ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВАМ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.
статья

Башарова Наталья Викторовна

Описание опыта использования дистанционной формы внутрифирменного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВАМ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Башарова Наталья Викторовна, заместитель заведующего по
учебно-воспитательной работе ГБДОУ детский сад № 38 Московского района Санкт-Петербурга

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» (с изменениями на 7 октября 2021 года) приоритетом государственной политики является повышение качества дошкольного образования, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования. Образовательная деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) сориентирована на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования, для достижения данной цели мы используем современные подходы к внутрифирменному обучению, применяем инновационные педагогические и методические технологии[1].

Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям[2].

Внутрифирменное обучение - это процесс постоянного совершенствования знаний и компетентностей, навыков и умений педагогов, их созидательной деятельности, это развитие знаний, умений и навыков, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности в процессе обучения на рабочем месте в целях наилучшего достижения целей организации (повышение качества дошкольного образования).

В каждом конкретном случае основной задачей внутрифирменного обучения является формирование тех профессиональных  компетентностей сотрудников, которые соответствуют потребностям, имеющимся в организации. В связи с этим различают несколько видов внутрифирменного обучения[3] 

  • обучение работников, вновь пришедших в организацию, включающее профессиональную и психологическую адаптацию работника к новым организационным условиям;
  • обучение работников, направленное на повышение уровня компетентности в целях повышения эффективности и качества дошкольного образования.

Одним из основополагающих принципов внутрифирменного обучения является система повышения квалификации педагогических работников, проводимая на базе образовательной организации с привлечением собственных «преподавателей» из числа практических работников и направленная на внедрение в дошкольную практику образовательных инноваций.

В ГБДОУ детский сад № 38 Московского района ведётся активный поиск путей интеграции форм и методов непосредственного обучения педагогов с условиями, необходимыми для переноса полученных знаний и умений в профессиональную деятельность, что способствует обновлению неформальных внутрифирменных форм повышения квалификации. Одной из таких форм является дистанционное внутрифирменное обучение.

Методы обучения при использовании дистанционных форм взаимодействия[4].

  • Самообучение на основе рассылки учебных материалов - наставник отправляет участникам задание для самостоятельной подготовки, а затем проводит проверку знаний.
  • Вебинары - групповое обучение участников на базе специализированной электронной площадки.
  • Видеоконференции - один из методов группового обучения, во время которого участники могут видеть и слышать друг друга.
  • Видеозанятия - запись лекционного материала, позволяющая участникам проходить обучение в удобное для них время.
  • Запись эталонов - короткие видеофрагменты с правильно выполненным алгоритмом действия.
  • Запись кейсов - видеозапись нескольких примеров на различные, реально существующие ситуации, которую создает «преподаватель».
  • Опросы, анкетирование и тестирования с помощью google форм.

Для реализации дистанционного внутрифирменного обучения в ДОУ используются следующие платформы

  • Zoom - удобная организация участников конференции на экране, можно демонстрировать отдельные приложения, есть виртуальная доска. Недостаток - ограничение по времени в 40 минут в бесплатно.
  • Google формы - создание анкет, добавление формы обратной связи на сайт, дистанционная проверка «домашнего задания», проведение онлайн-тестирования.
  • Google диск - облачное хранилище с возможностью загружать данные и, при необходимости, делиться ими с другими.
  • Группы в социальных сетях.

В процессе реализации дистанционной формы внутрифирменного обучения, мы столкнулись со следующими трудностями:

  • Отсутствие разработанной платформы для осуществления дистанционного обучения.
  •  Педагоги технически и психологически не готовы к дистанционному взаимодействия.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности участников.

Несмотря на риски, данная форма взаимодействия с педагогами зарекомендовала себя положительно:

  • Программа обучения разрабатывается и реализуется с учётом потребностей в обучении педагогов нашего учреждения.
  • Обучение без отрыва от производства (на рабочих местах) в течение всей профессиональной деятельности.
  • Возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании.
  • Возможность контроля за ходом обучения.
  • Возможность организации командной работы педагогов ДОУ.
  • Оказание непрерывной квалифицированной методической помощи конкретным педагогам по решению конкретной проблемы.
  • Постоянное повышение квалификации всего коллектива ДОУ, а не только отдельных педагогов.
  • Возможность распространения ценного опыта педагогов ДОУ по приоритетным направлениям развития системы образования.
  • Небольшие расходы на обучение.

Результат организации дистанционного внутрифирменного обучения:

  • Создан «банк» методических, практических материалов, для помощи педагогам по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
  • Созданы мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач новой деятельности;
  • Обеспечено сопровождение в реализации индивидуальных планов профессионального развития педагогов;
  • Созданы условия по обобщению педагогического опыта педагогов.
  • Повышение качества дошкольного образования.

Таким образом, организация внутрифирменного обучения ориентированная на дополнительное профессиональное образование педагогических кадров, способствует совершенствованию профессиональных компетенций работников в соответствии с внутрифирменными требованиями, что повышает качество дошкольного образования, а так же приносит пользу и организации в целом и каждому работнику в частности, повышает его значимость как профессионала в педагогическом сообществе.


[1] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями)

[2] Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования: интернет-журнал. 2012, № 4. С

[3] Патутина Н. А. Внутрифирменное обучение как основная форма реализации корпоративного образования // Науковедение: интернет-журнал. 2013. № 1. С. 52-63

[4] . Кузнецов В.В. Корпоративное образование: содержание и сущность // Кузнецов В.В., Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, №1 (35). с. 51–60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества образования в дошкольной образовательной организации

Одним из путей решения проблемы обеспечения качества дошкольного образования является создание эффективных механизмов оценки данной деятельности-мониторинга качества дошкольного образования с учетом с...

Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"

В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...

Эффективные формы организации методической работы как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении

На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего...

«Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»

ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»).  Под «образовательной с...

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

" Повышение качества образования в дошкольном образовательном учреждении через формирование информационно-технологической компетентности педагогов "

Педагогический проект.Актульность. Концепция модернизации российского образования на   определяет пути повышения качества образования, что предполагает внедрение информационных технологий в ...

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...