методические разработки
методическая разработка
этот материал поможет при разучивании песен с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методы разучивания песен | 1010.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Нескучное пение
или как помочь ребенку выучить песню
музыкальный руководитель Левина Маргарита Викторовна
Часто бывает так, что разучивая песенный материал, музыкальному руководителю сложно продвигаться в работе над песней дальше: упражнять детей в четкой артикуляции, правильном интонировании мелодии, побуждать петь по фразам, исполнять выразительно и так далее. Ведь если дети не знают слов песни, дальнейшая работа становится бессмысленной. Причин незнания слов много, например: невысокий уровень музыкального восприятия; особенности детской памяти – она кратковременна; большой перерыв между музыкальными занятиями; отсутствие работы воспитателя в группе по дальнейшему разучиванию слов песни; музыкальный руководитель не смог заинтересовать детей разучиваемым материалом. Но самая главная причина, по моему мнению, в том, что детям неинтересно механическое запоминание текста, многократное его повторение. Ведь жизнь и развитие маленького ребенка – в игре! Так почему же не сделать процесс разучивания песни простым и запоминающимся?
Попробовав различные методы и приемы при разучивании песен с детьми, выбрала для себя несколько, которые постоянно применяю, потому что они интересны детям и доказали свою эффективность в данном виде совместной музыкальной деятельности. Приведенные мною в этой статье методы и приемы помогут сделать музыкальное занятие либо разучивание в группе более интересным, насыщенным. Некоторые из них подходят и для заучивания стихотворений.
1. «Эхо»
Применяю этот прием на самых ранних этапах разучивания. Самый простой пример:
- Ребята, давайте поиграем! Когда я буду показывать рукой на себя (в младших группах - игрушка спрячется мне за спину), то петь буду только я одна, а когда взмахну рукой в вашу сторону (игрушка покажется), то вы дружно повторите за мной то, что я спою. Но справится только самый внимательный!
Прием так же помогает детям привыкать к дирижерскому жесту, петь акапелла, подстраиваясь к голосу музыкального руководителя, приучаться к вдумчивому, осмысленному пению.
2. «Тихо – громко»
Музыкальный руководитель складывает перед собой руки, как-будто держит в ладонях маленький мячик:
- Ребята, посмотрите, какой тихий звук (тихо пропевает строчку из песни), а теперь вот такой громкий (слегка разводит ладони, как-будто мячик стал больше, пропевая очередную строчку песни громким голосом). Давайте вместе поиграем: когда я покажу вам тихий звук, вы будете петь вместе со мной тихонечко, но так, чтобы я слышала ваши голоса, а когда покажу вам большой звук, будете продолжать петь, но уже звонко, ярко, дружно!
Детям очень нравится такая игра, особенно, когда педагог меняет звук на разную продолжительность: то часто, то долго держит на одном динамическом оттенке. Можно менять динамику и постепенно, показывая это жестом. Прием очень хорошо концентрирует внимание, и дети, сами того не замечая, поют куплеты по два – три раза, лишь бы не пропустить момент перехода на новую динамику. Включаются даже самые ленивые!
3. «Грустно – весело»
- У нас в гостях сегодня два друга «Ох» и «Ах» (педагог показывает две картинки с грустным и веселым человечком, либо с грустным и веселым смайликом). Они хотят с нами спеть эту песню. Но Ох хочет петь только грустным голоском, а Ах – веселым. Давайте с ними поиграем! Когда покажу вам Оха, будем петь как он, грустно, печально, а когда покажу Аха – весело, задорно продолжим нашу песенку.
Прием психологически раскрепощает детей, особенно забавно становится, если настроение в песне не совпадает с пением, это вызывает у детей бурю эмоций. После исполнения можно совместным с детьми обсуждением определить, кто же из гостей прав: Ах или Ох. Прием повышает эмоциональный тонус, способствует выразительности исполнения, дети начинают показывать эмоции и мимикой и движениями.
4. «Пение по цепочке»
- Поглядите, листочек (цветочек, снежинка и т.п…) услышал наше пение и прилетел послушать, как красиво вы поете. На кого он покажет, тот и будет продолжать эту замечательную песенку!
Дети очень стараются спеть для «гостя» красиво, не забыть слова. Прием помогает упражнять детей в индивидуальном пении.
5. «Внутреннее пение»
Приём достаточно сложный, подходит для детей старшего дошкольного возраста, со средним либо высоким уровнем песенного исполнительства.
- Сегодня у меня для вас очень интересное задание. Я буду играть мелодию песни, а вы в это время пойте, но не вслух, а про себя, когда я покажу рукой на вас (на кого-то из вас), нужно будет продолжить песню вместе с инструментом.
С помощью этого приема педагог добивается развития музыкального восприятия и музыкальности в целом.
6. «Мнемотехника»
Из этого метода я взяла на вооружение несколько приемов, помогающих разучиванию песни, но не слов, а структуры песни: последовательности куплетов, припевов; чем они отличаются друг от друга по содержанию, настроению.
Вместо мнемотаблиц, которые служат дидактическим материалом для развития речи дошкольников, я использую картинки, кратко передающие смысл содержания одного куплета, или показывающие главного героя данного куплета.
Например, при разучивании песни «Урожайная» муз. Филиппенко, на первых этапах разучивания я закрепила на планшете (можно вывести на экран) картинки по порядку и в соответствии с содержанием каждого куплета песни: первый куплет – корзинка, второй куплет – овощи, третий – кабачок, четвертый – грузовик.
Приложение 1
На следующем занятии с этими же картинками создала дидактическую игру, поменяв их местами. Дети самостоятельно исправили положение картинок, исполнив куплеты песни в верной последовательности.
Также использую возможности мнемотехники и во время работы над выразительностью песенного исполнения при разучивании песни. Например, используя карточки – «смайлы» во время пения «Мы теперь ученики» муз.Слонова, я побуждала детей к более активному восприятию и эмоциональному исполнению контрастных по настроению куплетов песни:
- Ребята, нам на помощь пришли смайлики, они подскажут, в каком настроении надо исполнять каждый куплет, а припев будем петь звонко, как колокольчики.
Приложение 2
На следующем занятиям я предложила детям дидактическую игру:
- Ребята, наши забавные смайлики хотят поиграть: он выстроились в разные полосочки, но только одна из них подходит к нашей песне, давайте внимательно посмотрим и выберем её!
Приложение 3
Дети определяют подходящую музыкальную полоску и исполняют песню в соответствии с изображениями на ней.
Надеюсь, этот материал будет полезен музыкальным руководителям в работе над разучиванием песен с воспитанниками
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
«Урожайная» муз. Филиппенко
(мнемотехника)
1 куплет: Мы корзиночки несем, хором песенку поем!
2 куплет: Мы ребята, молодцы, собираем огурцы…
3 куплет: Ты, пузатый кабачок, отлежал себе бочок!
4 куплет: Едем – едем мы домой на машине грузовой.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Песня «Мы теперь ученики» муз. Слонова
1 куплет веселый
Нас в школу приглашают задорные звонки!
2 куплет грустный: Игрушки присмирели, сидят, грустят нам вслед…
Припев:
Составить схему песни:
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Музыкально – дидактическая игра «Сложи песенку»
Для песни «Мы теперь ученики» муз.Слонова
Задание: Подобрать подходящую полоску с фигурами, схематично изображающими куплеты и припевы в песне
__________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....