Консультация по планированию
консультация
Предварительный просмотр:
Как составить перспективно-календарный план работы с детьми. Инструкция для воспитателей
Как планировать образовательную деятельность с детьми, каждая дошкольная организация определяет самостоятельно. При этом у педагогов часто возникают вопросы, так как планирование – трудоемкая и сложная аналитическая деятельность. Сегодня мы познакомимся с технологией планирования, которая поможет Вам учесть все требования ФГОС и составить перспективно-календарный план работы на новый учебный год. Данная технология – универсальная, поэтому вы сможете использовать ее в рамках реализации образовательной программы нашей дошкольной организации.
Цели и задачи плана работы воспитателя
Чтобы спланировать свою работу, воспитатели должны четко понимать, что и для чего они делают. А также уметь распределять свои ресурсы так, чтобы достигнуть поставленных целей в работе с детьми. План – заранее намеченная система деятельности, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполнения работы.
Планирование образовательной работы позволяет воспитателю решать несколько задач.
- Во-первых, проследить цель, стратегические и тактические задачи воспитания, обучения и развития дошкольников в структуре образовательного года.
- Во-вторых, последовательно раскрыть содержание образовательной работы, выбрать адекватные возрасту и контингенту детей средства, методы и приемы, формы организации педагогической деятельности.
- В-третьих, спрогнозировать результаты образовательной деятельности, скорректировать процессы развития коллектива дошкольников и каждой личности в целом.
От того, насколько воспитатель продумывает и грамотно составляет план, зависит эффективность образовательной работы в целом. При этом план работы воспитателя может быть перспективным (на длительный период – год, квартал, месяц) и календарным (на неделю, каждый день).
Перспективный план работы позволяет педагогу обеспечить целостность образовательного процесса в соответствии с образовательными областями, спроектировать развитие собственной профессиональной компетентности и составляется воспитателем на 1–3 месяца. Точные сроки определяет администрация детского сада и сам педагог.(!!!определите сроки)
Календарный план – основной документ воспитателя в работе с детьми, который предусматривает планирование всех видов детской деятельности и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.
Если воспитатель составляет и перспективный, и календарный планы, это помогает ему избежать недостатков при организации образовательного процесса, но перегружает бумажной работой, так как в этом случае ему приходится вести два плана. Кроме того, воспитатели, которые работают в паре, поочередно составляют план на 1–2 недели.
Поэтому лучше выбирать перспективно-календарную форму планирования, в которой часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на неделю и каждый день.
План работы воспитателя должен:
- соответствовать ФГОС ДО, санитарным правилам и нормативам, содержанию образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО) конкретной дошкольной образовательной организации;
- содержать региональный компонент в части ОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений;
- отражать специфику деятельности детского сада;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, зону их ближайшего развития;
- быть лаконичным, содержательным, реальным для выполнения;
- корректироваться адекватно меняющейся образовательной ситуации
Продумайте перспективную часть плана работы
В перспективной части плана воспитатель отражает основные направления педагогической деятельности на месяц (таблица 1).
В каждом детском саду существуют свои сложившиеся традиции перспективного планирования, их нужно учесть в данной части плана. Поэтому направления педагогической деятельности в графе 1 таблицы 1 воспитатель может менять и дополнять по решению педагогического коллектива.
Например, праздники, развлечения, посещения учреждений культуры – театров, музеев и пр.) воспитатель планирует в отдельном разделе, а раздел «мероприятия мониторинга» можно не выделять каждый месяц, если того не требует образовательная программа дошкольной организации.
Какие направления педагогической деятельности отражает воспитатель в перспективной части плана – смотрите в таблице 1. По каждому направлению педагогической деятельности необходимо дать краткое содержание мероприятия (тему), указать форму и сроки его проведения.
Структура перспективной части плана – в таблице 2.
Распределите календарную часть плана на модули
В календарную часть плана воспитатель включает основные педагогические мероприятия с детьми, которые позволят ему реализовать обязательную часть ОП ДО. Календарная часть состоит из двух модулей.
Модуль 1 «Непосредственно образовательная деятельность». В данном модуле на неделю воспитатель планирует педагогические мероприятия (занятия, образовательные ситуации, другие формы организации детских видов деятельности) непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, СанПиН, содержанием ОП ДО, рабочей программой конкретной возрастной группы.
В качестве примера рассмотрим требования к образовательной деятельности с детьми в средней группе. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049–13 продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей 4–5 лет – не более 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не должен превышать 40 минут в день (2 педагогических мероприятия).
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, необходимой для решения задач ОП ДО, – 10 занятий. Это могут быть разные формы педагогических мероприятий, которые требуют повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей. Их следует организовывать в первую половину дня (таблица 3). В середине времени, которое отводится на непосредственно образовательную деятельность, воспитатель проводит физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности – не менее 10 минут. Воспитатель самостоятельно дозирует ежедневный объем образовательной нагрузки на детей, не превышая при этом максимально допустимую нагрузку в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049–13.
Цели образовательной деятельности воспитателя по реализации содержания образовательных областей – общие согласно ФГОС (таблица 3). Они позволяют педагогу представить перспективу работы в рамках непосредственно образовательной деятельности по каждой области соответственно. При этом эти цели конкретизируются в образовательной программе детского сада в соответствии с возрастом воспитанников, должны быть отражены в рабочих программах воспитателей конкретной группы детей и раскрыты в календарном плане образовательной деятельности для каждого педагогического мероприятия в отдельности.
Фрагмент календарного плана воспитателя по реализации модуля 1 с примерными формами педагогических мероприятий – смотрите в таблице 4. Данные мероприятия воспитатели конкретизируют в своих календарных планах в соответствии с содержанием авторских методических пособий, которые рекомендованы образовательной программой детского сада, или по своему усмотрению. Для каждого педагогического мероприятия в графе 2 плана воспитатель указывает его тему и задачи, при необходимости делает ссылки на литературу, которую использует, и вносит дату проведения.
Модуль 2 «Образовательная деятельность в режиме дня». Также воспитатель планирует образовательную деятельность в режиме дня: в утренние и вечерние часы, на прогулке, при проведении режимных моментов. Педагог включает в план адекватные возрасту воспитанников формы организации различных видов детской деятельности – игры и игровые ситуации, рассказы и беседы, трудовые поручения и упражнения, прочие формы.
Особое внимание при этом следует обратить на задачи и содержание тех образовательных областей, которые в процессе организации непосредственно образовательной деятельности не были представлены в полном объеме, и запланировать их в режиме дня (таблица 5). Эти задачи конкретизируются в образовательной программе детского сада в соответствии с возрастом воспитанников.
Таблица 5. Цели и задачи деятельности педагога по реализации содержания некоторых образовательных областей, планируемые в режиме дня
Цели в графе «Цель образовательной деятельности педагога» таблицы 3 и задачи в графе «Педагогические мероприятия» таблицы 4 воспитатель должен продолжать решать и в ходе организации образовательной деятельности в режиме дня. Приобретенные детьми компетенции следует закреплять и повторять во второй половине дня, на прогулке, в режимных моментах в процессе совместной с воспитателем нерегламентированной деятельности.
Таким образом, содержание модуля 2 должно учитывать содержание всех пяти образовательных областей (таблица 6). Для этого воспитателю следует использовать приемлемые для детей конкретного возраста формы организации их деятельности как совместно с педагогом, так и самостоятельно по инициативе детей.
Таблица 6. Формы организации образовательной деятельности в режиме дня
Запланируйте мероприятия на каждый день
Календарное планирование на каждый день включает три раздела:
- образовательную деятельность в режиме дня;
- самостоятельную деятельность дошкольников;
- индивидуальную работу с детьми.
Фрагмент ежедневного календарного плана воспитателя по реализации модуля 2 «Образовательная деятельность в режиме дня» – в таблице 7.
Для удобства в плане должны быть инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть – основа для ежедневного осуществления образовательной деятельности. Содержание этой части примерное, основная ее задача – обеспечить сбалансированную разнообразную образовательную нагрузку на неделю в соответствии с образовательной программой.
В вариативной части плана воспитатель может добавлять педагогические мероприятия с детьми, менять их по собственному усмотрению с учетом содержания части образовательной программы, реализуемой участниками образовательных отношений, специфики дошкольной организации, особенностей образовательного процесса в конкретном детском саду. Главной задачей при этом остается обеспечить сбалансированный режим дня.
Чтобы заполнить графу 2 «Содержание работы, формы проведения» вариативной части плана, воспитатель должен обратиться к содержанию инвариантной части модуля 2 «Образовательная деятельность в режиме дня» на неделю и добавить те формы работы, которые он будет дополнительно реализовывать каждый день.
Важно не перегружать ребенка, например, только социально-коммуникативным или познавательным развитием. Не стоит забывать и о тех занятиях (образовательных ситуациях), которые проводятся в этот день. Если по вторникам воспитатель планирует занятие образовательной области «Речевое развитие», то другие формы работы этого направления в этот день стоит минимизировать.
Этапы освоения детьми знаний, которые нужно учитывать при планировании
Этап 1. Первичное восприятие (проходит преимущественно на занятиях, в ходе познавательных бесед и рассказов, проведения опытов и экспериментов, на экскурсиях, в процессе знакомства с новыми произведениями).
Этап 2. Расширение и обобщение представлений, закрепление и повторение пройденного с постепенным усложнением материала (для этого подойдут подвижные и дидактические игры с правилами, упражнения, наблюдения, беседы, игровые ситуации, обсуждения и прочее).
Этап 3. Использование полученных компетенций на практике (в форме мастер-классов, тренингов, в ходе практико-ориентированных проектов, в процессе трудовой деятельности, в творческих играх, инсценировках и драматизациях, прочее)
Жесткое планирование – часто формальное. Воспитателю бывает сложно, например, заранее предвидеть, какая будет в этот день погода, сколько детей придет в детский сад, какие возникнут неотложные дела. Структура календарного плана работы на каждый день по данной технологии не предполагает распределение педагогических мероприятий по классической схеме «утро – прогулка – вечер» – таблица 7. Это помогает воспитателю сократить количество времени, которое он тратит на написание плана. У него есть возможность провести запланированные на день мероприятия в удобное для этого время с учетом ситуации в группе, настроения детей, их интересов. Таким образом, обеспечивается «естественность» образовательного процесса, когда педагог – проводник ребенка в саморазвитии и самовоспитании, а не просто транслятор регламентированных планом знаний, умений и навыков.
Для того чтобы эффективно использовать тот или иной отрезок времени пребывания детей в детском саду, воспитателю необходимо учитывать рекомендации по организации режимных моментов (таблица 8).
Таблица 8. Организация режима пребывания воспитанников в детском саду
Самостоятельную деятельность дошкольников воспитатель планирует в свободное от организованных форм образования время: в часы приема, в перерывах между занятиями и другими педагогическими мероприятиями, на прогулке, после сна и пр. Данный раздел плана предполагает выбор вида самостоятельной деятельности детей, актуальной на данный день в зависимости от поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, а также ранее запланированных видов детской деятельности. Это необходимо, чтобы не нарушить сбалансированность образовательного процесса. Например, во избежание излишнего увлечения двигательной или, наоборот, познавательной нагрузкой.
Традиционно планирование должно осуществляться с опорой на развивающую предметно-пространственную среду: уголки сенсорного, физического, музыкального воспитания, уголки уединения, оборудование уголков экспериментирования, атрибуты к сюжетным и другим играм и пр. Это позволит детям самостоятельно осуществлять выбор и организовывать собственную деятельность по интересам (таблица 9).
Таблица 9. Организация самостоятельной деятельности дошкольников 4–5 лет
Еще один важный раздел плана – индивидуальная работа с детьми. Ее воспитатель планирует на основе тех проблем, которые были выявлены в результате мониторинга, или конкретных затруднений детей. С учетом уровня достижений каждого ребенка педагог планирует соответствующую работу с одаренными детьми, поддержку воспитанникам в освоении образовательной программы дошкольного образования, индивидуальные занятия по интересам. Данные направления плана педагоги могут учитывать при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.
Итоговый вариант перспективно-календарного плана воспитателя в соответствии с предложенной технологией планирования – смотрите в таблице 10. Данное перспективно-календарное планирование на основе интегрированного подхода предусматривает четыре принципа.
В первую очередь это последовательность и систематичность в решении образовательных задач. Второй принцип – взаимосвязь всех направлений развития и образования дошкольников, а также видов детской деятельности в режиме дня, недели, месяца. Третий принцип – преемственность задач по всем образовательным областям определенной возрастной группы. Четвертый принцип – учет профессиональных интересов педагога и возможность для творческой реализации. Потребность в интегративном подходе обусловлена психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста, в соответствии с которыми раздробленность содержания различных образовательных областей, ориентация на формирование у воспитанников узкоспециализированных представлений и навыков существенно снижают эффективность решения ключевых задач дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации и планирование работы с воспитателями и родителями
Консультации и планирование работы с воспитателями и родителями...
Консультация по планированию совместной образовательной деятельности(август).
Данный материал окажет посильную работу по планированию....
Консультация по планированию недели "Обитатели морей".
Данный материал поможет при планировании недели, тема "Обитатели моря"....
Консультация по планированию недели "Строители, каменщики, плотники".
Данный материал окажет посильную помощь при планировании недели. по теме "Профессия строитель"....
Консультация "Вопросы планирования и организации предметно-развивающей среды"
Использование предметно- развивающей среды для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении....
Консультация "Календарное планирование"
Консультация для молодых специалистов ДОУ...
Консультация "Особенности планирования и организации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения"
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам дорожного движения....