Методические материалы по созданию единого адаптационного пространства с помощью работы адаптационного детско-родительского клуба "Поиграй-ка"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Наша программа предназначена для систематизации знаний педагогических работников о способах решения проблем адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада.

Основой программы является  создание  оптимальной  модели триады «ребёнок родитель — педагог»  на основе создания единого адаптационного пространства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа адаптационного детско-родительского клуба

«Поиграй-ка»

Учебная программа:

Пояснительная записка.

Актуальность.

Необходимость разработки программы профилактики тяжёлой степени адаптации  у  детей, идущих в детский сад, назрела уже давно.  Родители решили отдать своего ребенка в детский садик. Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание? Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

С другой стороны, родители, отдавшие своего ребёнка в дошкольное учреждение, подвергаются сильному стрессу. Любимый ребёнок плачет по утрам, отказывается заходить в группу. У родителей возникает чувство тревоги, вины. А правильно ли я сделал, отдав ребёнка в садик? Смогут ли воспитатели стать достойной заменой родителям? Но всякое колебание в эмоциональной сфере со стороны мамы сильнейшим образом влияет на ребёнка.  «Если мама так боится чего-то, то так ли здесь безопасно?» - думает ребёнок. Получается замкнутый круг, замедляющих адаптацию, мешающих адекватно приспособиться к новым условиям и ребёнку и взрослому.

Другой не менее значимый вопрос для родителей «А достаточно ли развит мой ребёнок в интеллектуальном плане? Не отстаёт ли ребёнок в физическом,  психическом, речевом развитии? Как стимулировать сенсорику, развивать изобразительные виды деятельности? Какие приобретать игрушки и как научить малыша играть? Как научить ребёнка общаться и как развивать речь и мышление? Но всегда ли  у мамы и папы хватает знаний в области педагогики и психологии? В связи с этим,  другой значимой целью данной программы является повышение психолого – педагогической компетенции родителей. На занятиях педагоги и психолог обучают родителей методам и приёмам развития мышления, внимания, сенсорики детей в домашних условиях. Наши занятия вовлекают родителей и детей в общее интересное дело, предполагают непосредственное общение взрослых с ребёнком. Кроме того, ответы на многие теоретические вопросы родители получают в приложении к программе электронном журнале «Шпаргалки для родителей. Таким образом, происходит вовлечение родителей в воспитательный процесс ребёнка в детском саду.

Другой задачей нашей программы является формирование эмоционального контакта ребёнка с новыми детьми. До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. Однако, придя в группу, ребёнок находится целый день в компании сверстников.

На занятиях по программе у детей формируется чувство взаимного доверия, малыши учатся общению со сверстниками, играть не толкаясь, ждать своей очереди. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. Переход из семьи в детское учреждение для многих малышей означает резкое нарушение привычек, ломку сложившего стереотипа.

Критическим для привыкания считается первое полугодие второго года жизни. К этому возрасту у ребёнка сформированы разнообразные привычки, а умения, самостоятельность, речь ещё несовершенны. Поэтому жизнь малыша тесно связана с окружающими его взрослыми, разлуку с которыми он переносит крайне болезненно.

Различаются три степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. Основными показателями их являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения к воспитателям и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию малыша к дошкольному учреждению. Первая группа факторов, определяющих характер адаптации, связана с физическим состоянием ребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в яслях. Следующим фактором, влияющим на характер адаптации к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребёнка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения.

Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребёнка общения с окружающими и предметной деятельности. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.

Большое влияние на течение адаптации оказывает отношение ребёнка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому саду, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Программа разработана с соответствие с нормативной базой:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства и образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено  Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2011г. № 2562);
  • Федеральные государственные требования  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года);
  • СанПиН 3049-13;
  • Устав  ГБОУ СОШ №2 городского округа Кинель Самарской области (утвержден приказом министерства образования и науки  Самарской области  от 07.11.2011 № 565-од);
  • Локальные акты структурного подразделения детского сада комбинированного вида «Золотой петушок».

Деятельность по программе основывается на следующих научных положениях ведущих учёных: 

  • Н.М. Аксарина, основываясь на учении И.П. Павлова, характеризует адаптацию как установление наиболее правильных отношений между организмом и внешней средой. Нарушение этих отношений снижает приспособительные возможности организма ребёнка и ведёт к деформации функций тех или иных органов;
  • идеи М. Монтессори о создании подготовительной среды и специальных материалов для развития общей и мелкой моторики ребёнка;
  • положение Р. Штайнера о значении ритма в жизни ребёнка и эстетического воспитания (соединение движения, музыки и слова), посредством которого развивается и мелкая моторика, и координация движений, и чувство ритма).

При создании программы использовались следующие методологические принципы:

  • принцип системности, последовательности, постепенности;
  • принцип индивидуализации образовательного маршрута с учётом актуального состояния ребёнка и с учётом зоны ближайшего развития.

Условия, направленные на  ослабление адаптационного синдрома.

Изучение ребёнка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Поэтому предварительное знакомство воспитателя с ребёнком и родителями является важным условием эффективной организации адаптационного периода. Педагог-психолог и воспитатель организовывает встречу на территории детского учреждения. Главное — заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в детский сад, предупредить появление страха перед посторонними людьми и новой средой. На первом родительском заседании обсуждается  распорядок дня ребёнка, родители знакомятся с распорядком дня в яслях, выясняется, в какой степени ребёнок владеет навыками самообслуживания.

Одним из наиболее важных обсуждаемых вопросов является, как ребёнок относится к посторонним взрослым, умеет ли общаться с другими детьми. Если он испытывает трудности в этой сфере, нужно посоветовать родителям чаще водить его на детские площадки, приглашать в гости сверстников, налаживать совместную игру с ними.

Большое значение имеет участие матери в процессе адаптации. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребёнка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе является следующим немаловажным условием ослабления адаптационного синдрома.

Возрастные особенности детей третьего года жизни

Раннее детство — особый период становления органов и систем ребёнка, и прежде всего функций его мозга. Доказано, что функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. На втором-третьем году ребёнок овладевает всеми видами основных движений: ходьбой, бегом, лазаньем, бросанием, прыжками. У ребёнка совершенствуется нервная система, поэтому его работоспособность заметно увеличивается, период бодрствования достигает 66,5 ч в день.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребёнок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что, если дети ограничены в получении информации и переработке её в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребёнка, а движение — естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов — кормлении, бодрствовании ребёнка, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции.

Программа предназначена для психологов, методистов, воспитателей.

Цель программы: профилактика проблем адаптации к дошкольному учреждению у ребёнка и у родителей.

Задачи:

  • создание благоприятного эмоционального фона в процессе ознакомления ребёнка с дошкольным учреждением;
  • развитие эмоционально-насыщенного, социально компетентного взаимодействия родителей, детей и сотрудников;
  • повышение психолого – педагогической компетенции родителей;
  • формирование эмоционального контакта ребёнка с новыми детьми.

Категория обучающихся: воспитанники 2-3 лет, поступающие в дошкольное учреждение и их семьи.

Срок обучения: 2 недели.

Режим занятий: ежедневно 1 блок занятий, состоящих из трёх игровых сеансов по 10 минут в течение 2 недель.

Программа состоит из трёх блоков.

1-й блок - работа с педагогами.

Цель: теоретическая и практическая подготовка воспитателей к совместному взаимодействию в триаде «родитель — ребёнок  педагог».

Предполагаемый результат: наличие теоретических знаний и практических умений по формированию устойчивой мотивации и положительного отношения к предстоящей совместной деятельности у детей и родителей.

2-й блок - работа с родителями.

Цель: формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях в преодолении детьми адаптационного синдрома.

Предполагаемый результат: овладение практическими приёмами взаимодействия со своим ребёнком (другими детьми) в новой социальной ситуации.

3-й блок  совместная деятельность.

Цель: отработка практических способов взаимодействия в триаде по предупреждению дезадаптации, выработка навыков педагогической рефлексии.

Предполагаемый результат: освоение технологии поэтапного отделения ребёнка от мамы при сохранении адекватного функционирования системы «мать и дитя».

Дети приходят в группу детского сада в утреннее время вместе с мамами, участвовавшими ранее в программе «Шпаргалки для родителей»;

За этот период осуществляется моделирование жизнедеятельности обычной группы раннего возраста детского сада. Мама покидает группу и оставляет своего ребёнка с воспитателем только после того, как малыш будет готов расстаться с ней. Для того чтобы процесс привыкания ребёнка к новым для него условиям прошёл наиболее мягко и безболезненно, используются необходимые для этого психолого-педагогические методы и приёмы.

При использовании предлагаемой технологии взаимодействия взрослых, участников адаптационной группы, решается проблема отделения ребёнка от мамы и на практике поэтапно реализуются модели ролевого взаимодействия в триаде «ребёнок — родитель — педагог»:

1-й этап — «Мы играем только с мамой»;

2-й этап - «Я играю, а мама рядом»;

3-й этап — «Я немножко поиграю один или с «новой» тетей, а мама может уйти на некоторое время»;

4-й этап — «Мне хорошо и спокойно, я могу остаться здесь без мамы».

Для формирования психологической автономности ребёнка важно, чтобы он был расположен к педагогу, чтобы время пребывания в группе было сконструировано, предсказуемо, содержательно насыщено. Это во многом обеспечивается развивающей средой.

Внедрение технологии адаптационной группы, наряду с проблемой профилактики социальной дезадаптации ребёнка раннего возраста к условиям детского сада, позволяет решить проблему сохранения психологического здоровья взрослых — участников взаимодействия с малышом в этот период. Работа, проводимая по повышению компетентности и проецированию накопленного предварительно положительного опыта на дальнейшую деятельность, позволяет предупредить нарушения психоэмоционального состояния взрослых, снять ненужную нервозность, состояние тревоги и беспокойства. Отношения сотрудничества педагогов детского сада и родителей воспитанников, складывающиеся в процессе работы адаптационной группы, помогают сформировать коллектив понимающих и принимающих малыша взрослых — коллектив единомышленников. Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в адаптационный период позволяет успешно решать проблему сохранения эмоционального благополучия и психофизического здоровья ребёнка раннего возраста.

Данная программа предполагает контрольно-оценочный блок. Для определения эффективности сразу перед началом и по окончании занятий используется опросники и «Книга отзывов». При зачислении ребёнка в детский сад проводятся наблюдения, результаты заносятся в «Таблицу определения группы адаптации ребёнка к ДОУ».

Распределение сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы

Мероприятия

Исполнители и ответственные

Анализ и создание условий, необходимых для реализации программы.

Заведующий СП, старший воспитатель

Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей комфортное, эмоционально насыщенное пребывание ребёнка в ДОУ

Заведующий СП, педагог-психолог, воспитатель, родители воспитанников

Проведение занятий по программе.

Педагог-психолог, музыкальный руководитель, физинструктор, воспитатель

Проведение педагогических советов, мастер-классов, лабораторий нерешённых проблем, практических семинаров по данной теме.

Администрация СП, творческая группа, воспитатели

Проведение лекториев, практических семинаров, тренингов с родителями по программе «Шпаргалки для родителей»

Заведующий СП, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, врач педиатр

Определение степени адаптации при поступлении ребёнка в ДОУ, при необходимости выстраивание индивидуального образовательного маршрута, направленного на снижение стадаптационного синдрома

Педагог-психолог

Ресурсы программы:

1) кадровый:

  • педагог-психолог;
  • воспитатели;
  • музыкальный руководитель;
  • физинструктор;
  • наличие опыта работы с целевой аудиторией;
  • наличие опыта использования предполагаемых техник.

2) нормативно-правовой:

  • «Положение об адаптационном детско-родительском клубе «Поирай-ка»;
  • приказ о зачислении в детский сад;
  • справка о прохождении медицинской комиссии.

Материально-техническое обеспечение:

1) помещения:

  • групповые помещения;
  • музыкальный зал;
  • спортивный зал;
  • сенсорная комната.

2) оборудование  и материалы:

  • сюжетно-образные игрушки;
  • кукольный уголок;
  • игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр;
  • конструктор;
  • Центр воды и песка;
  • уголок природы:
  • дидактические игрушки;
  • дидактические игры;
  • дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками;
  • предметы-заместители, неоформленный материал, музыкальные игрушки, театр Книжный уголок;
  • уголок изодеятельности;
  • сенсорный центр, в который заложен «автодидактический» принцип для самообучения детей соотносящим предметным действиям – разноцветные полки с наборами игрушек соответствующих цветов и размеров, доска Сегена, предполагающая формирование действий соотнесения по форме, цвету и величине, самообучающее геометрическое панно.

3) информационные ресурсы:

ресурсы Интернета;

Планируемые результаты реализации программы

Все воспитанники будут иметь лёгкую и среднюю степень адаптации.

Мониторинг эффективности реализации программы:

  • для определения результативности программы используется система универсальных методов и способов отслеживания результатов;
  • тестовые процедуры;
  • экспертные вопросы (для педагогов);
  • неформальные показатели (интерес детей к игровым сеансам, автономность воспитанников от родителей на завершающем этапе игровых  сеансов.

В основе мониторинга результативности программы лежит соотнесение прогнозируемых и реально достигнутых результатов, а также анализ соответствия прогнозируемых рисков и допущений факту.


Наиболее значимые критерии и показатели результативности программы:

№п\п

Критерий

Показатели

Инструмент замера

Степень удовлетворённости  участников программы

Высокая: удовлетворены свыше 80% участников программы

Анкетирование

Средняя: удовлетворены результатами р 50-80% участников программы

Низкая: удовлетворены результатами личностного развития менее 50% участников программы

Интерес нестабилен: пропуски мероприятий без уважительной причины

Достижения участников программы

Высокий уровень: не менее, чем у  90% участников программы средняя и лёгкая степень адаптации

Результаты мониторинга

Средний уровень: не менее, чем у  70% участников программы средняя и лёгкая степень адаптации

Низкий уровень: не менее, чем у  30% участников программы средняя и лёгкая степень адаптации

Степень  эффективности реализации программы

Критический: носит стихийный характер, без анализа ситуаций

Наблюдение. Анализ

Допустимый: проходит в соответствии с планом, анализ носит поверхностный характер

Оптимальный: в основе лежит анализ интересов и потребностей, достижений участников

Результаты диагностики уровня адаптации детей к новой социальной ситуации в среднем за 5 лет проведения программы представлены в диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1.  Результативность эмоциональной вовлеченности родителей,

прошедших занятия по программе «Поиграй-ка»

1. Эмоциональная вовлечённость

родителей по окончании занятий по программе

2. Эмоциональная вовлечённость

родителей до занятий по программе

Диаграмма 2. Степень адаптации у детей,

прошедших занятия по программе и не посещавших клуб «Поиграй-ка».

1.лёгкая степень адаптации

2. средняя степень адаптации

3.тяжёлая степень адаптации

Данные показатели говорят о  высокой эффективности программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

Опыт работы«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

В опыте работы раскрываются  инновационные методы работы с родителями, позволяющие паривлечь родителей к активному участию в ООП....

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единого образовательного пространства"

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, ока...