Азбука ритма
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
ПРОЕКТ
образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «АЗБУКА РИТМА»
возрастная группа: старшая
Выполнил: музыкальный руководитель
Самигуллина Р. А.
Квалификационная категория – высшая
Педагогический стаж – 36 лет.
Туймазы 2021-2022гг.
«Ритм, в самом деле, был вначале»
Генрих Нейгауз.
Введение.
Ритм – яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения. Определенным моментом является работа под равномерную движущуюся пульсацию, которая является основой основ всей ритмической работы. У детей необходимо изначально воспитывать умение слышать эту пульсацию, подчиняя ей исполнение словесного текста, ритмических последовательностей, а в целом – музыкального произведения.
Своеобразие ритма заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в песнях и движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка. Музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком – это основа музыкальности.
Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо.
Появляются современные педагогические системы, программы по ритмике для дошкольных учреждений с использованием нетрадиционных, эффективных разнообразных форм, технологий музыкального воспитания и развития, средств и методов музыкального, физического и эстетического воспитания, которые учитывают современное требование времени.
- Вид проекта – познавательный.
- Сроки реализации проекта: 2021-2022 учебный год.
- Участники проекта – дети 5-6 лет (старшая группа),
педагоги, специалисты МАДОУ.
- Актуальность.
Повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников является одной из актуальных проблем музыкального воспитания. Каждый ребенок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. В работе над развитием чувства ритма развиваются слуховые способности, совершенствуется координация движений, мышление, двигательная память.
Последовательно на каждом занятии работа над ритмом начинается с элементарных движений под музыку. (Музыкальные приветствия, упражнения на развитие памяти и внимания, игры на преодоление двигательного автоматизма, коммуникативные игры, валеологические игры и.т.д).
Дети с проблемами ритмического восприятия не могут пропевать какие – либо звуки: многие не поют, а проговаривают; недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.
При проведении мониторинга, не все дети справились с заданием воспроизвести ритмический рисунок с помощью голоса, хлопков или танцевальных движений; выяснилось, что у детей двигательные навыки недостаточно сформированы, недостаточно хорошо развита речь и координация движений. Поэтому, появилось актуальная необходимость в разработке данного проекта, который поможет в работе с детьми, для развития чувства ритма. Развитое чувство ритма является залогом успешной музыкальной деятельности, оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей, способствует становлению творческой личности ребенка.
Цель.
Развивать чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях посредством ритмических игр и упражнений.
- Задачи.
Образовательные:
- формировать музыкальные способности, слышать различные ритмические отношения в музыке, умение передавать их хлопками, голосом, движением;
- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах; побуждать детей к импровизациям.
Развивающие:
- развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух;
- развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;
- развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, внимание.
- добиваться чистого интонирования, в доступной форме помогать разобраться в соотношении звуков по высоте, их длительности;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к музыкально-ритмической деятельности;
- вызвать интерес к ритмическим играм и упражнениям;
- психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях.
- Ожидаемые результаты реализации проекта.
- накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с ритмическими упражнениями и играми.
-умение детей через ритмические картинки понять и воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений;
- умение четко выполнять танцевальные движения;
- умение самостоятельно придумывать собственный ритмический рисунок;
- осанка детей, кровообращение (дыхательные процессы);
- развитие речевой активности детей, активный словарь должен пополниться новыми словами;
Родители:
- повышение интереса к ритмической деятельности, удовлетворение от совместной деятельности с детьми;
- убеждение, что создание условий по развитию чувства ритма дома, способствуют музыкально-творческих способностей детей.
Воспитатели:
- создают условия для самостоятельной творческой деятельности в группе;
- проводят беседы, закрепляют с детьми игры и упражнения, разученные на музыкальных занятиях;
- проявляют активность во взаимодействии с родителями.
- В систему работы входят:
- азбука ритма;
- музыкальные ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног;
- игры с музыкальными инструментами ударно-шумовой группы;
- музыкально-дидактические игры с ИКТ;
- речевые игры и упражнения;
- музыкально-ритмические движения;
- пальчиковые игры;
- дыхательная гимнастика;
- логоритмические игры и упражнения;
* Программа проектных мероприятий.
1 этап
№ | Комплекс мероприятий | Место проведения | Срок проведения | Ответственные |
1 | Изучение методической литературы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста, исследование чувства ритма у детей старшей группы | Кабинет музыкального руководителя, музыкальный зал. | Сентябрь-октябрь | Музыкальный руководитель |
2 | Разработка конспектов к ООД | Музыкальный кабинет | Октябрь-ноябрь | Муз. рук. |
3 | Подбор игр и упражнений на развитие чувства ритма и применение их на ООД. | Музыкальный зал | Октябрь - март | Муз. рук. |
4 | Приобретение и изготовление атрибутов для игр и упражнений на развитие чувства ритма | Музыкальный кабинет. | В течение года | Муз. рук. |
2 этап
5 | Знакомство с азбукой ритма. | Музыкальный зал | Сентябрь-октябрь | Муз. рук., воспитатели стар. гр. |
6 | Знакомство с речевыми ритмическими играми и упражнениями | Музыкальный зал | Ноябрь | Муз. рук. |
7 | Игры с палочками, с картинками, знакомство с длительностями и ритмическими карточками | Музыкальный зал | Декабрь | Муз. рук. |
8 | Использование музыкально-ритмических игр и упражнений для улучшения развития чувства ритма | Музыкальный зал | В течение года | Муз. рук. |
9 | Мастер-класс для воспитателей: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через ритмические игры и упражнения» | Выступление на педагогическом совете | Ноябрь-декабрь | Муз. рук. Педагоги МАДОУ. |
10 | Использование ритмического рисунка на музыкальных занятиях; игры с музыкальными инструментами, с палочками, ладошками | Музыкальный зал | В течение года | Музык. руков. МАДОУ |
3 этап.
11 | Повторное исследование с использованием тех же методик и заданий | Муз. зал | Апрель-май | Музык. руков. |
12 | Анализ деятельности | Муз. кабинет | Апрель-май | Муз рук. и педагоги |
- Этапы реализации проекта:
1 . Подготовительный этап.
- изучение методической литературы педагогов новаторов (Т. Тютюнниковой, И. Новоскольцевой, И. Каплуновой, В. Гринер, М. Румер, А. Бурениной);
- разработка конспектов к музыкальным занятиям;
- восприятие и воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- подбор игр и упражнений на развитие чувства ритма.
Азбука ритма.
Ритмический мотив «ТА-ТА» - большие кружочки.
Картины: кукла, кошка, чашка, ложка.
Груша, кролик, лейка, столик.
Ритмический мотив «ТИ-ТИ-ТИ-ТИ» - маленькие кружочки.
Картины: Телевизор, пианино, колокольчик, балалайка, неваляшка.
Проговорить названия рисунков словами и ритмическими слогами. Воспроизводить ритм, поочередно шлепая по правому и левому колену.
Картины: Обезьяна, мышка, Буратино, мишка
Кукуруза, земляника, книжка, шишка
Кукла, неваляшка, Чебурашка, ноты
Балалайка, бубен, скрипка, рыбка.
Проговорить названия рисунков словами и ритмическими слогами.
Воспроизводить звук «ТА» - хлопками, а звуки «ТИ-ТИ» - поочередными шлепками по коленям.
Ритмические упражнения:
- «Имена и ритмы». Цель: упражнять в прохлопывании и пропевании своего имени.
- «Подбери картинку». Цель: упражнять в различении и назывании жанра музыки (песня, танец, марш).
- «Слушай и повтори». Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка на ДМИ.
- «Эхо» - упражнять в запоминании ритма и воспроизведении его при пропевании слов.
- «Передай ритм» - развивать ритмический слух, умение воспроизводить ритмический рисунок.
- «Выложи ритм» - упражнять в схематизации ритма.
- «Прохлопай по схеме» - упражнять в воспроизведении ритмического рисунка по схеме.
- «Повтори движение» - упражнять в воспроизведении заданного движения в определенном ритме.
2. Основной этап.
Усложнение ритмических рисунков.
- Развитие чувства ритма:
- в стихах, в пении, в восприятии музыки, в музыкально-ритмических движениях, в играх с палочками, в играх на детских музыкальных инструментах.
Речевые ритмические игры.
- «Зайчик» (речевой твистер).
Длинноухий озорник, в огород ходить привык.
Он по грядкам прыгать стал, всю капусту потоптал.
Мы за ним, он скок-поскок, с огорода наутек. (под музыку «Летка-Енка»).
- Пение с движением.
Утром рано. (приветствие).
Утром рано мы проснулись /потягиваются/
Солнышко, солнышко /фонарики вверху/
Выпиваю чаю я /одна ладошка –блюдце, другая - чашка, подносим ко
рту, как будто пьем/
До донышка, донышка /стучим кулачком по ладошке/
Ем на завтрак бутерброд /кладем одну ладошку на другую/
С маслицем, с маслицем /гладим одну ладошку другой/
Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно: «Здравствуйте! Здравствуйте!».
Музыкальное приветствие. /диалог/.
- Ну, здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
- Как ваше настроенье?
- Очень хорошо!
- Пора нам заниматься?
- Да! Да! Да!
- Мы будем все стараться?
- Так же, как всегда!
- Будем танцевать /пружинка с поворотом/
- И песни распевать!
- Прошу, ребята, вас, за мною повторять! /щенята – гав, мышата – пи/.
Пальчиковые игры: «Разыгра», «Апельсин», «Поросята».
В играх с палочками:
«Палочки-игралочки», «Палочка-выручалочка».
- Ритмические игры, упражнения в движениях.
«Вправо шаг, влево шаг», «Тетя Весельчак», «Ракета».
- Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма:
«Веселые подружки». (игра на ДМИ –ложки)
Семейная игра для развития слуха и ритма:
«Лови ритм», которую можно подготовить в домашних условиях.
Для этой музыкальной игры понадобятся 4 тарелки и 4 конфеты.
Каждый предмет в нашей игре будет обозначаться разными действиями: на тарелочку будем указывать ручками, конфета будет обозначать хлопок, 2 конфеты -2 хлопка, попробуем исполнить под любую польку, который задаст определенный ритм.
- Ритмический оркестр «Новоселье у гномов».
Способствует развитию слухового внимания, чувства темпа в игре на музыкальных инструментах.
У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность.
- Мастер класс для воспитателей:
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через ритмические игры и упражнения».
3. Заключительный этап.
-обобщение результатов;
-анализ деятельности;
- открытое занятие «В волшебном городе под названием Ритм».
Результат проектной деятельности.
В процессе музыкальных занятий с использованием ритмических игр и упражнений укрепляется организм ребенка, координация движений, развиваются музыкальный слух, память, внимание.
Результатом моей работы стали выступления на утренниках и развлечениях, их всегда дети ждут с большим нетерпением, ведь танцы и игра – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях дети становятся дисциплинированными, внимательными, а если зрители – не только дети, но еще и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалось вдвойне.
Можно сделать выводы, что использование ритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях приносит очень хорошие результаты. Уже 85% детей не испытывают трудности при разучивании песен и танцев.
Родители получили удовлетворение от совместной деятельности с детьми.
Конечно, нельзя сказать, что все запланированное удалось, были определенные трудности и проблемы, часть из которых я старалась решать в течение года и которые еще предстоит решить в дальнейшем. Тем не менее, считаю, что данная работа дает положительные результаты в развитии музыкальных способностей детей и в частности музыкально-ритмического слуха.
Перспектива развития проекта.
Данный проект имеет перспективу развития, так как ритмические игры и упражнения, использованные на музыкальных занятиях, вызывают большой интерес, эмоциональный отклик у детей.
Практической значимостью является и то, что данная работа будет представлять интерес для молодых музыкальных руководителей, воспитателей и родителей, заинтересованных в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Проект можно использовать при подготовке к педсоветам, семинарам и РМО музыкальных руководителей; является практическим материалом для повышения квалификации молодых специалистов.
Используемая литература.
1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм» СПБ: Композитор, 2005.
2. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей дошкольников. СПБ: Речь. Образовательные проекты; М: Сфера, 2009.
3. Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников – М: ООО «фирма» Издательства АСТ, 1999.
4. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Москва. Просвещение 1982.
5. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для дошкольников) М. Просвещение 1984.
6. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005.
7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М. 1995.
8. Бакланова Т.И. Новикова Г.П. Музыкальный мир. М.2008.
9. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.
10. Мухаметзянова Р.К. Янкина Д.Р. Музыка в детском саду. (Игры, песни, упражнения на башкирском и русском языках).
11. Информационные ресурсы: сеть интернет, использование компьютерных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РИТМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЕ РИТМА В ОФОРМЛЕНИИ КАЗАЧЬЕЙ ГОРНИЦЫ.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ....
"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет
Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов. Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов - от простого к сл...
Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.
Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....
Проект по развитию ритма у старших дошкольников "В ритме детства"
Проект "В ритме детства"...
2019-2020 . Памятка для родителей, которые хотят развивать у детей чувство ритма. "Игры, развивающие чувство ритма у детей"
Интересный материал для родителей...
Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».
laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....
Азбука ритмов
Азбука ритмов...