«Права ребёнка»
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Права ребёнка» в старшей группе
Цель:
-обучающие: закрепить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
учить рассуждать, делать выводы; активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей;
-развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы
анализировать действия поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни; связную речь.
_воспитывающая: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, доброжелательность и контактность.
Предварительная работа: создание фотовыставки «Моя семья», разучивание пословиц и стихотворений, дидактическая игра «Назови родственников».
Материал к НОД – картинки с изображением прав детей: 1-- право на семью, 2-право на имя, 3 - право на жильё; волшебная шкатулка; конверт в котором лежат цифра 7, знак «+», буква Я; семейные фотографии, детская фотография воспитателя; «волшебные» ворота (дуга с атласными лентами); обручи (по количеству детей);
Ход МЕРОПРИЯТИЯ.
«Волшебный колокольчик»
Воспитатель звонит в колокольчик, тем самым привлекает внимание детей.
Колокольчик наш звонит
Всем на стульчики сесть велит.
-Дети, у меня в руках волшебная шкатулка, в ней самое ценное сокровище на нашей планете Земля. Кто из вас хочет увидеть его?
Хотите заглянуть в шкатулку? Но не рассказывайте кого или что вы там увидели, пока все самые смелые не заглянут на дно шкатулки.
(дети по очереди заглядывают в шкатулку)
-Что вы увидели в волшебной шкатулке?
(ответы детей)
-Ребята, в волшебной шкатулке вы увидели самое ценное сокровище – себя, человека. Каждый из вас – личность, со своим характером, привычками, и именно такого человека как вы, больше на Земле нет и не будет. А людей на Земле живёт очень много, все они разные. Ребята, как вы думаете, чтобы жить на земле мирно, счастливо, что должен делать каждый человек?
- Чтобы люди жили счастливо, нужно соблюдать права, правила поведения в обществе и обязанности. И у вас, ребята, как и у каждого человека на земле, есть свои обязанности, например, соблюдать правила гигиены, убирать игрушки, а также у вас есть и права. Кто ни будь из вас знает какие у вас есть права? Сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми правами ребёнка. Согласны?
-Посмотрите, ребята, у меня есть необычный конверт. Посмотрим, что в нём?
(цифра 7, знак «+», буква Я)
-Что у нас получилось? Какое слово спряталось? Произнесём его. (Семья)
Это слово каждый знает
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю Я –
Получается – семья.
-Как вы думаете, что обозначает слово - семья? Что же такое семья? (Это когда есть мама, папа и другие любящие люди)
-А ещё можно сказать это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.Приглядитесь внимательно к своим родным: ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз – такой же как у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр, но сходства проявляются не только во внешности. Вы унаследовали у родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
-Семья – это самое главное, что есть на земле.
-Как вы думаете, зачем человеку семья?
-Семья нужна всем людям на земле. Но особенно, конечно, ребёнку. Потому, что новорожденный малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
-А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Колокольчик наш звонит
Всем в кружочек встать велит.
Дидактическая игра «Назови родственников»
, я мама, а ты мне кто?
, я папа, а ты мне кто?
, я брат, а ты мне кто?
, я сестра, а ты мне кто?
, я бабушка, а ты мне кто?
, я дедушка, а ты мне кто?
, я внучка, а ты мне кто?
, я внук, а ты мне кто?
-Молодцы, хорошо.
-А теперь давайте поиграем в игру кто из этих людей не является родственником.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра.
Бабушка, подруга, сестра, мама.
Сестра, продавец, бабушка, брат.
Дворник, папа, брат, дедушка.
-Мы с вами говорили о семье. У каждого ребёнка есть право жить и воспитываться в семье. Ребёнок имеет право знать своих родителей и право на их заботу. Запомнили, у каждого ребёнка есть право воспитываться в семье.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу
Семья – это праздник, семейные даты.
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Очень трудно самому,
Жить на свете одному,
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде ребята.
Раздаётся стук в дверь
РЕБЁНОК: Здравствуйте, я ваше Имя.
Вовочки и Леночки,
Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются
Девчонки и мальчишки.
Пользуются с первых дней
Правами своими,
Ведь с пелёнок человек
Получает имя.
-Дети, имена – это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имён и к выбору относились очень внимательно. Древние люди считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. Ребята, кто из вас знает, что значит ваше имя?
… (Елена – светлая, солнечная, сияющая.
Ульяна – впечатлительная, ласковая, нежная…
Артур – доброжелательный, спокойный и внимательный)
-Дети, вот вам домашнее задание, узнать у родителей значение своего имени, и мы с вами потом об этом поговорим.
-Ребята, у всех детей есть право на имя. Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно нельзя называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушает его право на имя. Сразу после рождения вы получили первый в своей жизни документ – Свидетельство о рождении. В нём записано, что вы граждане своей страны, граждане – России. Здесь записаны ваша фамилия, имя, отчество, как зовут ваших родителей.
-А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Найди себе пару»
(Один ребёнок называет свое имя, а те, чьё имя похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться.)
Яна – Ульяна
Миша – Гриша
Оля – Толя
-А теперь, сюда подойдёт ребёнок чьё имя начинается со звука К (Кристинэ, а в пару к Кристинэ подойдёт ребёнок чьё имя начинается со звука А (Артур).
Следующая пара с каких звуков начинаются ваши имена? (Стёпа, Лиза)
Игра «Ласковое имя»
(Дети в парах называют друг друга ласковыми именами) После игры дети сели.
-Ребята, а как вы думаете, имя может меняться пока вы растёте?
-Посмотрите на эту фотографию. Это было давно. Эту девочку ласково звали Леночка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же о себе. Моя мама называет меня ласково Леночка, друзья Леной, а в саду меня называют Еленой Алексеевной.
- И вас, когда вы вырастете, будут называть по имени отчеству. Отчество образуется от имени отца.
-Ребята, а хотите ненадолго стать взрослыми?
-Посмотрите, у меня есть волшебные ворота. Когда вы пройдёте в ворота вы станете взрослыми и ваше имя изменится, вас будут называть по имени отчеству. (Дети подходят к воротам, говорят своё имя, проходят в ворота и произносят своё полное имя)
-Ребята, следующее право с которым я хочу вас познакомить – это право на неприкосновенность жилища. У каждого человека должен быть дом или квартира, где он живёт со своей семьёй. Дом у человека был всегда, сначала пещера, потом люди научились строить себе жилище из дерева и камня. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, любимым местом отдыха. Русский народ придумал много пословиц про свой дом.
Без хозяина дом – сирота. (дому нужен хозяин - человек, который заботится о порядке и чистоте в доме.)
В родном доме и стены помогают. (Смысл данной пословицы заключается в том, что дома дела будут идти лучше, чем где-либо! Можно понимать так, что бывает человеку нездоровиться, а он где-то далеко, но стоит ему вернуться домой, как он выздоравливает. Иногда и врачи с больницы выписывают того, кто не совсем до лечился и выздоровел,и говорят при этом: «Дома и стены помогают»)
Человек без угла, что птица без крыла.
Вбегают переодетые дети – заяц и лиса.
Заяц: Помогите! Помогите кто-нибудь. Ребята, со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку да меня и выгнала (плачет)
Лиса: А я что, виновата, что ли? Мой дом растаял. Где мне теперь жить? Да, выгнала, ну и что подумаешь. Заяц другой дом себе найдёт.
Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность. Не имеешь права меня выгонять.
Лиса: Я в лесу хозяйка, на всё имею право.
Воспитатель: Подожди лиса, успокойся. Ты знаешь, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища. Ты не имеешь права выгонять зайца из его дома. Ты поняла, что ты не права?
Лиса: Поняла, я больше так не буду. Зайка, пойдём поиграем.
-Ребята, из какой сказки эти герои?
- Каждый ребёнок имеет право на свой дом.
- Ребята, посмотрите у меня есть обручи.
(в центре группы лежит большой обруч, в нём маленькие обручи по количеству детей)
Хотите поиграть с обручами?Тогда слушайте задания:
- Возьмите обруч и отнесите туда, где вам нравится. Это будет ваше место.
- Обойдите вокруг своего обруча и сядьте в обруч. У всех получилось?
- Закройте глаза и представьте, что вы у себя дома. Все представили? Глазки открывайте.
- У меня много разных предметов, подумайте, что бы вы взяли в свой дом?
Возьмите три предмета.
(Пока дети выбирают предметы, воспитатель привязывает клубочек к каждому обручу)
- Возьмите свой клубочек. Разматывая его, соедините свой домик с большим обручем.
- Что мы можем сделать, чтобы наш большой дом был уютным? (ответы детей)
- Возьмите по одному предмету и отнесите в большой дом.
- Чтобы наш большой дом был уютным, я поставлю цветок в середину.
- Посмотрите, что у нас получилось!
-У каждого есть свой домик, есть дорожки, но все дорожки ведут в один большой дом, который называется детский сад, где мы с вами живём одной дружной семьёй, пока мамы и папы заняты на работе.
-Давайте сейчас все вместе сядем в нашем большом доме и вспомним что нового мы сегодня узнали.
-Все эти права и многие другие записаны в книге о правах ребёнка. Эта книга называется «Конвенция о правах ребёнка»
Вы сможете прочитать эту книгу, когда подрастёте, а ваши родители, конечно прочитали эту книгу. И дома с родителями можете поговорить о своих правах и обязанностях.
Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка
Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка...
Защита прав ребёнка....или Что мы должны знать о Конвенции о правах ребёнка.
Маленький ребёнок, в силу своей физической и умственной незрелости, не в состоянии защитить себя. За помощью он,как правило, обращается к нам, взрослым, чтобы мы разъяснили ему кто прав? кто вин...
Родители знайте "Права ребёнка — это ваши права!"
каждый ребенок имеет право на жизнькаждый ребенок имеет право на полезное и качественное питаниекаждый ребенок имеет право на образованиекаждый ребенок имеет право на медицинскую помощькаждый ребенок ...
Стихотворение "Права ребёнка" для проведения досуга с родителями по правам ребёнка.
Взрослые, вы все в ответеСчастливо чтоб жили дети!...
20 ноября -всемирный день прав ребёнка.Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка(занятие в подготовительной группе)
Цель: воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним . Закрепить знание детей о Декларации прав ребёнка.Материал: персонажи и декорации к сказ...
Доклад на тему: "Конвенция по правам ребёнка. Права ребёнка. Соблюдение их в семье"
В докладе содержится описание основных прав ребёнка и каки образом регламентируется их соблюдение в семье и обществе в целом....
Беседа о правах ребёнка с детьми старшего дошкольного возраста «Права ребёнка».
Беседа с детьми о правах ребёнка с детьми старшего дошкольного возраста «Права ребёнка»....