Самообразование Тема: Развитие математических способностей у дошкольников 6-7 лет посредством дидактических игр
методическая разработка
Самообразование
Тема: Развитие математических способностей у дошкольников 6-7 лет посредством дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2019-20_mihaylova.docx | 46.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 20
«Детский сад комбинированного вида»
Самообразование
Тема: Развитие математических способностей у дошкольников 6-7 лет посредством дидактических игр
Составитель: воспитатель
Михайлова Л.А.
Кемерово, 2019
Пояснительная записка
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. Одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры
Актуальность темы обусловлена тем, что ориентиры и требования к содержанию дошкольного образования выявляют ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие математических способностей у детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Цель работы: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
В связи с поставленной целью, необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Решению данных задач способствовали следующие методы:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.
Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.
В данной проблеме мы ориентируемся на зону ближайшего развития, когда первоначальной целью выступает не достигнутый детьми уровень развития, а способ его достижения, когда дети могут приложить некоторые усилия для овладения материалом.
Учитывая возрастные особенности детей, основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.
В формировании у детей математических представлений в работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени.
Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам.
Игры математического содержания рассматриваются как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Данная работа с детьми будет осуществляться во второй половине дня 1 занятие в неделю (четыре занятия в месяц) вне периода образовательной деятельности. В течение всего учебного года будет проводиться работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Фэмп»)
План работы на 2019-2020гг
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 20
«Детский сад комбинированного вида»
ОТЧЕТ
По самообразованию
Тема: Развитие математических способностей у дошкольников 6-7 лет посредством дидактических игр
Составитель: воспитатель
Михайлова Л.А.
Кемерово, 2020
Введение
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Цель: Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Задачи: Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Создать картотеку математических игр.
Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Основная часть
Содержание работы | Месяц |
1.Изучение соответствующей литературы по данной теме. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду 2-7 лет, 2009г; Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений, 2016г; Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада, 2010 Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. М.,2005. Изучая труды великих педагогов: Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., Макаренко А.С. , а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей. 2.Планирование работы с детьми на новый учебный год. Составлен данный план работы. 3.Консультация для родителей на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста» Информационный стенд для родителей:«Поиграй со мной!» – как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Цель:
| Сентябрь |
1.Создание картотеки математических игр Сформирована картотека дидактических игр для детей подготовительной группы, игр на развитие внимания, картотека «Веселый счет» 2.Пополнение математического уголка наглядным, дидактическим и игровым материалом. модели, схемы, графики, чертежи числовых, в том числе числовые домики, карты, математические тетради, математический конструктор (плоские фигуры) и другие пособия математического содержания. Также дидактические игровые пособия: состав числа «Мышки», Большой/средний/маленький, числовые морковки, геометрические пирамиды, лото «Геометрические фигуры» 3.Повторить с детьми цифры от 1 до 10, знаки, >, <, геометрические фигуры. Решили следующие задачи: - познакомили со знаком «>, <»; -решали математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр; - закрепили цифры 1-10 -решали логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; -закрепили название геометрических фигур - воспринимали учебную задачу и выполняли ее самостоятельно. 4.Знаки =, +, -, арифметические задачи, величина предмета. Решили следующие задачи: Продолжили учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Совершенствовали умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Совершенствовали умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепляли умение ставить знаки «больше», «меньше», «равно», «сложение», «вычитание». | Октябрь |
Формировали умение понимать отношения между числами 1-10; как из неравенства сделать равенство; составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение задачи с помощью цифр и знаков. Закрепляли представления о составе чисел из двух меньших чисел, используя числовые домики и демонстрационный материал 2.Счет по образцу и названному числу, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве. закрепляли умение считать по образцу и названному числу; закрепили умение преобразовывать неравенство в равенство, понимать отношения между числами; закрепили умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; закрепляли умение видеть в форме предметов геометрические фигуры. | Ноябрь |
1.Состав числа 8-10. (математические домики) Закрепляли представления о составе чисел из двух меньших чисел, используя числовые домики (8-10) и демонстрационный материал 2.Установление равенства между группами предметов Учили детей путем приложения и демонстрационного материала различать равенства и неравенства групп предметов; закрепляли умение сравнивать предметы по высоте; развивали логическое мышление. 3. Дни недели и части суток Развивали представления детей: о временных последовательностях, временах года и частях суток, знание своего возраста, о способах измерения времени. Учили воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов. Развивали умение определять и чувствовать отрезки времени, следить за временем в процессе своей деятельности, ценить его и не тратить попусту. 4. Геометрические фигуры. Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него. В результате организованного обучения дети начинали выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру, сравнивать предмет с фигурой (стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник, учится давать правильное название геометрической фигуры и формы предмета, | Декабрь |
1.Арифметические задачи на сложение и вычитание Закрепили умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Таким образом, закрепили навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; закрепили умение называть числа в прямом и обратном порядке; способность называть последующее и предыдущее число; умение давать развернутый ответ на вопрос задачи. Решение арифметических задач способствовало развитию логического мышления и внимания. 2.Величина, геометрические фигуры. Закрепляли названия геометрических фигур «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник» их объемные формы; формирование умения классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, форме, величине, используя образцы разных предметов. 3.Знакомство с линейкой. Формировали умение измерять длину предметов с помощью линейки, примеряли линейку для рисования прямых линий и геометрических фигур. | Январь |
1.Памятка для родителей детей подготовительной группы «Нам пора в школу». Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители. Одной из важных задач работы детского сада является подготовка детей к обучению в школе. Чтобы учёба была успешной, детям необходимо прикладывать волевые усилия, чтобы слышать и слушать учителя, выполнять его требования, быть внимательным, а так же начинать и заканчивать работу одновременно. Родителям даны рекомендации по тренировке данного внимания и навыков у детей седьмого года жизни. 2.Математические загадки Использование математических загадок в обучении оказало большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. При их использовании стимулировали умственную активность детей посредством занимательного материала, развивали мышление, память, речь, внимание, воображение, формировали качества личности ребёнка, такие как: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, быстроту реакции. Применение данного метода позволило расширить запас знаний и представлений об окружающем мире. 3.Число 11, количественный счет, дни недели, знаки >, < Формировали умение понимать отношения между числами 1-11, соотношение единицы и десятка. Закрепляли представления детей: о временных последовательностях, временах года и частях суток, знание своего возраста, о способах измерения времени. Учили воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов. Закрепляли соотношение чисел с помощью знаков «>, <»; учились записывать решение задач по данной теме, используя эти знаки 4.Числа 11-15, величина предметов, логические задачи Формировали умение понимать отношения между числами 11-15, соотношение единицы и десятка. Измеряли предметы, используя условную мерку – линейку. Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. При условии постановки проблемной ситуации ее преобразование детьми в ряде случаев осуществлялось на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дети устанавливали некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Решение данных задач сопровождалось педагогическим наставлением для нужного разрешения ситуаций. | Февраль |
1.Числа 15-20, логические задачи Формировали умение понимать отношения между числами 15-20, совершали действия в этих пределах. Дети устанавливали некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Решение данных задач сопровождалось педагогическим наставлением для нужного разрешения ситуаций. 2.Установление равенства между группами предметов закрепляли умение пользоваться приемом приложения для установления равенства совокупностей; закрепляли основное правило счета; упражнялись в сравнении предметов по длине, ширине; развивали умение сравнивать предметы с помощью мерки; продолжали развивать логическое мышление, внимание, память 3.Повторение состава числа 10 Формировали вычислительные навыки и знания состава чисел в пределах первого десятка. Развитие логические операции: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, способствуя развитию мышления в целом | Март |
1.Решение логических задачек по математической игре «Путешествие в страну цифр» 2.Просмотр мультфильма «Страна невыученных уроков» 3.Геометрические фигуры, ориентировка в пространстве на листе. По данному плану было рекомендовано родителям посмотреть совместно с детьми мультфильм. Рекомендовано https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/01/20/puteshestvie-v-stranu-tsifr-prezentatsiya | Апрель |
1.Математические тесты для дошкольников. Рекомендовано родителям. http://www.vashevse.ru/spravochnik/tests/9069-2013-05-21-07-01-59 2.Анализ темы по самообразованию Подготовлен отчет о проделанной работе за год. | Май |
Заключение
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.
Для того чтобы четко проследить изменения в развитии детей с применением данной технологии мною были взяты результаты Мониторинга по Сонате ДО, где использовался компонент «овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности», который и включает в себя математическое развитие. Результаты показали, что на начало года детей с высоким уровнем было 10, средним -17. А на конец года эти показатели выровнялись на одном уровне.
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений также использовались следующие методы контроля:
-анализ деятельности детей во время образовательной деятельности;
-анализ деятельности детей в процессе дидактических игр;
-анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
Использование дидактических игр во время образовательной деятельности благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило мою гипотезу. В результате работы дети стали более активны во время образовательной деятельности; используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах. Дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.
Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом для дальнейшего использования данного метода, поскольку в игре мы не принудительно учим ребенка, а подталкиваем и направляем к новым знаниям, которые он готов получить.
Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.
На протяжении всего учебного года знакомилась также с работами разных педагогов по данной теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
Используемая литература
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду 2-7 лет, Москва: Мозаика- Синтез , 2009.
2. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений, Москва: Мозаика- Синтез, 2016г.
3. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010
4. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. М.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию. Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
План работы по самообразованию воспитателя рассписан на 3 года...
Самообразование по теме: « Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
Цель работы: формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, зап...
План самообразование Тема: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».
План самообразования воспитателя старшей группы "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр"....
План по самообразованию Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Актуальность. В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умст...
Педагогический опыт на тему: "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования эвристических методов»
В качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение в работе с детьми на занятиях эвристических методов. Наработанный материал позволил мне сделать о...
Перспективный план работы с детьми по теме самообразования Тема: Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность.
Перспективный план работы с детьми по теме самообразования Тема: Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность.Воспитатель: Минеева Вероника ВалерьевнаГруппа: средняя гр...