Выступление на педсовете: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников».
консультация по развитию речи (младшая группа)
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
План проведения педсовета
1. Рассмотрение решений предыдущего педсовета
2.Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
3. Деловая игра для педагогов.
4. Аналитическая справка о результатах тематического контроля
5. Презентация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
6. «Аукцион методических находок». Презентация дидактических игр.
7. Разработка решений педсовета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое Акционерное Общество «Предприятие Социального обслуживания Метровагонмаш»
Детский сад № 4 «Алёнушка»
Выступление на педсовете:
«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников».
Воспитатель:
Левачева. А. Е.
Мытищи
2016
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
План проведения педсовета
1. Рассмотрение решений предыдущего педсовета
2.Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
3. Деловая игра для педагогов.
4. Аналитическая справка о результатах тематического контроля
5. Презентация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
6. «Аукцион методических находок». Презентация дидактических игр.
7. Разработка решений педсовета.
Ход педсовета.
1. Рассмотрение решений предыдущего педсовета
2. «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Предполагается, что к концу дошкольного возраста речь станет универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения, свободно владеть языком на уровне устной речи, уметь ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения. Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
3. Деловая игра для педагогов «Быстрый ответ»
1. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
2. Какие умения развиваются в диалоге (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
4. Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
5. Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худлитературы и т. д.)
6. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)
8. Назовите словесные методы и приемы развития речи.
Методы (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта, творческое рассказывание).
Приемы (вопрос, повторение, объяснение, речевой образец)
9. Назовите приемы формирования навыков разговорной речи (не запланированные краткие разговоры во время режимных моментов, специально организованные плановые разговоры: индивидуальные и коллективные, словесные поручения, совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг, объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы, сюжетно – ролевые игры, трудовая деятельность)
10. Назовите средства развития речи (общение взрослых и детей, культурная языковая среда, речь воспитателя, развивающая предметная среда, обучение родной речи и языку на занятиях, художественная литература, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр, трудовая деятельность, детские праздники).
4. Аналитическая справка о результатах тематического контроля
5. Презентация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
1) Технология обучения детей составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Модель составления сравнений: педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни тренинги усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
«Модель составления сравнений»
• Название объекта
• Обозначение его признака
• Определить значение этого признака
• Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте
Например:
• Цыпленок
• По цвету (признак)
• Желтый (значение этого признака)
• Такой же желтый как солнце
2) Технология обучения детей составлению загадок.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Педагог показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект. Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Монета
Шипящий Вулкан
Круглый Арбуз
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Начищенная монета
Шипящий Проснувшийся вулкан
Круглый Спелый арбуз
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
3) Технология обучения детей составлению метафор.
Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одарёнными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребёнок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Приём создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.
Целесообразно использовать алгоритм составления метафоры.
1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
4) Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине: текст реалистического характера, текст фантастического характера. Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
1. Определение состава картины
Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
2. Установление взаимосвязей между объектами на картине".
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней.
3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"
Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
4. Составление загадок и метафор по картине
Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.
5. Преобразование объектов во времени
Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
6. Описание местонахождения объектов на картине
Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
7. Составление рассказов от лица разных объектов
Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
8. Смысловая характеристика картины
Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.
9. Составление рассказов-фантазий
Цель: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания. Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования
10. Составление сказок нравственно-этического характера".
Цель: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки.
5) Один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) - синквейн.
Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Синквейн (от французского слова «cinq»-пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.
Актуальность использования синквейна в том, что это сравнительно новый метод – открывающий творческие интеллектуальные и речевые возможности. Он гармонично вписывается в работу по развитию лексико- грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.
Правила составления сиквейна
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
6) Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления;
развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать); развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
7) Информационно - коммуникативные технологии
позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.
Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются
• ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)
• Лого ритмика. (Речевые упражнения с движениями)
• Сочинительство.
• Сказкотерапия. (Сочинение детьми сказок)
• Экспериментирование.
• Пальчиковая гимнастика.
• Артикуляционная гимнастика.
6. «Аукцион методических находок»
Домашнее задание. Воспитатели проводят презентацию дидактических игр по развитию речи детей
Решение педагогического совета.
1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.
2. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности.
3. Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития через приемлемые для них формы взаимодействия
4. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
• пополнить группы дидактическими играми по развитию речи
• оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника"
• Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
5. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.
6. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель:• Активи...
Педагогический совет«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Цель:Ø Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.Ø Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....
Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников
Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в МБДОУ по развитию речи дошкольников»
Данное мероприятие позволит систематизировать знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников. Педсовет организован в форме деловой игры....
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Цель:• Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.•...
Выступление "Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников"
Выступление на педагогическом совете....
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»...