам гляди. Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.)
Ход игры.
В ходе игры крутится стрелка 1 круг (1 часть) - называются герои сказок. 2 круг (2 часть) называются название сказок. 3 круг (3 часть) – подбирается к пословице сказка. 4 часть. Решение сказочных проблем (крутиться колесо, вращается диск, остановиться стрелка - называется название сказки, выбирается сказочный герой из этой сказки и выделяется проблема героя).
Решение сказочных проблем.
Воспитатель. Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные проблемы героев сказок.
Крутиться колесо, вращается диск, на какой сказки остановиться стрелка, о ней будем рассказывать сказку.
Машенька из сказки Гуси-лебеди. Как сделать так, чтобы Машенька с подружками осталась, и чтобы братец остался цел и невредим.
Проблема Чтобы Машенька осталась с братиком и с подружками поиграла
Решения детей:
Подружек в гости позвать;
Братца с собой на колясочке взять;
Закрыть дома на ключ, а не оставлять на траве;
На три минуточки оставлять и прибегать;
Уложить спать и гулять;
Домик из травы и веточек сделать для братца на траве, чтобы гуси не заметили свысока;
Бочку перевернуть и дырку сделать, чтобы не задохнулся братец;
В клетку посадить;
Веревочкой привязать;
Посадить в дом и пеленочкой занавесить, чтобы гуси не увидели;
Построить человечка из соломы, чтобы испугать гусей-лебедей или собаку выпустить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Использование инновационных методов и приемов работы по развитию связной речи детей
Данная работа обобщает мой опыт работы по развитию связной речи детей с помощью мнемотехники....
Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...
Самообразование 2021 -2022 г. Развитие связной речи у детей 6- 7 лет.
Развитие связной речи у детей 6- 7 лет....
Выступление на МО. Доклад на тему: "Театрализованная игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
В данном материале содержится информация и классификациях и формах организации театрализованных игр....
Доклад по инновационной теме на 2021-2022 г.
Предлагаю вашему вниманию свое выступление по теме ИПМ «Рифмовка признаков объекта для формирования описательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».Для реализации ИПМ ...
Доклад по инновационной теме на 2021-2022 г.
ТРИЗ родителям (типовые приемы фантазирования)...
Доклад по инновационной теме за 2021 - 2022
Цель. Формировать умения находить противоречия и формулировать проблему, решать ее и определять идеальное решение....