Семинар – практикум: «Игра как средство успешной социализации дошкольников».
консультация
Цель: способствовать освоению и последующему активному применению современных игровых технологий в практической деятельности воспитателя.
Задачи:
- Способствовать совершенствованию воспитательно – образовательного процесса по расширению и уточнению представлений об игре, как важном факторе в жизни ребенка.
- Побуждать воспитателей к активному взаимодействию в совместных играх и упражнениях.
- Создать условия для снятия напряжения участников, развитию коммуникативных навыков и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_uspeshnoy_sotsializatsii_doshkolnikov.docx | 136.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»
Цель: способствовать освоению и последующему активному применению современных игровых технологий в практической деятельности воспитателя.
Задачи:
- Способствовать совершенствованию воспитательно – образовательного процесса по расширению и уточнению представлений об игре, как важном факторе в жизни ребенка.
- Побуждать воспитателей к активному взаимодействию в совместных играх и упражнениях.
- Создать условия для снятия напряжения участников, развитию коммуникативных навыков и творческих способностей.
Подготовили и провели:
воспитатели высшей
квалификационной категории
Толмачева Нина Ивановна
Лошина Ираида Валентиновна
Москва, 2021г.
«Игра – это первая школа общественного воспитания ребёнка,
арифметика социальных отношений».
Л. С. Выготский
Мир детства — это чудесный и таинственный остров в мире взрослых.
От того, как сложатся отношения каждого, живущего на нем, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.
Безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. «Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста», писал В. А. Сухомлинский. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки. А поможет реализовать эту задачу – игра, один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации.
- Мы, педагоги, должны создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников, поддерживать игру, а не управлять действиями детей.
- Ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.
На протяжении всего дошкольного детства формы и виды игр меняются и
усложняются. Начинается все с простейших манипуляционных игр с предметами, ознакомления с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры. В статье Т. Репиной «Воспитатели и дети», игра предстает своеобразным способом размышления ребенка о действительности. Это означает, что, экспериментируя, ребенок строит свой, в чем-то новый образ мира.
Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, умение решать конфликтные ситуации. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей, дающий детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социальной компетентности дошкольников.
Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.
Игра:
- знакомит с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения;
- способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения;
- помогает приобретать основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками;
- влияет на развитие личности.
Существует общепринятая классификация игр.
По инициативе детей (самостоятельные игры):
- сюжетно-ролевые
- творческие игры
- игры на бытовые темы;
- с производственной тематикой;
- театрализованные игры;
- игры-забавы и развлечения
По инициативе взрослых (игры с правилами):
- дидактические игры с предметами и игрушками,
словесные, настольно-печатные, музыкально-дидактические;
- подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.
Игра ребенка выполняет следующие функции:
- развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интересу ребёнка);
- коммуникативная (развитие речи, умение находить общий язык с людьми);
- диагностическая (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);
- коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческой совместной жизни);
- воспитательная (организующая деятельность человека);
- моделирующая (связывающая действительность с нереальным).
Условия социализации
дошкольников в игровой деятельности
- оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды;
- формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре;
- создание игровой ситуации, общение взрослого с детьми в процессе игры;
- наблюдение за игрой детей.
Надеемся, наш сегодняшний семинар - практикум поможет актуализировать ваши теоретические знания, уважаемые коллеги, поможет совершенствовать ваше профессиональное мастерство по применению этих знаний в своей педагогической деятельности. Предлагаем приступить к практической части нашей встречи, и для начала стать настоящими сказочниками.
Этюд «Сочиним историю».
Цель: формирование у ребенка положительные взаимоотношения со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить словесно - художественное творчество.
Ход игры: Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
"Скульптор".
Цель: Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников, развивать коммуникативные способности.
Ход игры: один ребенок — скульптор, трое-пятеро — глина. Скульптор "лепит" композицию из "глины", расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название "композиции".
После разгадки Скульптура (Глина) расколдовывается и перестает сохранять позу.
Затем играющие меняются ролями.
«Разговор через стекло»
Цель: обучение использованию мимики и жестов в общении.
Ход игры: дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
Примечание: начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие, поняли друг друга и что им помогло догадаться.
«Создание рисунка по кругу»
Цель: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.
Ход игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.
«Заколдованная тропинка»
Цель: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Ход игры: один из детей – ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
И в завершении нашей встречи, по традиции, я предлагаю вам
послушать притчу.
Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-нибудь!» В первый день сын забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сообщил ему эту новость. Тогда отец ответил юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот, каждый раз, когда не потеряешь терпение». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".
«Играя, дети учатся, прежде всего - развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете», говорил мыслитель XX века Эриха Фромма.
В понимании взрослого человека игра не всегда что-то серьезное, а ведь игра является одним из основных факторов социализации. Очень важно не только давать ребёнку играть в различные игры, но и уделять достаточное количество времени, чтобы играть вместе с ним. Для успешной социализации и развития ребёнка, взрослым (педагогам, родителям) необходимо играть вместе с детьми, показывать им, как правильно играть в те, или иные игры. Через игры дети усваивают всю новую информацию, полученную от взрослых за день, они познают окружающий мир, учатся взаимодействовать с ним. Именно в игре ребёнок обучается полноценно общаться со сверстниками, подчиняться игровым правилам, развивать свою речь, память, воображение и внимание. Игра для ребёнка является способом вхождения во взрослую жизнь.
Таким образом, игра как средство социального развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.
Список литературы
1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 208 с.
2. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
3. Ткаченко И.В., Богачкина Н.А. Играю – значит интересно живу: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 302, (2) с.: ил. – (Дошкольник. Давайте поиграем!).
4. Педсоветы в детском саду: из опыта работы/ Автор-составитель: Дуда О.В. Часть 2. – Брянск: Курсив, 2010. 119 с.
5. Справочник старшего воспитателя. 2008. 4. С. 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию воспитателя на тему «Режиссёрская игра как средство успешной социализации старшего дошкольника».
Планирование целей и задач, мероприятия и предполагаемые результаты....
Семинар-практикум «Игра как средство успешной социализации дошкольников»
Работа с родителями очень актуальна, она трудна, но очень интересна. Когда родители впервые приводят ребенка в детский сад, в этот период происходит установление личных и деловых контактов между педаг...
Семинар – практикум: «Игра как средство успешной социализации дошкольников».
Цель: способствовать освоению и последующему активному применению современных игровых технологий в практической деятельности воспитателя.Задачи:Способствовать совершенствованию воспитательно – о...
Игра, как средство успешной социализации дошкольников
воспитывать доброжелательное отношение между детьми, расширять представление о природе Земли и ее обитателях, обобщить знания детей о дружбе, развивать мышление, память, коммуникативные навыки, в...
Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...
Игра как средство успешной социализации дошкольников.
Социализация детей раннего дошкольного возраста в детском саду направлена на освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений ....
08. Выступление на педсовете на тему: «Игра как средство успешной социализации дошкольников»
Выступление на педсовете на тему: «Игра как средство успешной социализации дошкольников»«Игра как средство успешной социализации дошкольников»...