Игровая деятельность и ее значение в музыкальном развитии дошкольника
статья
Игровая деятельность и ее значение в музыкальном развитии дошкольника .Именно игра, занимая значительную часть свободного времени дошкольника, позволяет ему с течением времени минимизировать существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями. К тому же, она и служит значимым средством для качественных изменений в самосознании личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 22.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность и ее значение в музыкальном развитии дошкольника
Анализ современных источников подтверждает тот факт, что игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором находят свое отражение развитие и культура общества в целом . Безусловно, игровая деятельность является естественной потребностью ребенка, причем в процессе игры, с одной стороны, он воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а с другой - реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности.
Именно игра, занимая значительную часть свободного времени дошкольника, позволяет ему с течением времени минимизировать существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями. К тому же, она и служит значимым средством для качественных изменений в самосознании личности ребенка.
Современная отечественная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
В педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка – дошкольника, удовлетворяющий его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствуют психическому развитию. Прежде всего, как уже отмечалось выше, ребёнку свойственно стремление к самостоятельности ,активному участию в жизни взрослых.
Как свидетельствует анализ источников, в науке было предложено несколько теорий игры, наиболее распространенные отмечались в 19 - 20 веках. С точки зрения К. Гросса, игра выступает бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. К. Шиллер и Г. Спенсер сходились в мнении о том, что игра - простая трата избыточной энергии, накапливаемой ребенком, а так как она не расходуется на труд, то выражается в игровых действиях. Игра как обычная увлеченность рассматривалась К. Бюллером, смысл которой заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку. З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности. Несмотря на то, что приведенные объяснения игры в некотором смысле не идентичны, все исследователи сходятся во мнении, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка, его влечения и желания.
Игра также стала предметом исследования и ученых нашей страны. Так, Л.С. Выготский видел в игре ведущее средство развития сознания ребенка, подтверждая это тем, что игра вырастает из противоречия между его социальными потребностями и практическими возможностями. А.И. Сикорский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгат, К.Д. Ушинский обосновывают своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности. В свою очередь, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, а в дальнейшем и многие другие педагоги и психологи углубили анализ игры и научно истолковали эту своеобразную детскую деятельность.
Игра для каждого ребенка имеет определенный смысл. С одной стороны, она точно соответствует его возрасту и интересам, а с другой, включая в себя различные элементы, способствует формировании навыков и умений дошкольника. Например, период игр с прятаньем, убеганием и т.д. связан с выработкой умения перемещаться себя и ориентироваться в окружающейся среде. Кроме того, большое значение в детских играх имеет элемент подражательности: ребенок активно воспроизводит и усваивает виденное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся ему в будущей деятельности. Однако, ни одна игра не повторяет с точностью другую, и каждая из них представляет мгновенно новые и новые ситуации, требующие всякий раз новых и новых решений. В исследованиях подтверждается: игра - величайшая школа социального опыта.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов и т.д.
Большинство современных учёных объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определённом историческом этапе развития общества. В начале 20 века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда.
Игра, по мнению Г.В. Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду.
Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средство воспитания.
Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материал.
Ф.Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).
Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.)
П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст - период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6 - 7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по организации - самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. Таким образом, ученый разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные взрослыми. Первые из них она называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляется свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно - ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Игры с правилами особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
Игры с правилами в зависимости от характера обучающей задачи делятся на две большие группы - дидактические игры и подвижные игры.
Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно - печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.).
Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют различные роли, и бессюжетные.
Итак, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Она является естественной для ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия.
В условиях дошкольного образования музыкальная игра, выполняя условия которой дети находятся в русле специальных – музыкальных – видов деятельности, изучая, осваивая и закрепляя их. Применяются различные игровые приёмы, уместные для использования в различных формах организации музыкальной деятельности дошкольников. Игровые приёмы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоёмкие процессы слушания музыки или разучивание песен не оказались слишком утомительными.
Музыкально-игровая деятельность в детском саду - это наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки посредством осуществляется образных движений. Представленная в форме музыкально - дидактических игр, коммуникативных, игр драматизации она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности, т.к. не утомляет детей, активизирует их эмоции и интеллект, развивает многосторонние художественные и музыкально-творческие способности. К тому же она помогает моделировать целостный музыкально - образовательный процесс в игровой форме.
Практика показывает, что, в большинстве своем, в организации музыкальной деятельности дошкольников используются сюжетные (основная задача которых передать игровой образ персонажа) и несюжетные (основная задача которых двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения). Несомненно, построение игр зависит от их содержания. В целом можно отметить, что музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру - к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
Обобщая вышесказанное, констатирую, безусловно, активное включение дошкольников в игровую деятельность будет способствовать успешности рассматриваемого процесса. Развитию музыкальности у детей дошкольного возраста в ходе проведения музыкальных игр-занятий, занятий-путешествий, игр-драматизаций, театрализованных представлений и т.д., на которых реализуется музыкально-игровая деятельность дошкольников. Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных занятиях находит реализацию в играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх, в процессе разучивания песен, в драматизации, импровизации на заданную тему. Веселые и полезные игровые занятия с малышами — это целый ряд интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально-ритмических и подвижных игр, попевок, песенок, плясок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных игр.
Упражнения и игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, знакомят их с основными видами эмоций и способами их проявлений, развивается мелкая моторика и общая координация движений ребенка, также развивается и упражняется его речь, что так важно в юном возрасте. А стихотворная основа пальчиковых игр, попевок особенно способствует быстрому запоминанию текста ребенком, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает в умении сочетать движение и слово. Через игру дети ощущают целую гамму чувств и переживаний, передают различные настроения и разные характеры персонажей. [3; 3]
Игровые занятия ставят перед собой и цель развития в детях творчества: двигательного, танцевального, песенного, речевого. Сначала дети слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные действия, затем постепенно пробуют проявить себя в том или ином виде сочинительства: придумывают жесты, танцевальные движения, простейшие мелодии песенок-попевок, подбирают подходящие по рифме и смыслу слова в речевых играх и т. д. Двигаясь от простого к сложному, мы постепенно, шаг за шагом учим детей видеть, слышать, думать, сравнивать, пробовать.
Особенностью музыкально-игровой деятельности является то, что дети благодаря активному включению в неё не только слушают, повторяют, придумывают, ведут «диалог» с музыкальным руководителем, воспитателем, персонажами, но и постигают такие жизненные ценности как: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность. В свою очередь каждый вид музыкально – игровой деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольника
В презентации рассказано и показано влияние фольклора на развитие дошкольника. Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающа...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Виды игровой деятельности и их роль в психическом развитии дошкольников»
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольномдетстве.В игре ребенок ...
«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»
Мастер-класс для начинающих педагогов. В материале предоставлены Музыкальные игры для дошкольников в ходе самостоятельной деятельности...
Каково значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников.
Основное же значение музыкально-дидактиеских игр- формировать у детей музыкальные спомобности в игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать чувство ритма, темб...
Значение народного фольклора в музыкальном развитии дошкольников
Музыкальный фольклор -явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта муз...
Консультация для родителей "Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию консультацию по музыкально-ритмическому движению детей дошкольного возраста...
Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».
Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...