Творческая работа «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ласточка"
Творческая работа
Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Выполнила: Ставрова Елена Александровна,
воспитатель
Камень-на-Оби
2021год
Содержание:
Актуальность представленной работы;
Цель;
Гипотеза;
Задачи
Научная новизна
Методологическая основа работы;
Направления работы;
Методы и приемы;
Способы стимулирования творческой активности детей;
Материально-технические ресурсы;
Этапы проведения и реализации данной работы;
План реализации этапов работы;
Достигнутые результаты работы;
Предложения по возможному распространению данной работы;
Стратегия осуществления опыта работы;
Заключение;
Список литературы.
Актуальность
Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Один из эффективных методов в работе с детьми дошкольного возраста является метод сказкотерапии! Ведь ребенок и сказка-это одно целое! Особенно если это одаренныйребенок, не разучившийся еще жить в мире чудес! Кроме того, по мнению автора, каждый ребенок, попадающий в мир сказок, становится настоящим Волшебником, и все истории, которые он здесь сочиняет, бывают непередаваемо прекрасными и талантливыми.
Что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять! На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики: развитие всесторонней личности ребенка.
Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
Я посвятила своё исследованиесказкотерапии как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста, так как считаю что при использовании сказкотерапии создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Цель: создать условия для изучения, и анализа эффективности использования метода сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза - сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей младшего дошкольного возраста и если приобщать детей к ней, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы в формировании у ребят нравственных качеств. Так же повысит компетентность педагогов и родителей в данном вопросе.
Задачи:
-изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи в частности и всестороннего развития в целом дошкольников средством сказкотерапии;
-разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению;
-оформить в группе центр книги;
-взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы;
-способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать,;
- применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой;
-воспитывать чувства дружбы и коллективизма; снизить уровень тревожности и агрессивности у детей;
- развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.
Научная новизна представленной работы:
теоретическая значимость и новизна заключается в выявлении педагогических условий сказкотерапией,как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Формы работы с детьми:
-совместная деятельность воспитателя с детьми:
-индивидуальная работа с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность детей;
-чтение сказок детям педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
-инсценировка вместе с детьми отрывков из текста;
-загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;
-рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
-раскрашивание черно-белых иллюстраций к сказкам ;
-имитация процесса чтения в эгоцентрической речи - это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
-воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
-сочинение собственных сказок на основе прочитанного взрослым текста;
-рисование и лепка на основе прочитанных взрослым сказок;
-придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
-придумывание вопросов героям текста;
-проигрывание придуманного конца сказки.
Формы работы с родителями:
-консультации, мастер-класс;
-индивидуальные и групповые беседы;
-оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки);
-привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы;
-проведение встреч-обсуждений по теме творческой работы.
Принципы реализации работы:
1. Доступность:
-учет возрастных особенностей детей;
-адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
-постепенная подача материала от простого к сложному;
-частое повторение усвоенного материала.
Для достижения задач нашей работы были выделены общие способы стимулирования творческой активности детей:
-обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;
-обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
-поощрение высказывания оригинальных идей;
-обеспечение возможностей для исследовательской деятельности;
-использование личного примера исследовательского подхода к решению проблем;
-предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Материальное обеспечение работы:
Игрушки (герои сказки)
- иллюстративный материал к русским народным сказкам;
- картинки с изображением русских народных сказок,
- детские книги разных форматов
- ноутбук
- слайды
- костюмы
- шапочки
- маски героев сказки
-атрибуты к сказкам
План реализации этапов работы: Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста:
1.Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
3.Саморазвитие воспитателя.
Перспективный план работы
Месяцы | Образовательная деятельность. | Игры, свободная деятельность |
Сентябрь | Социально-коммуникативное развитие 1 Драматизация. «Маша обедает» (инсценировка стихотворения). Цель: порадовать, повеселить малыша, обогатить его запоминающимися впечатлениями, научить подражать голосам животных. 2 Рассказывание сказки М. Пляцковского «Однажды утром». Цель: развивать речь, воображение, любовь к сказкам. | Фрагменты игр- драматизаций под руководством воспитателя, словесная режиссерская игра под руководством воспитателя. |
Октябрь | Социально-коммуникативное развитие 1 Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки». Стихи Каргановой Е. Цель: приучать детей включаться в действие в процессе игры, принимать активное участие, сопровождать показ соответствующим звучанием. 2.Игра «Кто как разговаривает». Цель: обратить особое внимание детей на то, что все животные общаются между собой по – разному; систематизировать уже имеющиеся знания ребят; учить воспринимать окружающую обстановку при помощи слуха. | Игра-импровизация, самостоятельная театрализованная деятельность. |
Ноябрь | Познавательное развитие 2 Игра «Чей малыш». Цель: развивать речь и мышление ребенка, продолжать знакомить детей с названиями различных животных и их детёнышей, поддерживать при помощи наглядных пособий внимание детей; дать эмоциональный заряд бодрости. 2.Драматизация сказки «Теремок» Цель. Познакомить детей с названиями частей дома. - расширять и активизировать словарь детей по теме (названия частей дома – пол, стены, потолок, окна, дверь, крыша); - активизировать речь детей на материале знакомой сказки; - учить поддерживать беседу, связно отвечать на вопросы; | Настольный театр, пальчиковый театр. |
Декабрь | Музыка. 1.Игра с использованием мимики и жестов «Представьте себе» 2. Танец-игра «Паучок»- побуждать детей к активному участию в театральном действии. | рассматривание иллюстрации, чтение сказок взрослыми |
Январь | Речевое развитие Цель: познакомить детей с театром, увлечь театральной постановкой, вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище. 2. В гостях у Бабушки – Загадушки.- учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу | Изобразительная деятельность: рисование, лепка, раскраски. |
Февраль | Физическая культура. Оздоровительное развлечение. Тема: «Мойдодыр». Цель: Формирование адекватной самооценки. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Развитие коммуникативных способностей. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие межличностного доверия. Развитие двигательной активности. | Просмотр мультфильмов. |
Март | Социально-коммуникативное развитие 1.Игровая викторина по стихам А.Л. Барто. Цель: Развивать имитационные навыки; вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений. 2. Игра с воображаемыми предметами- формировать умение работать с воображаемыми предметами; развивать наблюдательность ,фантазию. | Фрагменты игр-драматизаций под руководством воспитателя, словесная режиссерская игра под руководством воспитателя. |
Апрель | Социально- коммуникативное развитие 1. Пришла весна- воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать напевную речь с пластическими движениями 2. Разыгрывание мини-сценки «Ёж и лиса»- формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству. | Рассматривание иллюстраций, чтение сказок взрослыми. |
Май | Социально- коммуникативное развитие 1. Настольный театр по сказке «Колобок» Цель: продолжать учить детей подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа; учить воспроизводить текст знакомой сказки . 2.Игра на пальцах- развивать мелкую моторику |
Анализ творческой работы сказкотерапии как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Чтобы использовать в своей работе с детьми новую технологию, я подобрала цикл авторских сказок, разработала перспективные планы на группы, составила конспекты занятий. Занятия проходили 2 раза в месяц. Длительность занятий 15- 20 мин.
Основные принципы моей работы:
- Позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества) ;
- от сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;
- сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;
- постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного участника творческого процесса создания сказок;
Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. Процесссказкотерапии не должен ограничиваться чтением сказки. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.
Достигнутые результаты:
-дети научились прямоговорить о своих чувствах, желаниях, потребностях;
- научились налаживатьвзаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
-сказка помогла наладить климат в группе;
-дети стали более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу
Меня радует, что мои воспитанники приобретают не только духовный, но нравственный урок сказки. У них развивается эстетическое чувство прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.
Заключение.
Наш опыт показал, что сказка так эффективна при работе с детьми, потому что:
1) восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
2) у ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя, приэтом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра и прослушивание сказок. Сказки являются наиболее близкими и понятными детям, поэтому метод сказкотерапии является одни из наиболее эффективных и доступных для коррекции различных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В результате теоретического анализа научной литературы мы выяснили, что сказкотерапия — это естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений, это необходимое средство в постижении ребенком мира, как внешнего, так и внутреннего. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Сказка оказывает психотерапевтическое воздействие на детей, т.к. язык сказки доступен ребенку. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
В целом полученные в ходе исследования данные свидетельствуют об эффективности предлагаемых в работе педагогических условий, а так же комплекса методов и приемов сказкотерапии как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Ярославль, 1998. с.
2. Типовая образовательная программа дошкольного образования МОН ДНР «От рождения до школы» под редакцией Арутюнян Л.Н, Донецк 2015 г.
3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 ( приказ МОН ДНР от 17.07.2015 год № 326)
4. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию / И.В. Вачков. - М.: Генезис, 2011. - 288 c.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2000. - 310 c.
6.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.
7.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика- синтез, 1999 г.
8.Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш.Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии- Творческий центр «Сфера», 2009 г.
9.Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи…- М.: Линка-Пресс, 2003 г.
10.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. –СПб «Речь», 2006 г.
11.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб «Речь», 2006 г.
12.Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - М. ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
13.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.
Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1969; Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
14. Родари Дж. Сказки / Сост. И. Г. Константинова. Минск, 1987. с. 205–206.
15.Фрейд. З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.–М., 1998.
Интернет-ресурсы:
http://www.deti-club.ru
http://www.doshvozrast.ru
http://www.nsportal.ru
http://www.maam.ru
http://doshkolnik.ru
http://www.nachideti.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

Музыка, как одно из средств, всестороннего развития детей дошкольного возраста
Музыкальное воспитание, является состовляющей всестороннего развития детей дошкольного возраста....
Оригами как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Сегодня оригами занимаются и взрослые и дети, которые придумываю все новые и новые фигурки. Кстати, оригами не только интересное, но и полезное занятие. Если начать перечислять все положительные сторо...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
Решая, социально-личностные задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

"Оригами,как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".
Задачи мероприятияПознакомить ребенка с применением бумаги в жизни человека.Будем заниматься развитием мелкой моторики рук. Познакомим ребенка со свойствами бумаги.Выявим умение ребенка...

Собственный инновационный педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" воспитателя МБДОУ "Коммунарский детский сад "Солнышко" Акишевой Екатерины Вячеславовны
Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека!...