проект
проект
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования Усть-Лабинский район
Проект «Колокольный звон России»
Подготовил
Музыкальный руководитель:
Фирсова А.И.
Проект «Колокольный звон России»
Вот уже пятый год мы работаем над темой самообразования по приобщению детей к истокам русской народной культуры. А колокольчик – удивительный предмет, музыкальный инструмент, который является неотъемлемой частью народной культуры. Колокольчик – безусловно , предмет очень символичный и многогранный: это и колокольный звон – призывный и торжественный, радостный и грустный; это и красота русских полей, поросших синим колокольчиком, по которым мчится русская тройка, звеня поддужными колокольчиками; это и колокольчики просто украшающие наш быт.
Актуальность проекта
Актуальность проекта заключается в проблеме формирования у детей дошкольного возраста чувства причастности к жизни своего народа, желания быть продолжателями русских традиций.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы «Колокольный звон России», так как колокольный звон является символом Православной духовности и имеет огромное значение для культурного наследия России. Колокольный звон, идущий из глубин веков, имеет великую силу и помогает ощутить себя частью Отечества.
Для детей дошкольного возраста очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес и способствуют развитию познавательного интереса и активности.
А началось все с того, что как-то в группу София принесла колокольчик. Ребята стали рассматривать колокольчик, у детей возникли вопросы: Откуда идет звук? Почему у колокольчика в группе звук другой? От чего это зависит? И почему они не похожи друг на друга? А Матвей сказал, что у него дома есть другой колокольчик и некоторые дети его поддержали. Вот так и появилась идея создать проект о колокольчике как о старинном русском музыкальном инструменте и как о необходимом предмете быта.
Но дошкольники еще не были подготовлены к восприятию сложного языка символов, поэтому открытие и изучение мы начали с малого, простого и доступного – с работы с вещью, с таким еще совершенно обыкновенным для ребенка предметом – колокольчиком, ведь мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям.
Работу мы начали с бесед с детьми и выяснили, что большинство детей имеют представление о колокольчиках, многие ребята слышали колокольный звон, который произвел на них сильное впечатление.
По ходу проекта мы находили ответы на вопросы:
Какие виды колокольчиков бывают? В какие игры можно играть с колокольчиком? А еще для чего колокольчик в жизни необходим? Каких размеров бывают колокольчики? Что такое колокол? Как их отливают? И строение у них как у человека. И имена у некоторых колоколов есть, даже очень смешные. Узнали, чем колокольчик отличается от бубенчика.
Тип проекта: практико - информационно – ориентированный, творческий.
Срок реализации проекта: 3 месяца /среднесрочный/
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта: формирование у детей духовно-нравственных ценностей через приобщение к русской народной культуре.
Задачи проекта:
Дети:
- сформировать знания о видах колоколов и колокольных звонах на Руси;
- познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине;
- развивать творческий потенциал.
Родители:
- создать в семье благоприятные условия для развития познавательного интереса ребенка с учетом опыта, приобретенного в детском саду;
- способствовать развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;
- вызвать желание семьи участвовать в образовательном процессе ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- В рамках реализации проекта дети имеют представление о различных видах колоколов, их создании, строении и особенностях звучания.
- Познакомились с историческим прошлым и настоящим колоколов и колокольчиков;
- Расширили знания детей о народных подвижных , музыкальных, хороводных играх с колокольчиками и научились в них играть;
- Сформировали эмоциональную отзывчивость на звуки колокольного звона;
- Обогатили и расширили словарный запас детей;
- Способствовали развитию у детей интереса к продуктивной, творческой деятельности, русскому фольклору, народным традициям и обычаям;
- Продолжили сотрудничество и взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в процессе реализации проекта, в дальнейшем развитии личности ребенка.
Продукты проектной деятельности:
- Мини-музей колокольчиков.
- Презентация «Колокольчики России».
- Картотека игр с колокольчиками.
- Фотоальбом «Колокола России»
- Конспект НОД «Такие разные колокольчики»
- Творческие работы детей: рисунки, поделки.
- Видеотека виртуальных экскурсий в музеи колокольчиков г. Касимова и г. Валдая и обучающих мультфильмов из серии «Шишкин лес».
- Аудиозаписи различных колокольных звонов, звуков колокольчиков.
Методы и приемы:
- Организация развивающей среды;
- Совместные игры воспитателя с детьми;
- Чтение, просмотр, прослушивание и совместное обсуждение с детьми произведений художественной литературы, презентаций, виртуальных экскурсий, музыкальных произведений;
- Продуктивная творческая деятельность;
- Коллекционирование;
- Беседы и рассказывание;
- Рассматривание фотографий и иллюстраций.
Формы работы с родителями:
- Создание в семье благоприятных условий для развития познавательного интереса ребенка с учетом опыта, приобретенного в детском саду;
- Способствование развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
Цель:
- формулировка проблемы, цели и темы проекта;
- сбор информации;
- анализ литературы;
- создание перспективного плана работы проекта «Колокольный звон России»;
- определение продукта проекта;
- опрос родителей.
- Практический этап.
Цель:
- реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.
- Обобщающий этап.
Цель:
- подведение итогов;
-организация презентации проекта.
Риски и пути преодоления рисков.
Риски:
Отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность детей и родителей в участии в совместных мероприятиях в ходе реализации проекта. Недостаточное количество наглядно- демонстрационного материала, экспонатов для мини – музея.
Пути преодоления рисков:
Заинтересованность детей через НОД, беседы, дидактические, подвижные, музыкальные игры, мастер-классы, виртуальные экскурсии в краеведческие музеи городов Валдай и Касимов.
Создать дидактические, наглядно-демонстрационный материал силами педагогов и родителей, используя ресурсы интеренета.
Только в тандеме «родители + педагоги + дети» мы сможем получить положительный результат бережного отношения детей к наследию русского народа.
Для ознакомления с русскими колоколами и колокольным звоном разработали тематический план совместной деятельности.
Основной формой знакомства с колокольчиками были беседы, наблюдение, рассматривание, слушание. Рассматривая колокольчики и беседуя об их назначении и функциях, дети узнали о колокольчиках для домашних животных, их необычном названии – ботало; о применении их на морских просторах (рында), о том, что раньше не было пожарной охраны, а для оповещения людей о пожаре в деревнях и селах использовали пожарную колокольню.
Постепенно, от простого к более сложному, мы с детьми подошли к самым главным российским колоколам – церковным. Так они узнали о Царь Колоколе, Новгородском колоколе. Побывали с детьми на виртуальных экскурсиях в музеях колоколов города Валдая и города Касимова. Узнали, как проходит процесс изготовления колокольчиков, о том, что у колоколов, как и у людей, есть свои имена («Медведь», «Козел», «Лебедь», «Баран» и другие в зависимости от звучания) и о многом другом.
Дошкольники и родители с большим интересом окунулись в мир исследований и открытий. Каждый день в нашей группе появлялись все новые колокольчики. Ребята уже самостоятельно размышляли о материалах, из которых сделаны колокольчики, об особенностях их звучания, применение и т.д. силами родителей в группе был организован мини-музей колокольчиков. Собраны колокольчики разных размеров и изготовленные из разных материалов.
Рассматривая и играя в колокольчики, дети восхищались разнообразием представленных колокольчиков, их неповторимостью, особенностью звучания.
Поддерживать познавательный интерес детей к данной теме помогли разработанные нами дидактические игры, такие как: «Собери колокольчик», «Я слышу колокольный звон», «Где встречается колокольчик», «Я – звонарь» и другие.
Игры «Жмурки с колокольчиком», «Тихо – громко», «Определи, у кого звенит колокольчик» способствовали развитию эмоциональности, умению определять на слух характер колокольного звона (радостный, грустный, тревожный, торжественный и другие), закреплению знаний о применении и назначении разнообразных колокольчиков.
В ходе проекта нами был реализован интерактивный принцип работы. Дети могли не только рассматривать предмет, но и трогать его, играть с ним, вступать в диалог, придумывать о нем истории и сказки, показывать друг другу и т.д. Полнота восприятия дошкольника увеличивается, когда он дотрагивается до вещи, играет с ней, приобретая при этом опыт личного соприкосновения с культурой через предметный мир..
Познакомившись с колоколами, дети отразили полученные знания в своих творческих работах:
- Обрывная аппликация «Новогодние колокольчики»;
- Рисование новогодних колокольчиков;
- Лепка колокольчика из пластилина;
- Лепка колокольчиков из глины и роспись их дымковскими и филимоновскими узорами;
Также мы познакомились с народной тряпичной обереговой куклой – колокольчиком. Дети узнали, зачем нашим предкам была необходима эта тряпичная кукла: она защищала дом от злых духов. В мастер – классе дети узнали последовательность создания куклы. Наши куклы получились неплохие.
Итоговым мероприятием было развлечение «Звени, мой колокольчик», где главным атрибутом были колокольчики. Дети играли в музыкальные и подвижные игры, пели, музицировали, отвечали на вопросы несложной викторины.
Результаты проектной деятельности:
- Активное участие в проекте семей группы.
- Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей:
- дети узнали об истории колоколов на Руси, их предназначении, технологии изготовления;
- узнали о разновидностях колоколов, колокольчиков и колоколен через фотопрезентации и виртуальные экскурсии;
- углубили свои знания о разновидностях колокольного звона, о профессии звонаря на Руси;
- обогатили музыкальные представления о звучании колоколов через слушание музыкальных произведений, дидактические и подвижные игры;
- полученные знания дети воплотили и закрепили в творческой деятельности: нарисовали новогодние колокольчики, колокольчики – цветы, лепили из пластилина и глины, расписывали дымковскими и филимоновскими узорами, делали аппликацию, участвовали в мастер-классе по созданию куклы – колокольчик.
- Разработан дидактический комплекс по результатам проекта (наглядно-дидактический материал; картотека народных подвижных и хороводных игр; сценарий НОД, развлечение; папка-передвижка для родителей; коллекция мультимедиа презентаций и видеофильмов), создан мини – музей колокольчиков;
- Будет обобщен опыт работы по реализации проекта и его распространению на педагогическом совете, педагогической районной конференции, в интернет-конкурсе «ИКТ – педагогам»
В ходе проекта появилась идея создания в ДОУ детского музыкального коллектива, играющего на диатонических колокольчиках по авторским методикам. Это очень необычно, красиво и ново.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...