Развитие речи в дошкольном возрасте
статья (подготовительная группа)

Утешева Оксана Петровна

Развитие речи в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologiya_referat.d.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Развитие речи в дошкольном возрасте

Студентки Утешевой Оксаны Петровны

Курс: III

Группа: 301

Специальность: 050146

Преподавание в начальных классах

Научный руководитель:

Абрамова М.Г.

Оценка: _______________________

Москва, 2014


Оглавление

Оглавление        2

Введение        3

Глава 1. ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт        4

Глава 2. Развитие функций речи        6

Глава 3. Психология развития речи у дошкольников        9

Заключение        15

Список литературы        16


Введение

Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окружающего мира. Речь - это процесс общения, опосредованный языком.

Основной единицей языка считается слово. Оно имеет две характеристики - предметную отнесенность и значение. Слово указывает на предмет, вызывая у человека образ этого предмета. К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные признаки, абстрагируясь от второстепенного. Поэтому, овладевая словом, человек усваивает сложную систему связей и отношений, в которую включен тот или иной предмет.

С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности. [ ; ] Высокий уровень речевого развития взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур.

Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель. Поэтому очень важно заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. [7;3]


Глава 1. ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт

Рассмотрим, примерную программу «От рождения до школы» разработанную на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначенную для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП ДО).

По данной программе в речевое развитие включается:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи,
  • фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [3;129]

Таким образом, ребенок в 6-7 лет должен:

  • Уметь высказывать предположения и делать простейшие выводы, освоил простейшие формы  речевого этикета;
  • Уметь использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания, осваивать выразительные средства языка;
  • Различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
  • Уметь образовывать слова из слогов, однокоренные слова (по образцу), членить простые предложения на слова, строить сложноподчиненные предложения;
  • Пересказывать и инсценировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине.

В свете данных требований рассмотрим, какие функции речи выполняют значительную роль в развитии ребенка в дошкольном возрасте.


Глава 2. Развитие функций речи

        

В дошкольном возрасте развивается определенные речевые функции:

1. Коммуникативная функция;

2. Планирующая функция;

3. Знаковая функция.

Коммуникативная функция. Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте,— коммуникативная функция, или функция общения. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речь   представляет   собой вопросы, возникшие в связи с деятельностью или при знакомстве  с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец,  определенные требования.

Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами как, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется местоимением.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. В дальнейшем контекстная речь будет развиваться в школьном возрасте.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.

Планирующая функция. На протяжении  дошкольного  возраста   речь  ребенка   превращается  в  средство  планирования и регуляции его практического поведения. В этом  заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка. Мышление  ребенка  в  раннем  детстве  включено  в  его фактическую предметную деятельность.[1;152]

Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. Такие высказывания выражают образную мысль ребенка, опережающую практическое поведение. К старшему дошкольному возрасту эгоцентрическая речь идет на убыль. Эгоцентрическая речь является, таким образом, промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка. [5;11]

Знаковая функция. Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне ее соотношения с развитием других форм. Игра и рисование обеспечивают упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании — знаковый смысл графических построений. Одновременное называние одним словом-наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения насыщает значение слова знаковым смыслом. Знаковый смысл постигается и в предметной деятельности; сопутствуя продвижениям ребенка в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения [1;155].


Глава 3. Психология развития речи у дошкольников

Согласно теории непрерывного развития — развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.

Речевая деятельность организма – это результат согласованных действий многих органов и систем.

 Речь - это психологический процесс, который формируется с первых месяцев жизни.

Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов:

  1. Aнатомических (правильное строение речевого аппарата),
  2. Hаследственных,
  3. Педагогических.

Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой дальнейшего обучения. Так, обучая ребенка речи, мы используем сложившиеся у него возможности слухового, зрительного восприятия, подражания взрослому, понимания. Овладение речью вызывает, в свою очередь, резкий сдвиг в психическом развитии, что позволяет в дальнейшем перейти к новым формам обучения. Они будут уже основаны на восприятии и мышлении, ставших более совершенными под влиянием речи. Однако могут существовать формы обучения, отрицательно влияющие на зону ближайшего развития, исчерпывающие ее. Это происходит при беспорядочном напичкивании ребенка различного рода знаниями, сведениями. Очень умными, развитыми выглядят те дети, которые бойко выкладывают уйму разнообразных знаний о самых различных вещах, обычно мало известных дошкольнику, помнят наизусть длиннейшие стихи, рассказы, читают в пять-шесть лет статьи из «взрослых» газет. При этом часто оказывается, что многие из таких «вундеркиндов» не только не способны решить самую простую задачку, требующую самостоятельного рассуждения, но и усвоить способ ее решения, показанный взрослым. [3;40]

Ребенку свойственна наивность, непосредственность, подражательность, подвижность, эмоциональное веселье, изменчивость характера, и если взрослый будет требовать от ребенка неукоснительного послушания и примерного поведения, у них также будет происходить задержка психического развития, памяти, внимания, воображения, восприятия, речи.

Дошкольный возраст — это этап психического развития от 3 до 7 лет. Ведущей деятельностью данного возраста является игра, которая крайне важна для формирования личности ребёнка. В его рамках выделяют три периода:

  • младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
  • средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
  • старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В 3-3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Необходимо следить за формированием речи, инициировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения со взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

В младшем дошкольном возрасте по просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Коммуникативно-речевое развитие на четвертом году жизни заключается в продолжении усвоения ребенком экспрессивно-мимических, паралингвистических (невербальные: жесты, мимика, движение и т.д.; парамовни: интонация, ритмика, мелодика и др.) языковых средств Он понимает язык без наглядности, внимательно слушает сказки, осознает их содержание, с помощью взрослого охотно переводит их в общение. Младшие дошкольники пользуются простыми и сложными (сложноподчиненными) предложениями, проявляют инициативу и активность.

На пятом году жизни ребенок начинает овладевать различными модификациями темпа и силы голоса, дикции и выразительностью речи. Дошкольник учится правильно согласовывать слова, использует распространенные предложения, его высказывания адекватные ситуации речи. Он отвечает на вопрос, ставит встречные, самостоятельно делает простые объяснения, приводит доказательства, пересказывает сказки и рассказы, с незначительной помощью взрослого составляет описательные и повествовательные высказывания.

В 6-7 лет адекватными ситуации является темп и сила голоса, правильно поставленная дикция, разнообразнее средства выразительности речи, обогащается объем бытовой лексики, происходит активное овладение я видовыми, родовыми и образными понятиями. Словарный запас достигает 5-б тыс. слов. В этом возрасте дошкольник умеет согласовывать слова по всем грамматическими категориями, использует все типы предложений (прост и распространены, сложносочиненные и сложноподчиненные)

Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно придумывают сказки, рассказы, используют разнообразные выразительные средства, заинтересованно воспринимают чужие аргументы, доказательства и сами ими пользуются. Они проявляют инициативу в общении: делятся впечатлениями со сверстниками, задают вопросы, привлекают сверстников и старших к общению. Старшие дошкольники даже отмечают речевые ошибки сверстников, выправляют их, пользуются простыми понятиями. Их речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

- возникают предпосылки для освоения грамоты.

Таким образом, ребенок сможет усвоить тот минимум знаний, который соответствует стандарту образования.


Заключение

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы и стандарты образования соответствуют возрастным и психологическим особенностям развития речи у дошкольников.

Человек может мыслить образами, представлениями, но главным орудием мышления является слово, речь. В умственной деятельности современного культурного человека решающая роль принадлежит речевому мышлению. Благодаря речевому мышлению мы способны проникнуть в сущность вещей и явлений, понять причины их возникновения, их развитие и их судьбу в дальнейшем. Это возможно потому, что слово обобщает свойства предметов и позволяет отвлечься от некоторых их особенностей, подняться на высоты абстракции. [2;470]


Список литературы

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях». М.: Просвещение, 1988.-336 с.
  2. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшией нервной деятельности и психология. Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся IX-X кл. Изд. «-е, перераб. М., «Просвещение», 1977. – 223с.; 2л. ил
  3. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с, ил.
  4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — с. 333
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет.сада/Под ред.Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981.-159 с.
  6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с..
  7. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд.- 208 с. – (Детский сад с любовь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...